Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:04, курсовая работа
Руководитель Национального антикоррупционного комитета К. В. Кабанов на одном из заседаний заявил: «Коррупция в России стала системой государственного управления. Основные причины коррупции - отсутствие политической конкуренции и независимых СМИ». И действительно, в последние годы проблема коррупции стала одной из наиболее актуальных. Государство вводит новые проекты, предлагает «хватать взяточников за руки», психологи пытаются разобраться в её причинах, а социологи делают неутешительные выводы общественного мнения о том, что бороться с коррупцией невозможно.
Введение 3
Глава 1: Коррупция как общественное явление 4
1.1. Определение понятия «коррупция» 4
1.2 История возникновения коррупции в обществе 5
1.3 История возникновения коррупции в России 6
1.4 Борьба с коррупцией в России 7
Вывод 9
Глава 2: Коррумпированность российских СМИ 10
2.1 Причины возникновения коррупции в российских СМИ 10
2.2 Доказательства наличия коррупции в российских СМИ 14
Вывод 21
Заключение 23
Приложение 25
Библиография 33
Содержание
Введение 3
Глава 1: Коррупция как общественное явление 4
1.1. Определение понятия «коррупция» 4
1.2 История
возникновения коррупции в
1.3
История возникновения
1.4 Борьба с коррупцией в России 7
Вывод 9
Глава 2: Коррумпированность российских СМИ 10
2.1 Причины
возникновения коррупции в
2.2 Доказательства
наличия коррупции в
Вывод 21
Заключение 23
Приложение 25
Библиография 33
Коррумпированность российских СМИ на примере районных газет «Известия Южного Тушина» и «Наше Северное Тушино»
Введение
Руководитель
Национального
Объект исследования - публикации московских районных газет «Известия Южного Тушина» и «Наше Северное Тушино»
Предмет исследования – журналистские материалы, освещающие деятельность местной администрации.
Цель работы – проследить возникновение коррупции в районных газетах.
Задачи исследования:
- разобраться
в возникновении феномена
- проследить
влияние коррупции на разные
сферы общественной деятельност
- разобраться действительно ли существуют независимые средства массовой информации
- выделить основные «приёмы», которыми пользуются современные редакторы и журналисты для влияния на аудиторию читателей
Глава 1: Коррупция как общественное явление
1.1. Определение понятия «коррупция»
"Мы
обязаны дать точную
самого понятия "коррупция" и понимать,
что способствует ее распространению уже
в сегодняшних, современных условиях"
(В.Путин, январь 2004)
Начать, наверное, нужно с точного определения термина «коррупция». Трансперенси Интернешнл, Мировой банк и другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. В Большой советской энциклопедии можно найти следующее определение: «Коррупция (от лат. corruptio — порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения». Словарь Ушакова под «коррупцией» подразумевает подкуп, соблазнение, развращение взятками, а словарь Ожегова - «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».
Можно выделить следующие виды коррупции: бытовая, деловая и коррупция верховной власти.
Бытовая коррупция
порождается взаимодействием
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
1.2 История возникновения коррупции в обществе
Как общественное явление коррупция возникла ещё до н.э. и её исторические корни, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией – 9 декабря.
1.3 История возникновения коррупции в России
"Проблема в том, что у нас до сих пор нет
юридического понятия "коррупция"
(Г.Райков, декабрь 2006)
В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную». В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.
В рейтинге состояния коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 — отсутствие коррупции). Генеральный директор отделения Transparency International в России Елена Панфилова отметила: «В прошлом году Россия в этом рейтинге занимала 146 место. Вывод — за год у нас ничего не поменялось за исключением соседей по рейтингу — Папуа-Новой Гвинеи, Кении, Лаоса и Таджикистана».
1.4 Борьба с коррупцией в России
В целях
борьбы с коррупцией в России
в июле 2008 г. Президентом РФ
был утверждён Национальный
Буквально на днях, 4 мая 2011 года был принят ещё один федеральный закон N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", согласно которому вводятся многократные штрафы для взяточников, т.е. чиновник, замеченный в получении взятки, должен заплатить штраф, вернув в государственный бюджет сумму, в несколько раз превосходящую его взятке. Устанавливается четыре уровня, в зависимости от размера подношения. Мзда до 25 тысяч рублей считается простой взяткой, соответственно наказание будет меньшим: в размере от 25-кратной до 50-кратной суммы взятки. Еще предусмотрены значительная взятка, взятка в крупном, а также особо крупном размере. Чем выше категория, тем строже наказание.
Пока юристы и депутаты пытаются наладить российское законодательство, чтобы оно соответствовало международным нормам борьбы с коррупцией, журналисты решили начать бороться собственными методами, а именно созданием независимых организаций, помогающих создавать независимые от власти СМИ. Для этого союзом журналистов России в 1998 году была создана общественная коллегия по жалобам на прессу Большое жюри, призванное рассматривать и разбирать конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей. С момента создания Большого жюри союза журналистов России его юрисдикцию в профессионально-этической сфере признали редакции 168 газет и журналов, 18 телерадиокомпаний и информационных агентств, 49 медийных неправительственных организаций и т.д. В разные годы к услугам Большого жюри прибегали председатель и лидеры фракций Государственной Думы, главы субъектов РФ, органы судейского сообщества, крупные корпорации, общественные объединения, отдельные граждане. Центральная коллегия, 32 региональные и межрегиональные коллегии объединяют 276 человек: видных журналистов печатной и электронной прессы, профессоров профильных факультетов университетов, правоведов. В ноябре-декабре 2004 г. БЖ СЖР направило многим общероссийским некоммерческим организациям приглашение принять участие в формировании надкорпоративного Большого Жюри по жалобам на прессу, состоящего из двух равноправных палат: Палаты медиа-сообщества и Палаты медиа-аудитории. Итоги выборов были подведены 25 мая 2005 г. при участии представителей организаций-учредителей. В Палате медиа-сообщества больше половины голосов получили 19 человек, в Палате медиа-аудитории – 15 человек.
Подобные органы саморегулирования в сфере СМИ успешно функционируют во многих странах мира, объединяясь в Европейский Альянс Независимых Советов по Делам Прессы и другие региональные ассоциации. Хотя их функции схожи, однако названия различны. В одних странах они называются советами по делам прессы (Австрия, Дания, Эстония, Финляндия, ФРГ, Люксембург, Босния и Герцеговина, Швеция, Швейцария), в других – комиссиями по жалобам на прессу (Великобритания, Кипр, Норвегия), в третьих – советами по журналистской этике (Исландия, Литва) и т.д. В России в 1994-2000 годах действовала Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ, а с 1998 г. – Большое жюри Союза журналистов России. Кроме того, в некоторых субъектах федерации на средства зарубежных грантов реализуются проекты по созданию региональных органов саморегулирования в медийной сфере.
Вывод:
Возникшая ещё до н.э. в виде подарка для достижения расположения нужного лица, коррупция широко распространилась во всём мире. В России коррупция захватила все сферы общественной деятельности и как с ней бороться, увы, никто пока до конца не понял. Чиновники создают законопроекты и ужесточают условия превышения должностными полномочиями, журналисты же борются с коррупцией сами, создавая специальные независимые организации. В итоге – универсального средства как избавить мир от коррупции вообще – нет.
Глава 2: Коррумпированность российских СМИ
2.1 Причины возникновения коррупции в российских СМИ
"Важны не методы и формы, а сами цели.
Главное - это порядок, спокойствие и
стабильность"
(В.Путин, декабрь 1999)
Как я уже писала выше, коррупцией обычно называют злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Личной выгодой, как правило, считаются деньги, но, по сути, не всегда ими являются. Если говорить о СМИ, то зачастую чиновники злоупотребляют доверенной им властью ради влияния на подчиняющиеся им газеты, журналы, теле-радио каналы, причём подобное влияние на СМИ со стороны чиновников, пока что не уголовно наказуемо, в отличии, например, от взятничества или хищения имущества.
Мне хотелось бы обратиться к автореферату диссертации «Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации» Б.Н. Лозовского, где он говорит о том, что власть и бизнес рассматривают СМИ в качестве инструмента реализации собственных задач и источника доходов, контролируя и направляя потоки информации с помощью различных практик. Многие СМИ встраиваются в вертикаль власти. Ведущие федеральные телеканалы, например, стали рупором партии власти без особых переживаний. Такой же процесс наблюдается и на региональном, и на муниципальном уровнях.
Причём проф. Лозовский отмечает, что власть может влиять на СМИ либо путём утаивания информации, либо «заказом» на статьи: «… получил широкое распространение так называемый «заказ» как медийная форма репрезентации интересов субъекта политической или экономической деятельности. В некоторых СМИ «заказ» занимает более трех четвертей площади издания», «Доступ журналистов к информации у нас в стране нередко превращается в проблему. Особенно к тем сведениям, которыми располагают органы власти, преимущественно исполнительной. Аккредитация только лояльных СМИ, ответы на вопросы и запросы лишь «своим» или близким по идеологическим мотивам редакциям, экранирование «оппозиционных» журналистов – далеко не полный перечень ограничений в получении фактических данных. Аудитория при этом довольствуется тем, что удалось достать репортеру, а не тем, что существует в действительности. Журналист в этом случае манипулирует читательским сознанием после того, как он сам оказался подвергнутым манипуляции – отгораживанию от источника. Чем менее свободен доступ журналистов к источникам информации, тем более они зависимы от них и, стало быть, подвержены манипулированию».
В результате, «журналист уже готовит не заметку, репортаж, статью или сюжет, а продукт, который должен быть продан, точнее – куплен аудиторией».
Именно из-за давления «сверху» начинает процветать коррупция и в СМИ. Журналисты за деньги начинают писать материалы, в которых высказывают не объективное и правдивое мнение, а «нужное» для чиновника. И получается, что в СМИ, особенно регионального или районного характера, постоянно происходит восхваление чиновников. В новостных заметках и репортажах, рассказывая о новом деревце в парке или об открытом детском садике в городе, обязательно подчеркнут, что это происходит благодаря «нашему губернатору \ префекту», а глава управы вообще молодец, он только и делает, что выделяет деньги на развитие молодёжных и социальных программ. Даже интервью берут у «нужных людей», которые своими репликами могут помочь создать «положительный образ местной администрации».
В ежегодном послании к федеральному собранию, Д.А.Медведев призвал чиновников заниматься своими прямыми должностными обязанностями и перестать «быть владельцами заводов, газет, пароходов». Особенно остро встал вопрос со СМИ. Региональные и местные государственные газеты, собственно как и телеканалы с радиостанциями напрямую зависят от своих учредителей – органов власти.
Б.Н.Лозовский считает, что отчасти это происходит потому, что в современной журналистике работает много ещё молодых людей, боящихся вышестоящих по званию: «Кадровый состав СМИ за последние двадцать лет, в том числе и в связи с резким увеличением количества СМИ, резко изменился. Новостные программы значительного количества телеканалов наполняются сюжетами, подготовленными студентами факультетов, отделений и кафедр журналистики. Количество последних, по данным Учебно-методического объединения по журналистскому образованию Минвуза, давно перевалило за полторы сотни. Не получившие в полной мере образования, они формируют у населения информационную картину мира, они зависимы не только от начальства, но и от потребности в получении своего достойного места. Поэтому чем больше юных созданий озабочено карьерой в журналистике, тем более они, следовательно, и масс-медиа подвержены манипулированию».