Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:54, доклад
Коммуникативная неудача – это ситуация, когда участники общения не могут реализовать свои намерения или коммуникативные ожидания, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.
Сложность проблемы в том, что коммуникативную неудачу невозможно рассматривать в «чистом» виде: в ней переплетаются правила вербального и невербального общения, этикет и многое другое. Исследователи в области социально-экономических наук называют коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации, искажение смысла сообщения барьерами.
Коммуникативные неудачи в ходе общения
Коммуникативная неудача – это ситуация, когда участники общения не могут реализовать свои намерения или коммуникативные ожидания, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.
Сложность проблемы в том,
что коммуникативную неудачу
невозможно рассматривать в «чистом»
виде: в ней переплетаются правила
вербального и невербального
общения, этикет и многое другое. Исследователи
в области социально-
Коммуникативные барьеры (препятствия, неудачи) возникают по различным причинам.
Помехой в общении может
стать чуждая коммуникативная среда.
Собеседники чувствуют
Коммуникативная неудача
может быль следствием нарушения
паритетности общения (эту неудачу
следует рассматривать не только
с точки зрения лингвистики, но и
учитывать социально-
Опыт показывает, что коммуникативный
барьер возникает и тогда, когда
говорящий не соблюдает ритуальную
коммуникацию, то есть не придерживается
установленного порядка совершения
общения, формул речевого этикета (приветствие,
приглашение, извинение и т.п.), не
проверяет ценность своего высказывания
по вниманию слушателя, грешит банальными
суждениями, безапелляционными
Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего. Небрежно брошенная реплика, замечание с оттенками пренебрежения могут послужить причинами незаслуженной обиды, огорчения, вызвать раздражение, досаду. К сожалению, подобная практика неэффективной коммуникации присуща отдельным руководителям, что исключает атмосферу доверия и уважительности в деловом разговоре.
Препоной на пути эффективной
коммуникации может быть привычка употреблять
книжную лексику, сложные, неясные
для слушателя слова с
Дискомфорт общения и отчуждение возникают при отсутствии учёта того факта, что языковое осмысление у разных людей различно, индивидуальна и манера речевого сжатия. Не принимая во внимание возможности слушателя воспринимать смысл высказываний, говорящий не достигнет ожидаемого эффекта, возникнет негативное состояние, порожденное тем, что участнику общения не была предоставлена возможность передохнуть, сосредоточиться. Поэтому стоит отказаться от слишком длинных предложений, полезно делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания контакта, например, «вам, наверное, интересно узнать…», «вы, конечно, знаете…»; «вам, возможно, известно…», «как видите…»; «обратите внимание…» и т.п.
К коммуникативной дисгармонии и непониманию может привести использование в речи определённых слов (нарушение речевых табу, непечатной лексики), а также слов-паразитов. Табуированная лексика строго запрещена в деловом общении. Руководитель, употребляющий короткие крепкие, так привычные для него выражения, не пользуется успехом у подчинённых. Употребление сотрудниками табуированных слов свидетельствует ко всему прочему о низкой корпоративной культуре в целом. Засорение речи словами-паразитами «ну», «это самое», «как бы», «так сказать» и др. не украшают её, а отбирают у нее силу и эмоциональность и лишают убедительности.
Коммуникативными неудачами следует признать и так называемые деструктивные формы общения. К ним можно отнести:
речевую агрессию (угроза, оскорбление, осуждение);
открытое выражение негативных эмоциональных установок по отношению к партнёру (ненависть, неприязнь, антипатия);
донос (заявление, анонимка, сигнал);
брань (перебранка, ругань).
Таким образом, коммуникативные неудачи в общении (коммуникативные барьеры общения) возникают из-за нарушений формул речевого этикета, несоблюдения правил культурного общения, недостатков воспитания и пренебрежения самовоспитанием. Последнее никогда не бывает лишним, и заниматься им никогда не поздно.