Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:54, контрольная работа
1. Разработка концепции человеческого развития и ИЧР позволила сформулировать качественно новый, перспективный подход к пониманию общественного прогресса и предложить значительно более емкий его индикатор, нежели ВВП. Этот индикатор позволяет не только ранжировать страны по уровню человеческого развития и оценивать его динамику, но и сопоставлять достижения в различных измерениях человеческого развития.
Задание:
Проанализируйте данные табл. 1 с точки зрения концепции устойчивого человеческого развития.
Концепция устойчивого развития была предложена, а точнее, сформулирована на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Первоначально эта концепция была ориентирована на решение глобальных проблем выживания человечества на фоне взаимодействия природы и общества. История самого термина “устойчивое развитие” фактически началась с Декларации Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), а также с работ Римского клуба, когда была отчетливо осознана и обозначена проблема негативных последствий техногенных трансформаций социоприродных систем. Созданная в результате Международная комиссия при ООН по окружающей среде и развитию поставила задачу сформировать соответствующую программу, для названия которой было предложено понятие “устойчивое развитие”, которое было закреплено как термин на упомянутой Конфереции ООН в Рио-де-Жанейро [4].
Русский перевод английского словосочетания sustainable [5] development – “устойчивое развитие” – сделан был, похоже, впопыпах. Неточно были переданы “дух и буква” этого словосочетания: его значение прямо-таки в неопозитивистской традиции трансформировалось в подобие обобщенной характеристики траектории развития некоей абстрактной системы. Само слово “устойчивость” не могло не вызывать механистических ассоциаций. В дальнейшем этот термин, поначалу ориентированный на комплексную проблематику социоприродной коэволюции, стал употребляться уже в контексте социально-экономического развития, но физикалистский акцент остался.
Если проанализировать данные таблицы №1, то можно сделать вывод о вполне устойчивом человеческом развитии России в 2004 году в сравнении с 2003 годом.
Как видно из данных, приведенных в таблице, общий объем доходов страны в 2004 году составил 2425 млрд. рублей, что говорит об увеличении доходов России на 28%, в том числе, существенно увеличились налоговые доходы (30%), в частности, налог на совокупный доход, платежи для использования природными ресурсами.
Если посмотреть на статьи расходов, то их рост в 2004 году составил 10% от величины расходов 2003 года, в том числе, увеличились расходы на национальную оборону, на правоохранительную деятельность, на обеспечение безопасности государства, на социальную политику, и существенно снизились расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных действий.
Как следствие, в 2004 году наблюдается увеличение профицита бюджета в 2004 году в сравнении с 2003 годом. О чем это свидетельствует.
Профицит бюджета – это превышение доходов
федерального бюджета над его общими расходами.
Увеличение в доходах увеличивает бюджетный
профицит и сокращает бюджетный дефицит.
Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный
дефицит зависят не только от государственной
политики, касающейся расходов и налогообложения,
но также и от уровня активности в экономике.
И государственные расходы и подоходные
налоги оказывают не только непосредственное
воздействие на бюджетный профицит, но
и косвенное воздействие, влияя на объем
производства и доходы.
, где
BS – бюджетный профицит;
t – налоговая ставка;
Y – выпуск (производство, доход);
G – государственные закупки;
TR – трансфертные платежи.
Из этой формулы мы видим, что увеличение
государственных расходов сокращает бюджетный
профицит на сумму расходов, но оно часто
компенсирует это сокращение ростом налогов,
которое вытекает из увеличения в доходах,
вызванного увеличением в совокупном
спросе.
Средства финансового
резерва могут использоваться только
на:
- замещение внутренних источников финансирования
дефицита федерального бюджета: поступлений
от размещения государственных ценных
бумаг, поступлений от продажи имущества,
находящегося в государственной собственности;
- замещение внешних источников финансирования
дефицита федерального бюджета;
- погашение государственного долга Российской
Федерации.
Но экономическая политика страны должна быть направлена, в первую очередь, на снижение налогового бремени, а не на подавление деловой активности экономических агентов при формировании избыточных доходов бюджета (профицита). Опыт зарубежных стран показывает, что при отсутствии развитого предпринимательского сектора эффективное развитие экономики невозможно. В частности, в США бюджет был дефицитен, за редким исключением, на протяжении многих лет. При этом целью экономической политики является стимулирование деловой активности экономических агентов, a основным инструментом бюджетной политики — поддержка приоритетных направлений развития. Жесткая бюджетная политика, ориентированная на превышение доходов над расходами (фактическое изъятие денег из экономики) с образованием профицита, не соответствует этим целям.
Таким образом, данные таблицы №1, которые, на первый взгляд, кажутся довольно оптимистичными с точки зрения человеческого развития, на самом деле говорят о печальных последствиях, так как профицитный бюджет влечет за собой увеличение налогового бремени и, как следствие, подавление активности экономических агентов, к снижению уровня доходов.
Согласно концепции человеческого развития одной из ключевых проблем общества на каждом этапе, наряду с возможностью прожить долгую здоровую жизнь и получить образование, является доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. Достойный уровень жизни в стране и обществе достигается благодаря экономическому росту, а для каждого человека – посредством справедливого распределения благ и доходов в обществе. Для большинства населения источником дохода является труд, причем концепцией человеческого развития в качестве одного из основных признаков рассматривается его продуктивность. Подразумевается, что люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться за достойное денежное вознаграждение. Поэтому экономический рост, динамика занятости и заработной платы являются составляющими моделей человеческого развития.
Таблица 1
Исполнение бюджета РФ на 01.10. 2003-2004 гг., млрд. р.
На 01.10.2003 г |
На 1.10.2004 г | |
1 |
2 |
3 |
Доходы, всего |
1896 |
2425 |
В том числе: |
||
Налоговые доходы |
1743 |
2252 |
в том числе: |
||
Налоги на прибыль |
385 |
467 |
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы |
841 |
865 |
Налоги на совокупный доход |
6 |
149 |
Налоги на имущество |
1 |
98 |
Платежи для пользования природными ресурсами |
180 |
310 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
322 |
594 |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
5 |
14 |
Неналоговые доходы |
140 |
161 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций |
91 |
124 |
Административные платежи и сборы |
1 |
1,9 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
1,4 |
1,1 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
41 |
27,7 |
Расходы, всего |
1657 |
1837 |
в том числе: |
||
Национальная оборона |
242,9 |
291 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
162 |
211,6 |
Военная форма |
11 |
4,7 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
18 |
16 |
Государственное управление и местное самоуправление |
42 |
49,8 |
Промышленность, энергетика и строительство |
39 |
36,9 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
17,9 |
16 |
Образование |
62 |
77 |
Культура, искусство и кинематография |
9,5 |
10,7 |
Здравоохранение и физическая культура |
25,4 |
28,6 |
Социальная политика |
101 |
112 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
194 |
179 |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы |
578,5 |
627 |
Профицит бюджета |
238,8 |
588 |
4. Раскройте сущность взаимосвязи здоровья населения и человеческого развития.
Никак нельзя назвать случайностью, что именно в годы кардинальных успехов в борьбе со смертью возникла концепция человеческого развития. Здоровье и долголетие не только составляющие, не только следствия, но и важнейшие предпосылки развития человеческого потенциала. Наличие двусторонних связей можно сформулировать следующим образом:
Рост продолжительности жизни, укрепление здоровья | |
есть следствие: – индустриального развития; – прогресса науки (в том числе медицины); – роста гигиенической культуры населения и образовательного уровня вообще; – ликвидации сословного и иного априорного, внеэкономического неравенства. |
есть необходимое условие: – увеличения производительности и, вообще, эффективности труда, прогресса экономики; – роста уровня образования, прогресса науки в широком смысле слова (способность к обучению, межпоколенные связи, накопление знаний); – изначального «равенства» вообще и равенства мужчин и женщин, в частности; – реального права выбора. |
В отличие от связей, перечисленных в левой графе таблицы, которые уже рассмотрены в нашем кратком очерке истории смертности, содержание правой графы требует особого комментария. Прогресс не только предпосылка, но и следствие снижения смертности. Снижение смертности открывает возможность накоплению знаний как на основе личного более длительного жизненного опыта, так и в ходе взаимодействия поколений. Значительно более надежной становится трансляция культурных ценностей от поколения к поколению.
Ускоряется развитие науки. И сегодня здоровье – важное условие получения образования в молодости и дальнейшего его совершенствования.
Достаточно очевидна связь здоровья со способностью к эффективному труду и увеличению личного и общественного благосостояния.
Низкий уровень здоровья препятствует развитию экономики (низкая производительность труда, высокая инвалидизация плюс, возможно, высокие расходы на поддержание жизни).
Высокая смертность – одна из основных причин отсутствия права выбора в традиционных обществах. При низкой продолжительности жизни, априорная заданность социальных ролей – условие выживания социума, поскольку отсутствует резерв времени для экспериментов.
Достаточно долгая и здоровая жизнь – необходимое условие не только права выбора, но и возможности его реализации, реализации человека как индивида и члена общества. Снижение смертности и рост производительности труда – два фактора, без которых свобода выбора невозможна.
Когда продолжительность жизни не превосходит 35 лет, для поддержания существования человеческого сообщества (популяции) каждая женщина должна родить в среднем 6 детей. Понятно, что в таких условиях невозможно реальное равенство полов, так как женщины вынуждены непрерывно рожать для сохранения популяции.
Среди прав человека важнейшее – право на жизнь, без него, в конечном счете, лишаются смысла все иные права и свободы. Физическое и психическое здоровье суть необходимые предпосылки его полной реализации. Люди дорожат жизнью, поскольку она далеко не бесконечна. Но нездоровье нередко превращает жизнь человека в пытку, ведет к добровольному отказу от своего главного права. Рост продолжительности жизни сегодня рассматривается как норма демографической динамики. В то же время, существуют страны с противоположным трендом смертности. Возникает вопрос – как следует оценивать положение дел с развитием человеческого потенциала в стране, где уровень смертности растет. Ответ на этот вопрос дал видный экономист и социолог, лауреат Нобелевской премии 1998 г., один из разработчиков теории развития человеческого потенциала Амартья Сен [Amartya Sen, 1998].
В 1995 г. он прочел в Исследовательском центре «Инноченти» UNICEF во Флоренции лекцию «Смертность как индикатор экономического успеха или неудачи», которая в 1998 г. была опубликована как журнальная статья. По мнению Сена, уровень смертности отражает способность общества преобразовать экономические ресурсы в наиболее важные с его точки зрения товары и услуги. Простой индикатор смертности может больше сказать об уровне и направлении общественного развития, чем комплекс макроэкономических индикаторов.
Опираясь на точку зрения Амартья Сен, мы можем сделать вывод, что экономическое и социальное развитие России в ХХ веке и начале XXI века не может считаться успешным.
5. Концепция человеческого развития рассматривает инвестирование в развитие человека как двусторонний процесс. С oдной стороны, это расширение человеческих возможностей путем укрепления здоровья, приобретения знаний, совершенствования профессиональных навыков. С другой стороны, это процесс использования людьми приобретенных ими способностей для производительных целей или для отдыха, культурной, политической деятельности.
Вопросы для размышления:
В чем заключается принципиальное отличие концепции человеческого развития от концепции человеческого капитала?
Предложенная концепция человеческого развития охватывает все многообразие жизнедеятельности людей. Вместе с тем возникают вопросы, возможно ли практическое применение этой концепции, поддаются ли количественной оценке уровень и динамика человеческого развития, какие показатели могут быть наиболее адекватными для такой оценки.