Нарушение прав журналиста в доступе к информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: обозначить правовые основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации.
3.Дать характеристику правового состояния доступа к информации сотрудников СМИ в настоящие дни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Доступ журналиста к информации по Конституции РФ
(РЮО )«О свободе информации» …….…………………………………7
ГЛАВА 2. Права и ответственность журналиста………………..…… 30
ГЛАВА 3. Защита прав журналиста.Нарушения, связанные
с ограничением доступа журналистов к информации………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная нарушение прав журналиста .doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема доступа  журналистов и информации напрямую связана с проблемой становления  демократии. Как показали проведенные  исследования, для обеспечения доступа журналистов к общественно значимой информации необходимо:

1) совершенствование законодательства, направленного на открытость институтов общества;

2) создание механизмов  гражданского и корпоративного  контроля за обеспечением доступа  граждан к общественно значимой информации;

3) создание прецедентов  и обобщение судебной практики  по случаям неправомерного отказа в предоставлении информации.

Вместе с  тем, движение в сторону открытости общества не может быть односторонним. Журналистское сообщество должно способствовать установлению профессиональных стандартов работы с информацией, которые обеспечивали бы:

1) строгое соблюдение  действующего законодательства  и недопустимость использования,  и распространение информации, доступ  к которой законодательно ограничен;

2) соблюдение этических норм при сборе, обработке и распространении персональной информации;

3) корпоративность  в отстаивании законных прав  на доступ к общественно значимой  информации;

4) участие журналистов  в совершенствовании законодательства в части доступа граждан к информации.

Журналистское сообщество примет активное участие в совершенствовании своего главного закона – Закона " О средствах массовой информации". Время настоятельно требует более детальной разработки некоторых положений. Например, в виду недостаточной разработанности статьи 48 действующего Закона, отсутствия подзаконных актов, рассматривающих содержание и механизм функционирования института аккредитации, значительная часть вопросов регламентируется устоявшимися традициями, здравым смыслом, внутренней культурой, уровнем правосознания и неписаными нравственными правилами и стандартами. Все это диктует необходимость внимательного изучения и анализа всех пунктов Правил, поскольку в них может содержаться угроза свободе массовой информации не в явной, а в скрытой форме, которая может " сработать" в " нужный" момент.

Анализ действующих  в различных организациях и учреждениях  Правил аккредитации показал, что нередки  случаи, когда отдельные пункты этих Правил используются в качестве инструмента ограничения доступа к информации, влияния или давления на СМИ со стороны пресс-служб или служб информации.

Идеи, которые  закладываются в эти правила, порой преследуют цель не облегчить  журналистам доступ к информации, а расширить перечень ограничений прав журналистов собирать и получать информацию по интересующим их проблемам.

Не случайно аккредитация иногда воспринимается как  система манипулирования профессиональным сообществом, как деление журналистов на "достойных" и "недостойных".

Во избежание произвольного нормотворчества в различных государственных учреждениях и органах местного самоуправления необходимо принять на законодательном уровне Типовые Положения об аккредитации.

Требуется уточнение положений Законов "О средствах массовой информации" и "Об информации и информатизации", противоречащих друг другу. Требуется дальнейшее уточнение прав журналиста на доступ к информации, которые условно можно разделить на четыре категории:

1) права, связанные  с доступом к информации (п. 1–8  ст. 47 Закона "О средствах массовой информации");

2) связанные  с распространением информации (п. 9–10 ст. 47);

3) авторские  права журналиста (п. 11–12 ст. 47);

4) иные права,  закрепленные в других нормативных  актах (например, ст. 41 Закона о  СМИ, ст. 29 Конституции РФ/РЮО, и т.д.).

Не менее  важна, на мой взгляд, проблема саморегулирования  в профессиональной среде и выработки  четких установок на приемы приручения журналистов, в числе которых:

- вовлечение  в жизнь профессиональной корпорации  путем приглашения на мероприятия с последующим участием во всяких оргкомитетах, комиссиях и других организационных формах общественного характера;

- предоставление  возможных персональных льгот:  медицинского, курортно-оздоровительного, хозяйственно-бытового обслуживания;

- представление к премиям, наградам и иным видам поощрений внутрикорпоративного и общегосударственного характера;

- размещение  платной рекламы и так называемая  спонсорская поддержка;

- предоставление  возможности пользоваться атрибутами  причастности к "высшим сферам", например кремлевской "вертушкой", фельдъегерской связью, пропуском в тот или иной государственный орган и т. п.

Журналисты, опираясь на букву закона и этические стандарты, должны выработать стойкий иммунитет  против любых профессиональных приемов, направленных против государства и личности и вместе с тем умело использовать правовые механизмы для получения и распространения информации.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года
  2. Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 года
  3. Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
  4. Комментарий к закону РФ о СМИ. Авторы-составители Г.Ю. Арапова, А.А. Глисков, Д.Г. Шишкин. Научный ред. В.Н. Монахов. Издательской дом "Галерия", М.: 2001
  5. Международная Федерация журналистов. Декларация принципов поведения журналистов. Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25–28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2–6 июня 1986 года
  6. Конституция Российской Федерации
  7. Журналистское расследование. История метода и современная практика / Под общ.ред. А.Д. Константинова. – СПб: "Издательский дом "Нева"; М.: "ОЛМА-ПРЕСС, 2003
  8. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000
  9. Новое информационное законодательство РФ. Под ред. А.К. Симонова. М.: издательство "Медея", 2004
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации
  11. Правозащитники и журналисты: методы взаимодействия. Методическое пособие. М.: издательство "Магеллан ОЕ", 2000
  12. Речь общественного защитника Александра Ткаченко. http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/russia/envirorights/pasko/22502
  13. Рэндалл Д. Универсальный журналист. Национальный институт прессы, СПб.: 2000
  14. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. Учебник для вузов. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
  15. Краткий юридический справочник для журналиста. – М.: "Права человека", 1997
  16. Уголовный кодекс РФ.
  17. Закон "О государственной тайне"
  18. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"
  19. Постановление Правительства от 5 декабря 1991 г. №35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"
  20. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" Закон от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении"
  21. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах"
  22. Закон РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне"
  23. Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 73-рп "Об утверждении перечня должностных лиц и органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне"
  24. Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 537-рп "О должностных лицах, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне"
  25. Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"
  26. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года №1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"

 


Информация о работе Нарушение прав журналиста в доступе к информации