История публицистики Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытнообщинном обществе, задолго до появления письменности. Публицистика – своеобразная ступень между журналистикой и литературой, высший вид журналистики – зародилась в Древней Греции, вместе с публикой, которая умела самостоятельно мыслить и нуждалась в обсуждении насущных проблем общества и власти.

Содержание

. Введение. Краткий очерк развития зарубежной журналистики с древнейших времен до XV века. …..…………………………………………стр. 3
2.Возникновение и развитие СМИ Великобритании ………………….стр. 7
3.Журналистика Франции……………………………………………....стр. 12
4.История публицистики Германии……………………………………стр. 16
4.Краткая история развития журналистики Италии и Испании……...стр. 34
5.Возникновение СМИ в Португалии………………………………….стр. 43
6.История публицистики стран Северной Европы……………………стр. 48
7. Список литературы…………………………………………………...стр. 57

Вложенные файлы: 1 файл

История публицистики Западной Европы.docx

— 122.42 Кб (Скачать файл)

Изобретение книгопечатания оказало огромное влияние на процесс развития европейской цивилизации. Развитие книгоиздания находилось в тесной взаимосвязи с распространением грамотности и образования в государствах и землях Европы, что, в свою очередь, способствовало устойчивому интересу к печатному слову и в конечном итоге востребовало публицистику, а затем и периодическую печать. Книгопечатание быстро распространилось по Европе, вслед за ним усилилась и цензура. Цензура делилась на светскую и церковную, а также на предварительную и последующую (карающую).

Ужесточение церковной и появление светской цензуры вызвано широким распространением в Европе идей Реформации, которая началась в Германии в XVI веке. Виднейший деятель Реформации Мартин Лютер (1483–1546) выступал против католического авторитаризма, произвола инквизиции, жестокой цензуры. Его «95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенции» (1517), отвергавшие основные догматы католицизма, стали образцом публицистики той эпохи. Как метод борьбы с инакомыслием, которое распространялось через публицистическую и научную литературу, в 1512 году Лютеранским собором была введена предварительная цензура. Обсуждение в публицистике проблемы происхождения и правомочности власти, тираноборческая публицистика вызвали к жизни светскую цензуру. В XVI веке римские папы Пий V и Григорий XIII издали специальные буллы, которыми строжайше запрещалось, издание каких бы то ни было рукописных газет.

Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень – сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 году. В нем дается подробный отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены газетами только в XVIII столетии.

Таким образом, к концу XVIII века журналистика проделала огромный путь от древней риторики и глиняных табличек с новостями до регулярных и авторитетных периодических изданий. Античные формы журналистики (языческое ораторское искусство, христианская проповедь) оказали основополагающее влияние на журналистику и публицистику нового времени. В XVII–ХVIII веках сложились основные концепции печати: сначала авторитарная, затем демократические – английская, американская, французская. Все они в новых формах существуют и поныне и определяют развитие журналистики в своих странах. Система периодических изданий, которая начала складываться с развитием неавторитарных концепций печати, окончательно утвердилась уже в XIX веке.

Особенности журналистики Германии.

Главная особенность развития германской журналистики – в местном характере прессы. С XIII века и до 1871 года территория Германии была разделена на множество крупных и мелких княжеств. После тридцатилетней войны (1618-1648) существовало около трехсот княжеств и восьмидесяти вольных городов. К середине XIX века насчитывалось уже 35 княжеств (Пруссия, Саксония, Бавария, Гессен-Дармштадт, Шлезвиг-Гольштейн и многие другие) и четыре вольных города (Бремен, Гамбург, Данциг, Любек). Каждое княжество имело свою прессу, монету, законодательство, таможни.

Объединял германские земли только немецкий язык. Естественно, при таких условиях не могла возникнуть единая общегерманская пресса. Региональный характер германская журналистика имеет и по сей день.

Некоторые германские земли имели более или менее либеральные законы. Так, например, в начале XIX века цензура была упразднена в Баварии, Вюртемберге, Ганновере, Гессене, Мекленбурге и Нассау. В 1818 году конституция Баварии провозгласила свободу печати. В 1819 году аналогичные свободы были закреплены в конституции Вюртемберга.

В то же время цензура в Пруссии, Саксонии, Австрии по-прежнему оставалась очень жесткой. «Общим признаком газет и журналов этой эпохи является скудность содержания, - пишет Г.Ф. Вороненкова. – Цензура не допускала обсуждение событий, настроений и требований эпохи – именно те вопросы, которые волновали сердца, запрещено было затрагивать в печати».1

В объединенной Германии дольше, чем в других ведущих европейских странах, сохранялась цензура, что, в первую очередь, отражалось на качестве журналистики. Государство вплоть до начала XX века имело множество рычагов воздействия на прессу. В результате продолжительной борьбы за свободу печати в стране возникла мощная политическая печать.

Серьезное влияние на развитие германской журналистики оказали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Отто фон Бисмарк.

Зарождение фашистской прессы в 1920-х – начале 1930-х годов.

Практически полная поддержка ведущими нравственными авторитетами Запада сталинской политики в СССР объяснялась не только наивностью и очарованностью писателей социалистическим экспериментом. В конце 1920-х – начале 1930-х годов в охваченной Великой депрессией Европе решительно заявила о себе третья сила – фашизм. И многие, поддерживая в эти годы Советский Союз, видели в нем силу, способную активно противостоять человеконенавистнической идеологии.

Фашизм (от итальянского fascio2 – объединение, связка, пучок) – крайне правая антидемократическая политическая идеология, проповедующая, с одной стороны, национальную исключительность господствующей в стране нации, а с другой – дискриминацию других наций, - зародился в Европе в результате серии политических кризисов, которые во многом были обусловлены окончанием Первой мировой войны (1914-1918 гг.) и претензиями пришедших в 1917 году к власти в России большевиков во главе с Лениным на мировую революцию.

Активное партийное строительство привело к возникновению и быстрому росту популярности фашистской прессы.

Первые шаги нацистской прессы в Германии

В Германии распространилась крайняя форма фашизма — национал- социализм (сокращенно — нацизм) — крайне правая политическая идеология, сочетающая в себе элементы фашизма, расизма и антисемитизма, перенесшая классово-интернациональную ленинскую концепцию диктатуры пролетариата на германскую национальную почву.

У истоков нацизма стояла Германская рабочая партия (Deutsche Arbeiterpartie), образованная в Мюнхене 5 января 1919 года. Одним из ее основателей был Адольф Гитлер (1889 – 1945). По убеждению Гитлера, коммунисты исказили понятие социализм — «учение о том, как следует заботиться об общественном благе». Социализм, считал Гитлер, — древняя арийская, германская традиция, которую необходимо вернуть обществу.

Официальным органом НСДАП стала газета Volkischer Beobachter («Фелькишер беобахтер» — «Народный наблюдатель»). Она была основана еще в 1887 году и до августа 1918 года называлась Munchner Beobachter («Мюнхнер беобахтер» — «Мюнхенский наблюдатель»), В 1921 году Гитлер купил газету, которая уже тогда отличалась антисемитскими взглядами. За два года тираж Volkischer Beobachter увеличился с 8 до 25 тыс. экземпляров, с 8 февраля 1923 года она стала ежедневной. 1 января 1929 года вышел в свет первый номер берлинского издания газеты.

С 1921 года главным редактором Volkischer Beobachter был один из главных идеологов нацизма, соратник Гитлера Альфред Розенберг (1893 — 1946). Родом из России, Розенберг в 1918 году с отличием окончил Московское высшее техническое училище3 и уехал в Германию, где сблизился с нацистами. Он автор таких, например, человеконенавистнических понятий, как «расовая теория», «окончательное решение еврейского вопроса», которые вскоре взял себе на вооружение Гитлер. Эти взгляды Розенберг активно и целенаправленно распространял на страницах Volkischer Beobachter.

В 1920-е годы нацистская газета не пользовалась особой популярностью. С началом Великой депрессии, когда миллионы немцев потеряли работу и жили в нищете, Volkischer Beobachter умело воспользовалась моментом для пропаганды нацистских взглядов. В результате ее тираж увеличился в 1931 году до 120 тыс. экземпляров.

4 июля 1927 года в Берлине вышел в свет первый номер еженедельной нацистской газеты Der Angriff («Антриф» — «Атака»). Ее редактировал идеолог НСДАП Йозеф Геббельс (1897—1945), выпускник Гейдель- бергского университета и доктор философии. Для привлечения внимания потенциальных читателей Геббельс придумал оригинальный трюк с использованием игры слов: за несколько недель до начала выхода Der Angriff по всему Берлину были развешены плакаты красного цвета с единственным словом и огромным вопросительным знаком: «Der Angriff?». Вскоре появились новые плакаты, гласившие: «Der AngrifT wird am 4. Juli folgen» («Атака последует 4 июля»). И наконец, плакаты, объяснявшие замысел Геббельса: «DerAngriff. Выходит каждый понедельник. Для угнетенных — против эксплуататоров. Каждый немецкий мужчина, каждая немецкая женщина читает и подписывается на Der Angriff».

Первый номер Der Angriff вышел тиражом в 2 тыс. экземпляров. Газета стала рупором Геббельса и отличалась провокационностью и агрессивностью. Геббельс регулярно писал статьи на первую полосу под псевдонимом Dr. G.

Новые тенденции в журналистике 1930-х годов.

С окончанием Великой депрессии, а также приходом к власти в Германии нацизма наступил последний предвоенный этап развития западной журналистики (1933-1939 гг.). В эти годы стала усиливаться роль американской прессы на мировой арене, тогда как прежде ее влияние, в целом, не выходило за пределы американского континента. Так, например, ведущее информационное агентство Associated Press (Ассошиэйтед пресс) с начала 1930-х годов стало открывать зарубежные бюро в европейских странах. В 1931 году первые такие бюро появились в Лондоне и Берлине. Шеф берлинского бюро Associated Press Луис Лохнер (1887—1975) был удостоен в 1939 году Пулитцеровской премии за репортажи из нацистской Германии. В начале Второй мировой войны (1939—1945) Лохнер оказался первым иностранным журналистом, сопровождавшим германские войска во время захвата ими Польши в сентябре 1939 года, Нидерландов, Бельгии, Франции — в 1940 году.

Таким образом, с началом информационной экспансии Associated Press в Европу фактически утратил действие подписанный еще в 1870 году Картельный договор между европейскими информационными агентствами Гавас, Вольф и Рейтер о создании всемирной сети обмена информацией и сферах информационного влияния в Европе. Начался второй информационный передел мира.

Нацистская журналистика и пропаганда (1933-1945).

Становление Третьего рейха и журналистика.

Придя к власти в 1933 году, нацисты провозгласили концепцию трех рейхов4. Согласно этой концепции, Первым рейхом называлась Священная Римская империя германской нации — государственное образование, созданное с 862 года и формально прекратившее существование в 1806 году, с нашествием Наполеона. Второй рейх — Германская империя, объединенная в 1871 году Отто фон Бисмарком и уничтоженная революцией 1918 года и Версальским договором. Третий рейх (Dritte Reich), по убеждению нацистов, должен был распространиться на огромные просторы мира, ознаменовать собою торжество нацистской идеологии по всему земному шару и продлиться тысячу лет.

Главной газетой Третьего рейха стала Volkischer Beobachter («Фёль- кишер беобахтер» — «Народный наблюдатель»), официальный орган НСДАП.

4 февраля 1933 года, через три дня  после роспуска рейхстага, был  принят закон «О защите немецкого  народа». Он, в частности, запрещал  оппозиционные газеты и публичные  выступления. Вскоре, 27 февраля, нацисты  устроили поджог здания рейхстага  и обвинили в этом коммунистов. Гитлеру представился удобный повод наложить запрет на деятельность коммунистической партии. Через несколько дней была запрещена издававшаяся с 1918 года коммунистическая газета Die Rote Fahne («Роте Фане» — «Красное знамя»). Два года газета выходила в подполье, а затем издавалась за пределами Германии: сначала в Праге, а с октября 1936 года и до окончательного закрытия в сентябре 1939 года — в Брюсселе.

Спустя несколько месяцев, 14 июля 1933 года, новый нацистский закон запретил все партии в Германии, кроме НСДАП, и, соответственно, всю ненацистскую партийную прессу. Создавшееся положение законодательно закрепил Закон о редакторах5, принятый 4 октября 1933 года. Провозгласив журналистику общественно значимой профессией, закон утвердил принципы расовой чистки в прессе. Отныне редакторы, издатели газет и журналов и сами журналисты должны были относиться к арийской расе6 и не состоять в браке с лицами еврейского происхождения. Закон запрещал также публиковать «того, что так или иначе вводит в заблуждение читателя, смешивает эгоистические цели с общественными и ведет к ослаблению мощи немецкого рейха изнутри или извне, к подрыву воли немецкого народа, обороны Германии, ее культуры, экономики, а также всего того, что оскорбляет честь и достоинство Германии».

Закон о прессе привел к изгнанию из газет не только евреев, но и всех лиц неарийского происхождения.

Таким образом, в течение короткого времени германская журналистика лишилась всей оппозиционной прессы, многих ведущих газет и лучших журналистов и приобрела ярко выраженный пронацистский характер. Г. Ф. Вороненкова приводит следующую статистику: накануне прихода нацистов к власти, в 1932 году, в Германии выходило 4700 газет, в 1937 году их осталось 2671, а в 1944 году, за год до падения Третьего рейха, — лишь 9777.

Пропаганда в нацистской Германии.

Еще до прихода к власти нацисты уделяли серьезное внимание пропаганде. Именно благодаря умелой пропаганде НСДАП за короткий срок завоевала симпатии большинства избирателей. Наибольшей эффективности нацистская пропаганда достигла в годы Третьего рейха. 13 марта 1933 года было образовано министерство народного просвещения и пропаганды. Его руководителем стал один из ближайших соратников Гитлера Йозеф Геббельс (1897—1945). Он сформулировал принципы работы министерства: простота, размах, концентрация.

За короткий период министерство Геббельса, не имевшее аналогов в мировой истории, сосредоточило в своих руках всю систему получения и распространения информации. Главная задача министерства состояла в пропаганде нацистской идеологии. Основными темами пропаганды были:

  • расизм (проповедь исключительности арийской расы и ущербности неарийских рас и народов);
  • антисемитизм (преследование евреев вплоть до геноцида — полного физического уничтожения еврейской нации);
  • культ фюрера (человеконенавистническая книга Гитлера Mein Kampf («Майн кампф» — «Моя борьба») стала, по сути, нацистской библией).

Геббельс был убежден, что пропаганда должна быть всеохватывающей и доходить до каждого жителя Германии. Впрочем, он говорил, что его министерство работает лишь с теми, кто поддерживает нацистский режим; с несогласными работает гестапо8.

Информация о работе История публицистики Западной Европы