Малые группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:56, реферат

Краткое описание

Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Количество определений малой группы приближается к сотне, но чаще всего в них указывается на следующие признаки:
1)контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга,обмениваться информацией;
2)целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое;

Вложенные файлы: 1 файл

малые группы.docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

Эффективные коммуникации и формирование сплоченности в малых  группах

Малой группой  обычно называют небольшое число  людей, хорошо знающих друг друга  и постоянно взаимодействующих  между собой. Количество определений  малой группы приближается к сотне, но чаще всего в них указывается  на следующие признаки:

1)контактность  — возможность каждого члена  группы регулярно общаться друг  с другом, воспринимать и оценивать  друг друга,обмениваться информацией;

2)целостность  — социальная и психологическая  общность индивидов, входящих  в группу, позволяющая воспринимать  их как единое целое;

3)стабильность  состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников;

4)устойчивость  взаимодействия, обеспечивающаяся  взаимным положительным подкреплением  активности, направленной на успех  группы в целом. Если какой-либо  член группы перестает вносить  необходимый вклад в удовлетворение  потребностей других, то он попросту  изгоняется из данной группы;

5)наличие внутренней  структуры, включающей систему  неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения,  а также механизм социального  контроля;

6)удовлетворение  личных запросов через принадлежность  к группе. Малая группа в отличие  от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека.

Классификация малых групп. Группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу.  
Лабораторные – Естественные группы. Лабораторные – группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.  
Организованные – Спонтанные группы. Те и другое относятся к категории естественных групп. Организованные (формальные, официальные) группы – элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций. Спонтанные (неформальные, неофициальные) группы – зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних.  
По степени открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества выделяют Открытые – Закрытые группы.  
Исходя из фактора продолжительности существования группы, выделяют Стационарные и Временные группы. К последним относятся не обязательно только лабораторные, но и естественные группы.  
По степени значимости для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок, группы подразделяют на группы Членства и Референтные группы. Группа может рассматриваться просто как место пребывания индивида в социуме, далеко от его установок и ценностных ориентаций. Это группа членства. Референтная группа – это группа, чьи нормы и ценности индивид разделяет, соотнося с ней свои установки, причем делает это независимо от членства в данной группе.  
Английский психолог М.Аргайл предложил иную классификацию малых групп, в основу которой он положил специфику взаимоотношений в естественных жизненных группах, выделив пять возможных их разновидностей:  
- семью;  
- подростково-юношеские группы;  
- рабочие группы;  
- комитеты и группы по решению проблем;  
- тренинговые и терапевтические группы.  
Семья – модель малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений. Подростково-юношеские группы – модель малых групп с выраженной досуговой ориентацией и преобладающим развитием эмоциональных отношений. Рабочие группы – модель малых групп с четкой трудовой направленностью и доминирующими отношениями делового характера. Комитеты и группы по решению проблем – модель коммуникативных малых групп. Тренинговые и терапевтические группы – не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп, символизируют собой созданную психологами некую искусственную реальность[8].
 

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой группы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит  из двух человек, социальное начало в  диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия  как основа существования диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон межличностных отношений  в диаде); жесткость структуры  отношений — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; наличие только одной линии взаимодействия.

Триада —  активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися  от диады свойствами:

наличием феномена большинства и, следовательно, более  оформленного проявления 1.социального  начала, системы социальных отношений;

2.возможностью  создания качественно новой позиции  — наблюдателя, что добавляет  существенный момент к возникающей  системе взаимоотношений. К примеру,  наличие этой позиции может  добавить нечто к одной из  позиций в конфликте. Тем самым  создается дополнительная основа  для разрешения конфликта иснимается его личностная природа.

Формирование  групповой сплоченности и коммуникация в  малой группе

Сплоченность  выступает ключевым понятием разработанной  К. Левиным теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера  внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется  чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную  привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Среди изученных  к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта  между мнением индивида и мнением  группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или конформного  поведения

Обычно  различают два  вида конформизма:

1)внешний, когда  мнение группы принимается индивидом  лишь «для формы», а на самом  деле он продолжает ему сопротивляться;

2)внутренний, когда  индивид действительно усваивает  мнение большинства. Внутренний  конформизм и есть, таким образом,  результат преодоления конфликта  в пользу группы. В свою очередь  внутренний конформизм предполагает  две линии поведения: некритическое  принятие мнения большинства  и сознательное признание личностью  норм и стандартов группы.

Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью «наизнанку», выступает негативизм — поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мнению, хотя и со знаком минус.

Таким образом, конформизм проявляется не только в  ситуации сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувствует  себя некомпетентным и стремится  избежать возможных ошибок, когда  задание кажется ему чересчур трудным. 

По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации и социального влияния неразрывно переплетены с процессами возникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующие со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:

количество когнитивных  элементов мнения индивида, совпадающих  с противоположным мнением. Чем  больше консонантных отношений, т.е. чем  больше количество совпадающих когнитивных  элементов двух высказываемых мнений, тем меньше вызванный разногласием диссонанс;

важность когнитивных  элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для  отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные  элементы, свидетельствующие о существовании  иных взглядов на эту проблему, и  тем больше будет диссонанс, вызванный  выражением несогласия;

Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или  группой, признанными авторитетными.

Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем сильнее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах:

=самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно =распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса;

=изменение мнения субъекта через влияние;

=утверждение превосходства собственного мнения.

Функции групповой коммуникации

формирование  согласия;

обеспечение согласованных  действий;

складывание особой культуры группы.

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает  не просто изменение установок или  поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия. Согласие есть формирование общей картины мира. Это непрерывный  процесс, который состоит из последовательного  ряда взаимодействий. Когда возникает  согласие, происходит взаимопроникновение  картин мира, что позволяет каждому  члену группы понимать точки зрения других.

Особая культура группы формируется в результате коммуникации. В малых группах  люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате такого общения устанавливается  особая коммуникация, благодаря чему формируется специфическая культура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и правила поведения, традиции и ритуалы.

Таким образом, коммуникация в группе выполняет  функцию обмена информацией между  членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы.

Чтобы понять основные принципы осуществления процесса коммуникации в организациях, нужно уяснить  принципиальные моменты этого процесса, т.е. необходимо по крайней мере знать, кто сообщает информацию; по какому каналу ее можно получить; какова надежность этого канала и есть ли возможность успешно обработать и понять эту информацию.

От качества канала передачи информации в коммуникационном процессе зависят понимание и  принятие получаемой информации. Многое зависит от того, сможет ли руководитель настроиться на индивидуальную систему  восприятия информации индивидом. При  этом различают следующие каналы передачи информации: речевой канал; передачу письменных материалов; электронные  средства связи (компьютерные сети, видеоконференции, электронная почта, видеоленты и  т.п.).Кроме того, каналы в организации могут подразделяться на формальные, передающиеся по официальным каналам организации; неформальные - на основе горизонтальных связей (передача из подразделения в подразделение, слухи и т.д.).При выборе канала надо учитывать его совместимость с типами символов, используемых для кодирования информации, что поможет избежать деформации сведений, а также суть самого сообщения. Например, если надо проинформировать сотрудников о каком-либо нововведении в рамках всей организации, целесообразнее это сделать на общем собрании и использовать речевой канал, чем излагать суть дела каждому работнику по телефону.В практической деятельности руководитель организации применяет, как правило, не один, а два или несколько каналов передачи информации для подчиненных (официальное сообщение и сообщение с помощью слухов), что в отдельных случаях позволяет повысить эффективность процесса коммуникации. Однако при этом также могут появиться проблемы. Например, процесс передачи информации нередко осложняется, возникает двойное толкование одного сообщения, а при сочетании речевых указаний с письменными уведомлениями поток информации может стать просто неуправляемым. Интерпретация сообщения получателем не всегда бывает успешной. Неправильная интерпретация часто обусловлена несхожестью языка, восприятия культуры, различия в интересах отправителя и получателя. Многочисленные эксперименты подтверждают, что коммуникация в гомофильных парах (здесь гомофилия - сходство получателя и отправителя по определенным признакам: языку, образованию, социальному статусу и т.д.) обычно более эффективна, чем в гетерофильных (когда отправитель и получатель различны по указанным признакам), которые много времени затрачивают на понимание и обработку сообщения, а также на подготовку ответа. Однако гетерофильная коммуникация обладает большей информативной ценностью для получателя. Результат (эффект) коммуникационного воздействия - изменения в поведении и состоянии получателя информации, которые выражаются в изменении знания получателя; изменении установок (относительно объекта действия, оговоренного в сообщении); изменении в видимых действиях получателя (покупка товаров, отношение к трудовой деятельности, своевременный приход на работу и т.д.).обратная связь - “оперативная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; это информация (в вербальном и невербальном оформлении), которая отсылается назад к отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоении и согласии с ним” [59. С.174]. Обратная связь позволяет отправителю не только узнать результат акта коммуникации, но и скорректировать следующее сообщение для достижения большего эффекта. Если результат передачи сообщения достигнут (оно понято в подразделении организации и стало руководством к действию), говорят, что действует положительная обратная связь; в противном случае действует отрицательная обратная связь. Следует сказать, что налаживание обратной связи в организации - достаточно сложная задача. Особенно это касается вертикальных, властных коммуникаций при контроле через принуждение, когда получатель информации испытывает страх перед возможными санкциями и специально искажает сообщение, поступающее через каналы обратной связи. Шум - то, что искажает смысл сообщения, элемент процесса, присутствующий практически на каждом этапе передачи информации. Источниками шумов, затрудняющих точное понимание смысла сообщения, являются различия в восприятии информации, влияющие на ясность смысла при кодировании и декодировании, несхожесть в должностном статусе (различное видение целей и задач организации и ее подразделений), особенности культуры и языка. Этапы обмена информацией в организации

Этап

Причины трудностей

Зарождение

идеи

Непродуманность идеи

Неадекватность  информации конкретной ситуации

Кодирование и

выбор канала

Отправитель не настроен на язык и культуру получателя

Неоднозначность символов в сообщении Несовместимость  канала и типа символов

Передача и  декодирование

Различия в  статусе, взглядах, образовании, наличие  языковых барьеров и т.д. отправителя  и получателя 

«Конфликт»  и «Малая группа»

Конфликт  – столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и  т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как  значимая для него психологическая  проблема, требующая  своего разрешения и  вызывающая активность, направленную на его  преодоление.

Составные части конфликта:

1. противоречие,

2. осознание  индивидом этого противоречия,

3. активность.

Типология конфликтов

ü По субъекту конфликта:

1) Внутриличностные конфликты:

- мотивационные.  К. Левин выделил 3 вида конфликтов  выбора: конфликт в условиях изобилия; конфликт наименьшего зла; конфликт  равенства положительных и негативных  целей. З. Фрейд говорит о противоречии между тремя составными частями личности: бессознательное, «Я», социальное «Я»;

- когнитивные  – противоречия несовместимых  представлений: аргументация выбора, конфликты – фантомы; 

- деятельностные – противоречия, затрагивающие деятельностную сферу личности: ролевые, межролевые и внутриролевые.

2) Межличностные  конфликты: 

- ценностные  конфликты - различия между людьми  с точки зрения их ценностных  ориентаций;

- конфликты интересов  – различия интересов; 

- конфликты из-за  нарушения групповых норм или  правил взаимодействий.

3) Личностно-групповые  конфликты. 

4) Межгрупповые  конфликты. 

ü Конфликты с точки рения властных отношений:

Информация о работе Малые группы