Здательства и издающие организации, издательский репертуар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:13, доклад

Краткое описание

Под издательством понимается государственное, общественное, кооперативное, акционерное или частное предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов, нот, плакатов, электронных и комбинированных изданий и других видов продукции. Под издающей организацией - предприятие, учреждение, организация, обладающие правом на издательскую деятельность и ведущие ее главным образом ради собственных нужд.
В 1980 году в Советском Союзе выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из которых 163 подчинялись напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образовании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности получили около 16 тысяч структур различных форм собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Издательства и издающие организации. Издательский репертуар.docx

— 24.24 Кб (Скачать файл)

Глава 1

    1. Издательства и издающие организации. Издательский репертуар.

Под издательством понимается государственное, общественное, кооперативное, акционерное или частное предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и  реализацию книг, газет, журналов, нот, плакатов, электронных и комбинированных  изданий и других видов продукции.  Под издающей организацией - предприятие, учреждение, организация, обладающие правом на издательскую деятельность и ведущие  ее главным образом ради собственных  нужд.

В 1980 году в Советском  Союзе выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из которых 163 подчинялись  напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образовании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности получили около 16 тысяч структур различных форм собственности.

Производителями книг в России являются:

  • издательства, выпускающие литературу на разную тематику;
  • учреждения,  выпускающие учебную и научную литературу узкого профиля, в основном, вузы и НИИ;
  • издающие организации, выпускающие ведомственную производственную литературу узкого профиля;
  • частные лица, издающие по 1–2 книги в год.

В зависимости от выпускаемой  литературы, масштабов выпуска, формы  собственности и других факторов издательства могут быть классифицированы по различным признакам:

  • по видам издаваемой литературы и ее читательскому назначению издательства могут быть универсальными и специализированными. Так, издательство «Республика» (до 1991 года - Политиздат») выпускает общественно-политическую литературу, «Художественная литература» - художественную, «Большая Российская Энциклопедия» - энциклопедическую, ряд научно-технических издательств («Радио и связь», «Стройиздат», «Транспорт», «Колос», «Энергоатомиздат» и др.) - литературу для соответствующих отраслей экономики. Специализированы и многие негосударственные издательства. Научно-издательский центр «Ладомир», например, выпускает главным образом научные издания, издательство «ГЭОТАР МЕДИЦИНА» - литературу по медицине, ООО «Издательский дом ИНФРА-М» - специализируется на деловой литературе и так далее. К издательствам, специализированным по читательскому назначению, относятся, например, государственное издательство «Детская литература», частное издательство «Росмэн», издательство «Молодая гвардия»;
  • по форме собственности издательства могут быть государственными и частными, кооперативными и акционерными, партийными и издательствами общественных организаций, иной, в том числе смешанной собственности;
  • по территориальному признаку издательства могут быть местные, национальные, транснациональные. К национальным издательствам относятся такие, как «Просвещение», «Высшая школа», «Большая Российская Энциклопедия» и др. К местным - региональные издательства, такие, как Ростовское, Калининградское, Омское книжные издательства, издательства республик: «Магариф» (г. Казань), Калмыцкое книжное издательство (г. Элиста), Мордовское книжное издательство (г. Саранск) и др. В России пока нет издательств, которые действовали бы на транснациональном уровне, как, например, «Бертельсман», «Мондадори» и иные современные крупные издательские структуры на Западе;
  • по масштабу деятельности издательства могут быть крупными, выпускающими свыше 100 книг в год, средними и малыми, выпускающими от нескольких до нескольких десятков книг в год. К числу крупных в России относится около 50 издательств («АСТ», «Олма-Пресс», «Просвещение», «Наука» и др.). Остальные - средние и малые;
  • по знаковой природе информации выпускаемых изданий издательства можно подразделить на те, что выпускают текстовые книги, нотные издания, картографическую продукцию, издания для слепых и слабовидящих, различные виды электронных изданий и так далее. Например, государственное издательство «Музыка» и частное издательство «Кифара» выпускают нотную продукцию, издательство «Репро» - книги для слепых по системе Брайля, издательское предприятие «АВЕРС» - картографическую продукцию.

Принимая во внимание особенности  территориального строения издательской системы России, в структуре российского  книжного рынка могут быть выделены две составляющие: московская и региональная. Регионы представлены на московском книжном рынке в основном научной  и научно-популярной литературой, а  Москва на книжном рынке регионов доминирует по всем разделам ассортимента массовых изданий.

Данные по географии книгоиздания демонстрируют доминирующую роль Москвы, где расположена примерно половина всех действующих издательств страны (причем практически все крупнейшие издательства, выпускающие определяющую долю суммарного тиража книг и брошюр). На долю Москвы приходится примерно 60% выпускаемых названий и более 80% тиражей. Доля Санкт-Петербурга – около 8% названий и 5% общенациональных тиражей. Показательно, что за прошедший год Москва «отобрала» у регионов 1% выпущенных названий и целых 4% тиражей.

Скромный удельный вес  регионов в общем выпуске печатной продукции и их отставание в темпах развития принято объяснять, прежде всего, монополизацией книжного рынка. Несколько столичных гигантов издательской индустрии во многом определяют общую  картину продаж книг и брошюр.

В российских регионах сейчас действует более 2,5 тыс. издательств. Среди ведущих региональных издательств  основное место занимают университетские, которые выпускают учебную и некоторые виды научной литературы.

По данным республиканского агенства по печати и массовым коммуникациям  «Татмедиа» на сегодняшний день в Республике Татарстан существует порядка 230 организаций, занимающихся полиграфической деятельностью, из них более 40 —  книжные издательства. [17]

Основная издательская деятельность проходит в столице республики городе Казань, и хотя издательскую активность можно наблюдать и в других городах (Альметьевск, Набережные Челны  и пр.) их вклад не является определяющим, так как не достигает и 5%. [15, стр. 10]

Казань является безусловным  лидером книгоиздания Среднего Поволжья, существенно опережая своего главного конкурента - Самару. В городе наблюдается  интенсивный рост числа издательств. Если в 1991 году в Казани действовало 19 издательств и издающих организаций, то в 2004 году – уже 61. На данный момент число издательств и издающих организаций выросло до 127.

Исследуя издательскую деятельность республики Татарстан, нельзя обойти стороной вузовское книгоиздание. Если в центральных  регионах вузовские издательства хоть и развиты, но не являются определяющими, то в Среднем Поволжье и в частности  в Татарстане вузы занимают значительную часть всей книгоиздательской деятельности республики.

Издательский репертуар  представляет собой существование  и движение книги в издательском деле. Формирование издательского репертуара – сложный процесс. Репертуарная стратегия является доминантой издательской деятельности. Для современного учебного книгоиздания репертуарная стратегия является системным началом. В практической деятельности ведущих издательств формируются определенные репертуарные стратегии. Выбор издательством какой-либо репертуарной стратегии не исключает наличия в его репертуаре произведений, не отвечающих данной репертуарной стратегии. Все равно приоритетность избранной издательством репертуарной стратегии, как правило, сохраняется.  Чтобы сделать работу издательства по-настоящему эффективной, издатели при формировании репертуарной стратегии должны ориентироваться не столько на сложившийся в данный период уровень книжных потребностей, сколько на перспективу его развития. В этом заключается специфика репертуарной стратегии в ее современном виде.

Рассматривая издательский репертуар в Татарстане, можно  отметить, что в республике  большое  внимание уделяется изданию социально  значимой литературы. Внимание уделяется  как непосредственно изданию  художественной литературы на национальном (татарском) языке и её переводу на другие языки, так и исследованиям  в области литературы и языка. В последние годы при поддержке  Президента Республики Татарстан увидели  свет пятитомные сборники произведений татарских писателей, среди которых  Шавкат Галиев, Аяз Гилязов, Ахсан Баян и Ильдар Юзеев.

Изданием художественной литературы занимается в основном Татарское  книжное издательство, а исследованиями и изданием их результатов – преимущественно  Институт языка, литературы и истории  и издательство Академии Наук Республики Татарстан «Фэн».

Вторым крупнейшим тематическим разделом в книгоиздании Казани является «Народное образование. Педагогика». Большое число названий связано  с интенсивным развитием и  реформами системы образования, повлёкшими за собой большую степень  разнообразия учебных программ и  методик, а высокие для Среднего Поволжья тиражи – изданием общеобразовательных  учебников на татарском языке.

Также большое внимание в  Казани уделяется выпуску религиозной  литературы исламского толка, нередко  на арабском языке. В Татарстане действует ряд религиозных организаций, самые крупные из которых – это татарский молодёжный центр исламской культуры «Иман» и объединение исламских врачей «Шифа». Выпускается также литература и по другим религиозным течениям. Следует отметить здесь очень небольшое число изданий «нетрадиционной» религиозной тематики, то есть по сути сектантской, имеющей в своей основе христианство или буддизм.

В Казани возрастает выпуск изданий по общественным и гуманитарным наукам, особенно по истории и культуре   народа и Татарстана, по проблемам  их изучения, а также по политологии  и политическим наукам, экономике  и юриспруденции. Выпуск этих изданий  также находится в основном в  ведении государства и осуществляется через ведомства и государственные  издательства: Татарское, книжное издательство, Институт языка, литературы и истории  и издательство Академии Наук Республики Татарстан «Фэн», а также вузовские издательства.

Большое внимание уделяется  в Казани и медицинскому книгоизданию. В Казани находится один из крупнейших вузов России, имеющий давние традиции медицинского образования и, соответственно, книгоиздания – Казанский федеральный университет. Помимо этого при Министерстве здравоохранения Республики Татарстан с 1994 года функционирует своё издательство – «Медицина». Его деятельность достаточно интенсивна и ведётся в сотрудничестве с вузами медицинского профиля.

В промышленном комплексе  Татарстана доля топливной (нефтяной) промышленности составляет около 42%, химической и нефтехимической – 20 %. Поэтому  в тематической структуре казанского книгоиздания заметное место занимает литература о химической технологии и химической промышленности, а также  о проблемах экологии и охраны окружающей среды. Доля машиностроения в промышленности Татарстана составляет около 20 %. Соответственно, заметное место  занимает литература по машиностроению. Пищевая промышленность Татарстана имеет несколько меньшую, но тоже довольно заметную долю – 7 %. Поэтому  выпуск литературы по сельскому и  лесному хозяйству (животноводство, ветеринария, растениеводство) занимает существенное место в тематической структуре книгоиздания Казани.

Таким образом, в Казани тематическая структура книгоиздания определяется национально-культурными особенностями  региона, а также структурой промышленного  производства, с которой довольно тесно связано

развитие высшей профессиональной школы.

В книгоиздании Казани представлены все виды изданий по целевому назначению. Явно преобладают учебные, научные  и литературно-художественные издания. Основной вклад в издание учебной  литературы вносят издательство «Магариф»  и вузовские издательства. Научные  издания преимущественно выпускаются  вузами. Заметный рост тиражей наблюдается  только у рекламных изданий. Колеблются тиражи массово-политических, официальных, справочных, научно популярных и учебных  изданий. Снижаются тиражи научных, производственно-практических, нормативных  производственно-практических, литературно-художественных и изданий для досуга.


Информация о работе Здательства и издающие организации, издательский репертуар