Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:07, лекция
Журнал - единственный обьект графическогодизайна,художественный образ которогопредполагает постоянное стилевое развитие.
Периодический характер изданий дает возможность корректировать стилистику их оформленияс эстетическими, социальными, экономическими или политическими веяниями времени.
Открытость художественной формы журнала позволяют ему чутко реагировать на новыетенденции, становясь своего рода лабораторией новых стилей и форм.
Журнал - единственный обьект
графическогодизайна,
Периодический характер изданий дает возможность корректировать стилистику их оформленияс эстетическими, социальными, экономическими или политическими веяниями времени.
Открытость художественной формы журнала позволяют ему чутко реагировать на новыетенденции, становясь своего рода лабораторией новых стилей и форм.
Стремление отразить в графической форме образ современности
и эстетичности во все времена вынуждает дизайнеров в большей или меньшей степени соотносить свою работу с господствующей в конкретный исторический период эстетико-мировоззренческой концепцией.В отличие от станковых произведений графическое
оформление периодического издания не может рассматриваться отдельно от его функций. Являясь средством коммуникации, журнал неизбежно находится в рамках определенного социального, политического и культурного контекста.
Актуальность темы ,состовляющие (фото,рисунки,текстовая),Тема,
История возникновение журнальной формы как принципиально нового вида общественной коммуникации было напрямую связано с открытием способа тиражирования и обновлением принципов книгопечатания. В начале 16 века в Европе появились первые печатные агитационные листовки и брошюры с описанием какого-либо сенсационного события. С этого момента такие критерии,как актуальность и своевременность получения информации, приобрели не меньшую важность, чем ее достоверность. В это время в крупных торговых городах стали появляться люди, которые специально собирали новости,пришедшие по почте или доставленные прибывшими кораблями. Эта форма передачи информации получила название «Информационное письмо» и традиционно считается прототипом первых периодических изданий, толчком к развитию которых послужило упорядочение почтовой службы в европейских странах в начале 17 века.
Как особая разновидность периодической печати в широком смысле этого слова журнал появился в Европе в середине 17 века. Первым развлекательным журналом был выходивший во Франции Le Mercure Francais (1605-1644). Он очень быстро приобрел популярность, и в 1654 году появился его немецкий аналог (Забавный Меркурий), 1672 году в свет вышли еще один французский и голландский издания, оба носящие название
Mercure
Galant, а в 1690-м появился и
Прообразами первых развлекательных журналов были не книги,а богато иллюстрированные придворные календари, называвшився альманахами, и атласы с географическими и астрологическими картами. Вследствие этого журнальная форма изначально складывалась не только из текстовой информации,но и из различного рода украшений и иллюстративных
элементов.
Возникновение периодики
помещались целые иллюстративные приложения. Как таковые приложения были заимствованы из популярных в то время большеформатных изданий-альбомов, воспроизводивших атласы географических карт, произведения
изобразительного
искусства и архитектурные
Востребованность иллюстративной формы повествования также объяснялась модой на коллекционирование,которое в 17 веке стало одним из основных средств познания.
Таким образом, с самого начала журнальная иллюстрация была не только способом декорирования, но и новым носителем информации, альтернативным тексту. Нередко в периодических изданиях середины 17 века присутствовали не единичные картинки, а целые ряды изображений, объединенные общей тематикой или проблемой, что наглядно демонстрировало есную взаимосвязь художественных и научных интересов эпохи.
Помимо развлекательной периодики практически
в то же время появились и обозревательные издания.
Наибольшим спросом журнал 17 века пользовался
не в политической среде, где господствовали
газеты, а в научной. Первым научным журналом
принято считать еженедельник Jourпal des
Savaпt, который выходил во Франции с января
1665 года. Он содержал обозрение книг по литературе,
философии и естественным наукам.
Именно Jourпal des Savaпt стал прообразом научных
периодических изданий, имевших огромную
популярность в конце 17 века. В том же 1665 году
появился первый английский научный журнал
Philosophical Traпsactioп. Вскоре близкие к ним
журналы возникли в Италии (Giornale de'Letterati,
1668) и Германии (Acta Eruditorum, 1682).
Показательно, что в названиях первых журналов
часто присутствовало французское слово journalгaзeтa,
дневник, указывающее на общий исторический
прототип данных видов периодической печати.
Оба жанра периодики были непосредственным
откликом издателей на все возрастающую потребность
общества в более доступном, чем книга,
источнике информации. Помимо периодичности
общей чертой газет и журналов была дискретность
повествования. Так же как и первые газеты,
журналы середины 17 века представляли собой
более или менее случайный подбор различных
сведений и сообщений. Однако в то время как в
газете информационный материал черпали из политической
области, первые журналы обращались
в основном к науке и литературе. Любопытным
является и то, что на протяжении 18 века журнал
и газета поочередно выходили в качестве приложений
друг к другу, что, безусловно, указывает
не только на родство этих жанров, но и на их взаимное
влияние в процессе эволюции. Еще одним
доказательством этого утверждения служит использование
и газетами, и журналами того времени
книжного формата. Вся периодическая печать 18 века по своему оформлению походила на брошюры.Наиболее распространенным форматом
был ин-кварта, а число полос колебалось от четырех до 36. Таким образом, за исключением иллюстративного оформления, первые журналы практически не отличались от газет. Как и газеты, называвшиеся
«книгами новостей", журналы имели гравированные титульные листы и простые текстовые полосы, стиль оформления которых полностью
определялся книжными канонами.
Жанровую обособленность и по-настоящему широкое распространение в Европе журнальная форма получила только в 18 веке. Так, в 1737 году
появился первый испанский журнал Diario de los literates de Espana, в 1741-м - первый американский American Magazine, в 1728-м – первый русский - «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания», выходивший в качестве приложения к «Санкт-Петербургским ведомостям». Именно в 18 веке с появлением
литературно-политического Der Deutsche
Merkur (1773) произошло слияние литературной
и политической наnравленности журналов.
Несмотря на большую популярность, журналы 18
века мало походили на современные периодические
издания. Само понятие периодичности было
очень размытым. Журналы зачастую выпускались
без определенных указаний о выходе следующего
номера, иногда, правда, следовала оговорка
со стороны издателя. Принципы оформления
периодики полностью определялись правилами
книжного набора и архитектоники, которые
еще в начале 18 века приобрели статус догматических
канонов. Сложившаяся на протяжении 16
и 17 веков книжная схема подачи текстовой информации
стала образцом для журналов. Выделение
титульного листа, цельность текстовых и
иллюстративных полос, каноничность положения
пагинации. нивелирование контрастов внутри полосы
- эти принципы структурирования информации,
заимствованные у книги, сохранялись в
журнале на протяжении почти двух столетий.
Иногда в журналах по образцу книг использовалась
двойная титульная система, состоящая из
гравированного и следующего за ним наборного титула.
В большинстве случаев периодическое издание имело только один титульный лист - обложку, в которой сочетались изобразительные
и шрифтовые элементы. Прием вынесения названия и всех выходных данных на первую полосу практически сразу стал каноничным для журналов. В отличие от книги, где титульный лист предохранялся с помощью переплета, журнал, рассчитанный на меньший срок использования, не требовал столь долговечной «упаковки». Отказ от книжного переплета и исчезновение форзаца и двойной титульной системы были обусловлены самой функцией журнала, которая заключалась не столько в информировании, сколько в
развлечении. Выполненная в гравированной технике,обложка журнала 18 века представляла собой синтез декоративных и информативных элементов
и требовала сочетания таких черт, как нарядность и яркость, с читабельностью и информативной насыщенностью. Однако, несмотря на
обязательное
присутствие изобразительных
журнальное оформление намеренно лишалось пафоснести и ощущения долговечности,свойственных книжным титулам того времени, что
создавало
впечатление доступности и