Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:37, реферат
Наряду с «Вестником Европы» к числу изданий-долгожителей принадлежит «Сын Отечества», выходивший в Санкт-Петербурге с 1812 по 1852 г. Основатель и редактор журнала Николай Иванович Греч получил на его организацию от царской фамилии 1 тыс. рублей. Название журнала подчеркивало патриотический замысел и гражданское назначение периодического издания, созданного в пору народного противостояния наполеоновскому нашествию. Содержание, жанры, иллюстрации «Сына Отечества» служили главной цели — пробуждению в сердцах читателей патриотических чувств. Война трактовалась как освободительная борьба народа за национальную независимость.
Наряду с «Вестником Европы» к
числу изданий-долгожителей принадлежит
«Сын Отечества», выходивший в Санкт-Петербурге
с 1812 по 1852 г. Основатель и редактор
журнала Николай Иванович Греч получил
на его организацию от царской
фамилии 1 тыс. рублей. Название журнала
подчеркивало патриотический замысел
и гражданское назначение периодического
издания, созданного в пору народного
противостояния наполеоновскому нашествию.
Содержание, жанры, иллюстрации «Сына
Отечества» служили главной цели
— пробуждению в сердцах
Таков был и лейтмотив статьи «Послание
к русским» А. П. Куницына — ученого и педагога
Царскосельского лицея, о котором Пушкин
сказал: «Он создал нас, он воспитал наш
пламень». Статья отличалась оптимизмом,
уверенностью в победе народа, который
защищает свою землю от захватчиков. Мысль
о непобедимости борющегося за свободу
народа получила развитие в оригинальных
и переводных публикациях «Сына Отечества»:
«Освобождение Швеции от тиранства Христиана
II, короля датского» И. Кайданова, «Речь
скифского посла Александру Македонскому»
в переводе с латинского Куницына и др.
Ход военной кампании оперативно освещался
в жанрах зарисовки и репортажа, героями
которых являлись солдаты, идущие на смерть
за Отчизну; крестьяне-партизаны, с вилами
в руках наводившие страх на врага. Рядом
с этими материалами, иллюстрировавшими
народный характер войны, печатались басни
И.А. Крылова, карикатуры А.Г. Венецианова
и И.И. Теребенева, ставшие живой летописью
героических событий. Политические новости
из Европы помещались в регулярных приложениях
к журналу.
После завершения военных действий в «Сыне
Отечества» стали сотрудничать вернувшиеся
с поля боя офицеры, будущие декабристы,
талантливые писатели и публицисты —
Ф. Глинка, А. Бестужев, Н. Муравьев, Рылеев,
Н. Тургенев, Кюхельбекер, Грибоедов, Пушкин
и др.
На титульном листе «Сына Отечества» значилось:
«Журнал исторический, политический и
литературный» (последнее слово появилось
в 1814 г.).
Как журнал исторический
«Сын Отечества» обращался к замечательным
событиям прошлого России и прежде всего
к «грозе двенадцатого года». В этой связи
программное значение имела статья «Рассуждение
о необходимости иметь историю Отечественной
войны 1812 года» Ф. Глинки — участника военных
действий, автора «Писем русского офицера»,
члена тайных обществ декабристов. В своей
статье Ф. Глинка делился соображениями
о том, кто должен писать историю Отечественной
войны, каково должно быть ее содержание
и каков слог. В качестве авторов героической
летописи, по его мнению, должны быть непосредственные
участники сражений, которые могут правдиво
показать подвиг народа, отстоявшего национальную
независимость. Подобно тому, как в
зеркале вод отражаются большие деревья
и маленькие кустарники, пишет автор, так
и в будущей истории войны необходимо
осветить участие всех народностей, защищавших
Отечество. Писать о подвиге народа, по
мнению Ф. Глинки, следует чистым и ясным
слогом, доступным людям всякого состояния,
ибо все сословия «участвовали в славе
войны и в свободе отечества».
Как журнал политический
«Сын Отечества» обращался к событиям
внешней и внутренней жизни страны. В статье
А. Куницына 1818 г. «О состоянии иностранных
крестьян» ставились под сомнение доводы
публицистов, считавших положение русского
крестьянина предпочтительным по сравнению
с иностранным, так как о его благосостоянии
печется помещик. По словам Куницына, русский
крестьянин лишен главного — личной свободы.
Опубликованная в следующем номере «Сына
Отечества» статья Куницына «О конституции»
продолжала заявленную тему и утверждала
преимущества конституционного парламентского
правления.
Состояние литературной
жизни России находило постоянное отражение
в журнале. В статьях А.Бестужева, Кюхельбекера,
Рылеева рассматривались магистральные
вопросы развития отечественной словесности,
утверждалась идея самобытной литературы.
В статье «Несколько мыслей о поэзии»
Рылеев выступал против духа рабского
подражания, за истинно национальную поэзию
гражданской направленности. В полемике
вокруг комедии Грибоедова «Горе от ума»,
поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», баллады
Жуковского «Людмила» выявлялась литературно-эстетическая
позиция «Сына Отечества», его ориентация
на народность, национальную самобытность
искусства, гражданский романтизм.
После событий на Сенатской площади «Сын
Отечества» претерпел существенные изменения
в направлении, составе сотрудников и
сделался заурядным официозным изданием.
В 1825 г. соредактором Н.И. Греча стал Ф.В.
Булгарин, журнал постепенно растерял
подписчиков (с 1200 до 300), а в 1829 г. «Сын Отечества»
слился с журналом Булгарина "Северный
архив".