Исследование эмпоронимов города Уштобе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:06, доклад

Краткое описание

Трудно представить нашу жизнь без названий. Мы настолько привыкли к ним, что не задумываемся об их происхождении, истории, о причинах возникновения того или иного названия. В последнее время в Уштобе открываются новые магазины. «Лицом» любого магазина является его название, и от того, какую информацию оно несет покупателю, может многое зависеть. Каждое из названий выполняет целый комплекс различных функций, совмещает в себе определенную гамму значений.

Содержание

Введение3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования эмпоронимов. Обзор литературы по выбранной теме4
Глава 2. Исследование эмпоронимов г.Уштобе
2.1. Смысловая классификация эмпоронимов5
2.2. Способы наименования торговых объектов7
2.3. Классификация эмпоронимов с точки зрения функций8
2.4. Результаты опроса10
Заключение11
Список использованной литературы12

Вложенные файлы: 1 файл

Эмпоронимы готовые..docx

— 94.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Направление Языкознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование эмпоронимов города Уштобе

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Выполнена ученицей 8 класса «В»

СШ имени М.Горького с ДМЦ

   

Цай Снежаной Романовной

   

Научный руководитель –  учитель русского языка и литературы

   

Ким Октябрина Владимировна


 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

с. Бастобе, 2013

 

 

Содержание

Введение3

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования эмпоронимов. Обзор литературы по выбранной теме4

Глава 2. Исследование эмпоронимов г.Уштобе

2.1. Смысловая классификация эмпоронимов5

2.2. Способы наименования  торговых объектов7

2.3. Классификация эмпоронимов с точки зрения функций8

2.4. Результаты опроса10

Заключение11

Список использованной литературы12

Приложения

Приложения 1. Название магазинов  и предприятий сфер обслуживания 13

Приложение 2. Смысловая классификация  эмпоронимов14

Приложение 3. Способы наименования 15

Приложение 4. Функциональная классификация эмпоронимов16

Приложение 5. Результаты опроса 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трудно представить нашу жизнь без названий. Мы настолько  привыкли к ним, что не задумываемся об их происхождении, истории, о причинах возникновения того или иного  названия. В последнее время в Уштобе открываются новые магазины. «Лицом» любого магазина является его название, и от того, какую информацию оно несет покупателю, может многое зависеть. Каждое из названий выполняет целый комплекс различных функций, совмещает в себе определенную гамму значений.

Исследователи языка русского города Б.Я. Шарифуллин, Т.В. Шмелева [4, 5] единодушны в том, что изучение особенностей языкового облика современного города, частью которого являются и названия торговых предприятий, является актуальной проблемой как с точки зрения выявления особенностей отдельного города, так и с точки зрения лингвоэкологии.

Актуальность данного исследования обусловлена повышением интереса в последние десятилетия к языковым особенностям названий современных городских объектов, выявлению их специфических черт. Названия торговых предприятий нашего города ранее не исследовались. Принимая во внимание данную ситуацию, считаем, что назрела необходимость общего теоретического изучения данных онимов, анализа их структурно-семантических характеристик, закономерностей возникновения и функционирования в лингвистическом пространстве такого многонационального города, как Уштобе.

Цель: изучить особенности эмпоронимов города Уштобе, классифицировать их, выявить их региональные особенности и определить самый популярный эмпороним.

Задачи:

  1. изучить теоретический материал по теме «Эмпоронимы»;
  2. провести лингвистические экскурсии по городу, понаблюдать и собрать сведения о названиях  торговых предприятий;
  3. классифицировать эмпоронимы;
  4. выявить смысловые группы эмпоронимов;
  5. рассмотреть способы наименования торговых предприятий;
  6. выявить региональные особенности уштобинских эмпоронимов;
  7. провести социологический опрос жителей нашего села и города;
  8. выяснить, какие названия привлекают/отталкивают потребителей.

 

Гипотеза: владельцы магазинов стремятся назвать свои торговые точки красиво, оригинально и информативно, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей. Среди эмпоронимов г. Уштобе можно выделить различные смысловые группы; эмпоронимы выполняют в основном рекламную функцию, привлекающую внимание потребителей.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней выявляются основные свойства эмпоронимов, исследование способствует дальнейшему развитию важного раздела языкознания – ономастики.

Практическая  ценность – возможность использования материалов исследования в преподавании уроков лексики и словообразования.

 

Объект исследования: эмпоронимия г. Уштобе.

Предмет исследования: наименования торговых предприятий и предприятий сферы обслуживания г. Уштобе.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, классификация, тестирование, критическое изучение литературы по теме исследования, обобщение, метод наблюдения, описательный метод, реализованный в приемах собирания, систематизации, обобщения и интерпретации материала. Для установления наиболее типичных семантических и словообразовательных типов привлечен статистический метод.

Источниками материала послужили, тексты рекламных объявлений, публикуемые в печатных средствах массовой информации, результаты опроса.

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования эмпоронимов

 

1.1. Обзор литературы по выбранной теме

В первое десятилетие XXI века языковой облик современного города привлекает внимание многих языковедов. Уже традиционными можно назвать исследования, связанные с изучением устной городской речи, выявлением социальных, территориальных, возрастных особенностей речи горожан, описанием жанров городского общения и т.д. Менее изученной остается другая область исследований языка города, связанная с изучением текстов городской среды - номинаций городских объектов, торговых вывесок, афиш, рекламных текстов, объявлений.

Б. Я. Шарифулин в статье «Языковая политика в городе» выделяет основную проблему языковой политики в сфере городской ономастики «вопросы наименования и переименования, как самих городов, так и внутригородских объектов [4, с. 5-27].

Мы в своем понимании опираемся на определение эргонима - термина, закрепленного Н.В. Подольской для обозначения наименования делового объединения людей. Под «деловым объединением людей» исследователь подразумевает любые союзы, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружки [1, c. 151].

В отдельную подгруппу  эргонимов выделяются эмпоронимы (названия торговых учреждений, предприятий сфер обслуживания). Т.В. Шмелева вводит понятие «эмпороним» для обозначения названий магазинов, сюда же относятся названия парикмахерских, баров, кафе, бильярдных клубов, благотворительных организаций и др. [5].

Эмпоронимия (от греч.‘торговля’ + оним) является одним из основных элементов в лингвистическом описании современного города. В основе описания эмпоронимов лежат принципы, рассмотренные Т.В.Шмелевой в работе «Язык города. Наименования магазинов» [5, c. 9].

При образовании эмпоронимов номинаторы используют различные способы, такие, как сложение, онимизация апеллятива, заимствование, аббревиатуры и составные наименования.

Эмпоронимы также можно рассматривать с функциональной точки зрения. Современные исследователи, например, Романова Т. П. в статье «Проблемы современной эргонимии», выделяют следующие функции названий торговых предприятий: номинативную, информативную, рекламную. Номинативная – функция идентификации объекта – главная функция любого собственного имени. Информативная и рекламная – специфические функции названий, предназначенных для сферы реализации товаров и услуг [2, c.3]. Также Романова Т. П. в своей статье отмечает, что при слиянии рекламной и информативной функций образуется рекламно-информативная функция, которая информирует об объекте продажи и одновременно дает предприятию высокую оценку. Поэтому соединение этих двух функций наиболее эффективно.

Таким образом, в исследованиях  лингвистов определены основные подходы  к смысловой и функциональной классификации эмпоронимов, рассмотрены способы их образования.

 

Глава 2. Исследование эмпоронимов г.Уштобе

 

2.1.Смысловая классификация эмпоронимов

Для проведения смысловой классификации рассмотрено (73) наименования магазинов, салонов красоты, аптек, клубов, такси, ресторанов. (Приложение 1). В результате выявлена следующая типология, основанная на классификации Т. В. Шмелевой (Приложение 2):

  1. Именные эмпоронимы (26%). Именные эмпоронимы часто содержат информацию о собственнике. Структура таких речевых единиц типична: имя собственное или его падежная форма. Именные эмпоронимы очень популярны, эта группа является самой обширной: «Елена» - мини-магазин , основным товаром которого является конс –товары «Аленушка» - кафе; «Камшат» - кафе. Многие подобные лексемы являются названиями продуктовых магазинов: «Асем», «Оля», «Лилия», названиями парикмахерских и салонов красоты: «Эмиль».

              Необходимо заметить, что «мужские» эмпоронимы практически не встречаются («Айдын»,  «Бекзат»).

 «Женские» эмпоронимы в Уштобе составляют 8% от общего количества городских именных названий коммерческих предприятий. Это можно объяснить тем, что они более благозвучны, позитивно настраивают потенциального клиента, основной потребитель торгового продукта или предоставляемых услуг – женщина.

  1. Названия, имеющие “природную” семантику (11%), т.е. названия животных и растений, метеорологических явлений и т.п. Предприниматели активно используют хорошо знакомые названия, например: «Барс», «Лилия», «Акку», «Березка».
  2. Лексика пространственной и локальной семантики (8%). Немало входит в эту группу географических наименований, таких, как «Двина», «Уемляночка»; другие имеют пространственное значение: «Оазис».
  3. Иноязычная лексика (23%). Несмотря на большое количество иноязычных названий, лишь немногие их них хорошо понятны широкому кругу населения и освоены им. Названия, написанные на иностранных языках, представляют сложность для потребителей. Например, «VIP», «Invivo» .
  4. Лексика с семантикой престижности и положительной оценочности (5%) представлена в основном названиями магазинов торговых сетей: «Шанс», «Yмiт».
  5. Предметная лексика (20%) включает названия предметов, продуктов, лексемы обобщающей семантики. Например, «Цветы», «Каратлплас», «Строймагазин», «Автозапчасти» и т. д. Такие названия дают покупателю представление о предмете продажи, привлекают внимание, наверное, поэтому весьма распространены.
  6. Лексика с семантикой ментальной сферы (4%). Эта группа наименований небольшая. Сохраняется тенденция давать имена с семантикой ментальной сферы торговым объектам, занимающимся продажей “интеллектуальной” продукции, в основном книг. Например, «Панорама».
  7. Семантика цвета (2%) используется в названиях магазинов очень редко. Например, «Акку»(белый лебедь)
  8. Пословично-поговорочная тематика (1%). В данную группу включены наименования, обыгрывающие фольклорные единицы языка. Например, «Аленушка» - героиня русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка Таким образом, самой обширной эмпоронимической группой являются имена, которые составляют 26% всего эмпоронимического поля.

 

2.2. Способы наименования торговых объектов

 

Современная эмпоронимия в Уштобе использует одни и те же способы наименования (Приложение 3). Рассмотрим способы образования названий, состоящих из одного слова.

  1. Сложение (11%). Сложение слов помогает указать на назначение предприятия, так из данной группы 2 слова имеют часть «строй». Например, «Строймагазин», «Караталпласт».
  2. Онимизация апеллятива (49%) – переход нарицательного слова в имя собственное и закрепление его в одном из разрядов ономастики, в одном из разрядов топонимики. Например, «Пионер», «Чемпион», «Эврика» и т. д.
  3. Аббревиатуры (3%). Например, «ЦОН».

Составные наименования составляют 19% названий. Чаще всего это - прилагательное + существительное или существительное + существительное.

  • Прилагательного + существительное, например, «Акку»(белый лебедь) и т.д.
  • Предложно-падежные конструкции, например, «У Аси», «На рыбалочку».
  • Существительное + существительное, например, «», «»
  • Существительное + числительное, например, «24 часа» и т.д.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что онимизация апеллятива является основным способом наименования, к тому же самым продуктивным (49%).

 

2.3. Классификация  эмпоронимов с точки зрения функций

Каждая языковая единица  выполняет определенную функцию. Эмпоронимы, являющиеся не только лексемой, но и коммерческим символом, функционируют в зависимости от экономических аспектов. Собственник начинает свой бизнес с подбора интересного эмпоронима, он полагает, что название магазина обязательно повлияет на дальнейшую судьбу коммерческого предприятия.

Эмпоронимы выполняют несколько функций (Приложение 4).

  1. Первая функция – номинативная – функция идентификация объекта – главная функция любого собственного имени (28%). Сюда можно отнести эмпоронимы,  не несущие в себе никакой информации, кроме названия объекта, то есть просто выделяющие объект из ряда подобных.  Например, «Настя», «Айдын», «Аманжол», «Галия», «Айнур», «Света», «Наташа».

Эмпоронимы – аббревиатуры, или имена-шифровки успешно функционируют в специальной сфере, скрывая называемые ими объекты от непосвященных: «Invivo», «VIP».

  1. Вторая функция эмпоронима – рекламная. В выборе таких наименований есть и положительные, и отрицательные аспекты. Если номинатор выбирает яркое, необычное название, то эмпороним сыграет свою важную роль в привлечении потенциального клиента. Однако часто потребитель не может понять сути названия, или эмпороним несет какую-то негативную оценку для покупателя. Эти эмпоронимы звучны, красивы и не требуют пояснений. Языковые номинативные единицы, несущие рекламную функцию, составляют 44% от всех городских наименований объектов торговли города Новодвинска. Например, «Оазис» , «Березка», «Эврика» и т.д.

Информация о работе Исследование эмпоронимов города Уштобе