Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 00:14, реферат
Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — комплекс строчных и прописных литер(букв), цифр, знаков препинания, спецзнаков, символов, необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; независимо от техники его исполнения он представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.
Введение 2
Классификации шрифтов. 3
Требования к шрифтам 9
Список литературы 11
Оглавление
Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — комплекс строчных и прописных литер(букв), цифр, знаков препинания, спецзнаков, символов, необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; независимо от техники его исполнения он представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.
С теорией и практикой шрифта связаны такие области человеческой культуры, как литература, искусство и наука. При этом человек не только воспринимает информацию и оценивает ее содержание, а стремится к оценке формы графики, что закрепилось в таких выражениях, как «красивый почерк», «каллиграфия», «искусство шрифта», «высокая шрифтовая культура» и т.д. Следовательно, человек предъявляет форме букв такие функциональные требования, как различаемость, читаемость, простота восприятия, долговечность, придает важное значение и художественному аспекту графики буквы, слова, предложения, текста.
Определяя значение современного шрифта, можно отметить , что он функционирует не только в традиционных , но и стал незаменимым средством в новых, быстро развивающихся, таких, как реклама, фирменный стиль, вычислительная техника и др. О все увеличивающейся значимости современного шрифта П. Кузанян пишет: «…искусство шрифта – основа оформления книг, всех видов печати, оформления декоративно-архитектурных пространств и, как теперь говорят , эмоционально-эстетической среды».
Шрифты различаются по рисунку, начертанию, размеру (кегль и толщина – величины переменные). При помощи полиграфического алфавита, или комплекта знаков, текст материализуется на каком-либо языке.
Все шрифты можно
просто разделить на две
В существующей исторической классификации
все шрифты делятся на три типа – антикву,
египетские и гротеск.
В антикве выделяются старая, или гуманистическая
(контраст штрихов малозаметен, засечки
утолщены и слегка закруглены); переходная
(контраст умеренный, конфигурация засечек
приближена к форме треугольника.); новая,
или классическая (сильный контраст, тонкие,
удлиненные засечки). Наиболее распространенная
в свое время – и как текстовая, и как титульная
– Литературная гарнитура относится к
этому типу шрифтов. Исследователи отмечают
четкость, предельную ясность структуры
антиквы, дифференцированность графических
форм; все шрифты антиквенной группы, можно
сказать, монументальны, поэтому их с успехом
используют в особо важных, торжественно-праздничных
и мемориальных работах.
Египетские шрифты (в русском варианте
– брусковые) получили такое название
потому, что похожи на древнеегипетские
письмена. Штрихи у них малоконтрастны,
утолщенные засечки напоминают по форме
брусочки. Хотя у части шрифтов этой группы
соединительные штрихи и засечки имеют
более утонченный вид. И те шрифты, которые
по пропорциям, соотношению штрихов, светлоте
приближаются к классическим образцам
антиквы (антиква-гротеск, ленточная антиква
и др.), также обладают монументальностью
и торжественностью.
Первые ручные и наборные шрифты всегда
имели засечки, и когда появились шрифты
неконтрастные, беззасечковые, они получили
название гротескных (от франц. grotesque –
причудливый, комичный). Эти жирные шрифты
были слишком необычны по рисунку, и поначалу
использовали лишь для оформления рекламы.
В России ориентируются на классификацию,
состоящую из шести основных и одной дополнительной
группы. Это – классификация типографских
шрифтов, обозначенная в государственном
стандарте 1972 г., учитывает два графических
признака – засечки и контраст. Три разновидности
антиквы получили свои названия: к старой
антикве восходят новые малоконстрастные;
к переходной – медиевальные; к классической
– обыкновенные. Ленточная антиква со
слабо выраженным контрастом и засечками
стала основой для шрифтов с едва наметившимися
засечками. Группа брусковых шрифтов напоминает
о египетской группе; группа рубленых
– о гротескной.
В каждой группе шрифтов представлены
гарнитуры шрифтов, то есть комплекты
шрифтов одного рисунка в разных начертаниях
и кеглях. К важнейшим графическим элементам,
из которых строятся буквы, относятся
основные и соединительные штрихи, концевые
элементы.
К основным штрихам относятся вертикальные
штрихи и косые, направленные сверху вниз
(слева направо). В большинстве шрифтов
(но не во всех) эти штрихи толще остальных.
Соединительные штрихи – это горизонтальные
штрихи и косые, направленные снизу вверх
(как правило, они тоньше основных). О связи
типографских шрифтов с рукописными напоминает
нажимное (основные штрихи) и безнажимное
(соединительные) написание, а также своеобразные
наплывы, или утолщения, расположенные
посередине высоты букв или несколько
смещенные. И наконец – концевые элементы
– засечки (отсечки, сериф), представляющие
собой небольшие штрихи, подчеркивающие
основные и некоторые дополнительные
штрихи; а также точки и «хвостики», которыми
заканчиваются некоторые штрихи.
Приведем более конкретное описание групп
шрифтов типографской классификации и
перечень наиболее частотных в газетно-журнальном
деле гарнитур:
Группа рубленых шрифтов. Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют (гарнитуры: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник).
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов (Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская).
Группа медиевальных шрифтов. Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся по своей форме к треугольнику, и преимущественно наклонным расположением оси симметрии округлых букв (Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога).
Группа обыкновенных шрифтов. Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением; оси округлых букв вертикальные (Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур).
Группа брусковых шрифтов. Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением (Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама).
Группа новых малоконтрастных шрифтов. Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением (Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса).
Дополнительная группа.
Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических
признаков. Сюда же входят шрифты, подражающие
рукописному начертанию букв (Рерберга,
Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная,
«1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова).
В связи с внедрением в практику
газетно-журнального дела компьютерных
технологий дизайнеры обращаются к классификациям
компьютерных шрифтов.
Так в Microsoft Windows различают: группу Roman (шрифты
с засечками, например, Таймс и Бодони);
Swiss (рубленые шрифты с переменной толщиной
штрихов: Гельветика, Футура и др.); Modern
(шрифты с постоянной толщиной штрихов,
например, Курьер); Script (рукописные шрифты);
Decorative (декоративные шрифты); Dont now (шрифты,
о которых нет информации).
В IBM Classification находим группу Oldstyle Serifs (шрифты,
основанные на латинской традиции XY-XYII
веков – соотносятся с гуманистической
антиквой, отличаются малой контрастностью
и плавным переход штрихов к засечкам);
Transitional Serifs (унаследовала признаки переходной
антиквы); Modern (сохраняют признаки новой
антиквы); Clarendon (объединяет признаки первых
двух групп); Slab Serifs (брусковые шрифты);
Freedom Serifs (шрифты с засечками неопределенной
формы); San Serifs (беззасечковые шрифты); Ornamentals
(декоративные шрифты); Scripts (рукописные
шрифты); No Classification (вне классификации).
Все шрифты различаются по начертанию
(основные графические признаки рисунка
шрифта сохраняются).
По насыщенности (относительной толщине основных и соединительных штрихов):
Это отношение толщины основного штриха
знака к его высоте у строчных букв типа
«Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.
По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами):
Плотность очка определяется по зрительному
отношению сторон прямоугольника, образованного
осями вертикальных штрихов и линиями,
проведенными между верхними и нижними
соединительными штрихами (высота знака).
По заполненности основных штрихов.
Кроме рисунка и начертания, шрифты отличаются
друг от друга по размеру (кеглю). С 6 до
13 пунктов – текстовые шрифты, с 14-16 начинаются
титульные. Их высшая градация может достигать
двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов.
На этом уровне они переходят в разряд
афишно-плакатных. В размерной классификации
шрифтов зафиксирован последний этап
их художественно-технического формообразования.
К шрифтам предъявляются требования
гигиенического, производственного, экономического
и художественного характера. Особенно
– к текстовым шрифты, которые и в мелких
кеглях должны быть удобочитаемыми, экономичными,
технологичными и т.д.
Удобочитаемость
– одно из главных требований, предъявляемых
к шрифту, общая оценка его пригодности.
Специалисты определили условия удобочитаемости
текста:
- индивидуальность графем каждой буквы;
- соразмерность толщины основного штриха
и внутрибуквенного просвета (сверхжирные
и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость);
- оптимальность межбуквенных пробелов
(чрезмерная разреженность букв в строке,
как и неоправданная близость, мешают
восприятию слов;
- пропорциональность отношения ширины
буквы к ее высоте (читаемость снижается
в буквах сверхузких и сверхшироких);
- контрастность основных и дополнительных
штрихов (в длинных текстах сильный контраст
штрихов утомляет зрение, в коротких, напротив,
может повысить удобочитаемость);
- размер шрифта, определяемый форматом
издания, а также расстоянием между объектом
– носителем шрифта и зрителем;
- характер засечек и контурных элементов
шрифта, степень наклона (не более 75-800
к линии строки) (12).
Профессионально разработанные шрифты
заведомо удобочитаемы. В них выбрана
оптимальная величина очка знака (печатающая
поверхность выпуклого изображения буквы
или знака на литере) и его свисающих элементов,
положения линии шрифта на кегельной площадке
(условной линии, на которой стоят все
знаки в строке набора), величина верхних
и нижних пробелов от свисающих элементов
знака до краев кегельной площадки, заложен
оптимальный – базовый – интерлиньяж
(расстояние между линиями шрифта расположенных
одна под другой строк). Т.е. уже в процессе
проектирования шрифта в него закладываются
все требования, влияющие на интерлиньяж,
что обеспечивает оптимальную плотность
набора полосы, экономичность набора и
нормальное восприятие текста. Такой интерлиньяж
и называют базовым.
Опытами доказано, что для обеспечения
хорошей удобочитаемости величина междустрочных
пробелов (интерлиньяж) должна по крайней
мере равняться величине пробелов между
словами.
Наиболее удобочитаемым основным текстовым
шрифтом в газете считается светлый, прямой,
нормальный восьмого-девятого кегля.
Исследователи шрифта выделяют три основных
признака организации шрифтов: «формальный
(тектонический) признак выражает естественную
и логически обусловленную связи элементов
и частей буквы или более сложной графики,
содержательный (предметный) – степень
образности графики шрифта относительно
содержания; функциональный – грамматические
законы построения графики с целью обеспечения
однозначности и максимальной доступности
воспринимаемой шрифтами .
Мы уже говорили, что ассоциативность,
образность – те самые аспекты шрифта,
которые позволяют рассматривать его
как предмет, объект своеобразного искусства,
графики. «Образность их заключается в
том, что человек еще не прочитав надпись,
уже понимает, о чем пойдет речь. Шрифт
может указывать на соотнесенность содержания
текста, его темы с определенной эпохой,
поскольку те или иные гарнитуры создавались
и активно использовались конкретными
художниками и верстальщиками в конкретный
исторический отрезок времени.