Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 01:14, статья
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра (Североатлантический Альянс) (англ. North Atlantic Treaty Organization,NATO )— военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США представляла собой кульминацию реакции Запада (West) на растущую опасность со стороны СССР после окончания 2-й мировой войны. Созданию НАТО предшествовали: активизация в Европе США, действовавших согласно плану Маршалла и доктрине Трумэна, выдвинутой в 1947 г., заключение Брюссельского договора в 1948 г. между Британией, Францией и странами Бенелюкса (Benelux), а также реакция союзников на блокаду Берлина в 1948–49 гг.
Североатлантический договор
Североатлантический договор представляет собой весьма простой документ, соответствующий духу Устава ООН и опирающийся на него в правовом отношении.
В соответствии с этим договором государства-члены берут на себя обязательство поддерживать и развивать, как индивидуально, так и коллективно, свой оборонный потенциал, обеспечивая основу для коллективного военного планирования.
Одна из статей договора предусматривает проведение консультаций между государствами-членами в тех случаях, когда одно из них усматривает угрозу своей безопасности. Именно в этой статье договора подчеркивается принципиальная важность широкого процесса консультаций в Североатлантическом союзе, и разъясняются причины проведения союзом новых миссий, направленных на углубление безопасности в европейско-атлантическом регионе в целом.
В другой статье (Статье 5) говорится о праве на коллективную самооборону, как это указано в Уставе ООН. В ней отмечается, что вооруженное нападение на одного или нескольких членов НАТО будет рассматриваться как нападение на них всех.
Принятие новых членов в Североатлантических союз проводится в соответствии со статьей 10 Североатлантического договора, в которой обусловлено, что другие европейские государства, способные развивать принципы договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, могут быть приглашены вступить в союз. После недавнего вступления в союз Венгрии, Польши и Чешской Республики руководители Североатлантического союза отметили, что двери в союз будут и в будущем оставаться открытыми для вхождения других стран.
В других статьях договора говорится, что каждая из стран также обязуется вносить свой вклад в развитие мирных и дружественных международных отношений различными путями, включая укрепление своих свободных институтов и развитие условий для стабильности и благосостояния. Договором также предусматриваются усилия по ликвидации конфликтов в международной экономической политике государств-членов и развитию сотрудничества между ними.
Преобразование Североатлантического союза
Цель НАТО заключается в коллективной обороне своих государств-членов, что образует основу для сохранения мира и обеспечения безопасности в будущем, однако, после важнейших перемен, произошедших в Европе в девяностые годы, НАТО является катализатором процесса расширения безопасности и стабильности в Европе в целом.
НАТО создает практическое партнерство со многими странами, не входящими в НАТО, с целью создания более открытой Европы, где сведены к минимуму недоверие и отсутствие взаимопонимания.
Главным в этом деле является программа “Партнерство ради мира” (ПрМ), способствующая развитию сотрудничества между союзниками по НАТО и 26-ю государствами-партнерами, в рамках которой проводится широкий круг мероприятий, связанных с обеспечением безопасности.
В рамках НАТО имеются комитеты, отвечающие за перспективное планирование по таким направлениям как проведение политических консультаций, военные планирование и операции, сотрудничество в сфере вооружений и в других областях. Эти комитеты дают рекомендации по ведению дел Североатлантическому совету - высшему руководящему органу НАТО - или Комитету военного планирования НАТО, который занимается преимущественно вопросами, связанными с объединенной военной структурой НАТО.
Консультации также проводятся по экономическим вопросам, относящимся к безопасности, включая такие вопросы, как расходы на оборону и конверсия оборонных отраслей промышленности в гражданских целях.
В рамках НАТО также ведется активное сотрудничество между государствами-членами и их партнерами в таких областях как гражданское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы. Хотя планирование действий при чрезвычайных ситуациях является, прежде всего, обязанностью самих государств, деятельность НАТО способствует, при необходимости, обеспечению наиболее эффективного использования гражданских ресурсов Североатлантического союза.
НАТО часто выполняет координирующую роль. В ноябре 1998 г. Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕАКЦРСБК), открытый в июне 1998 г., координировал действия по оказанию помощи в районах западной Украины, пострадавших от наводнения. После ухудшения положения в Косово и вокруг него ЕАКЦРСБК также играл ключевую роль в координации гуманитарной помощи НАТО и государств-партнеров по облегчению положения косовских беженцев и содействию соседним странам.
НАТО также проводит ряд программ международных обменов по научным и экологическим проблемам, вызывающим озабоченность в Североатлантическом союзе и государствах-партнерах. Эти программы обеспечивают поддержку передовых научных исследований, способствуют развитию национальных научно-технических ресурсов и экономии средств, достигаемой за счет международного сотрудничества. Ряд таких видов деятельности направлен на решение экологических проблем оборонного характера, воздействующих на соседние государства, решение которых возможно только путем совместных действий.
Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё сотрудничество, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор[15].
После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существование и начал расширяться на восток
Официальные отношения между НАТО и Беларусью начались в момент присоединения Беларуси к программе «Партнерство ради мира» в 1995 году. В течение этих лет отношения были неустойчивыми. Страны НАТО выразили озабоченность в связи с отсутствием прогресса в сфере демократических реформ в Беларуси. Тем не менее, страны НАТО считают, что сохранение каналов связи, практическое сотрудничество и диалог отвечают интересам региональной безопасности.
Убежденность в ценности общения и практического сотрудничества проявляется на деле различным образом. Диалог осуществляется в рамках Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), чему способствует наличие дипломатического представительства Беларуси при НАТО, открывшегося в апреле 1998 года. В рамках «Партнерства ради мира» НАТО и Беларусь развивают практическое сотрудничество в ряде областей благодаря Индивидуальной программе партнерства (ИПП) Беларуси.
На основании ИПП белорусские сотрудники и военнослужащие проходят курсы в странах НАТО, и развивается практическое сотрудничество в таких областях, как гражданское чрезвычайное планирование, кризисное регулирование, контроль над вооружениями, противовоздушная оборона и управление воздушным движением, телекоммуникации и обработка информации, а также языковая подготовка и военное образование.
В 2009 году Беларусь выступила с предложением об организации железнодорожного транзита для стран, участвующих в Международных силах содействия безопасности (ИСАФ/МССБ) – группировке НАТО в Афганистане. Соглашение, достигнутое в 2010 году, позволяет осуществлять железнодорожные перевозки нелетальных грузов по территории Беларуси, России, Казахстана и Узбекистана.
Один из важных аспектов сотрудничества в области безопасности – участие Беларуси в Процессе планирования и анализа (ПАРП), призванного способствовать транспарентности и помогать стране в развитии сил и средств и оперативной совместимости для ведения международных операций по поддержанию мира. НАТО помогает формулировать задачи планирования, выполняя которые Беларусь сможет обеспечить потенциальное участие отдельных сил и средств в мероприятиях ПРМ, в том числе в операциях ПРМ под руководством НАТО, и тем самым вносить вклад в укрепление мира и стабильности.
Хорошим примером конкретной пользы от практического сотрудничества является проект целевого фонда ПРМ, направленный на то, чтобы помочь Беларуси выполнить свои обязательства, предусмотренные Оттавской конвенцией о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. В рамках этого совместного проекта, завершившегося в январе 2007 года и осуществлявшегося под руководством Канады при финансовом участии Литвы и Беларуси, в стране было уничтожено 700 тысяч противопехотных мин.
НАТО и Беларусь также сотрудничают в отраслях науки, связанных с безопасностью. Начиная с 2001 года, Беларусь получила гранты на проведение почти сорока совместных мероприятий в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности». К этим направлениям относятся телекоммуникации, исследования по оценке риска в связи с Чернобыльской аварией и системы обнаружения взрывчатых веществ. Помимо этого, начиная с 1993 года, более 75 белорусских ученых получили стипендии для научно-исследовательских работ в странах НАТО.
НАТО также стремится помогать развитию гражданского общества в Беларуси. Прежде всего, для этого проводятся мероприятия по линии общественной дипломатии. Поощряется взаимодействие белорусских неправительственных и общественных организаций с Управлением общественной дипломатии НАТО.
В каждой стране-партнере посольство одного из государств-членов НАТО выполняет функции по осуществлению контактов и выступает в качестве канала для распространения информации о роли и политических курсах Североатлантического союза. В настоящий момент контактным посольством НАТО в Беларуси является Франция.
Основные направления
1992 |
Беларусь вступает в Совет североатлантического сотрудничества (ССАС, переименованный в 1997 году в Совет евроатлантического партнерства). |
1995 |
Беларусь присоединяется к программе «Партнерство ради мира», направленной на расширение сотрудничества в сфере безопасности и обороны между НАТО и отдельными странами-партнерами. |
В июне Беларусь впервые принимает участие в заседании ССАС в Осло (Норвегия). | |
1998 |
Беларусь открывает постоянное представительство при штаб-квартире НАТО. |
1999 |
Беларусь временно прекращает сотрудничество с НАТО в знак протеста против воздушной кампании НАТО в Косово. |
2006 |
Страны НАТО осуждают президентские выборы в Беларуси как не соответствующие международным стандартам и проводят оценку отношений между НАТО и Беларусью. |
2007 |
НАТО и Беларусь завершают первый проект целевого фонда ПРМ в Беларуси, в результате которого было уничтожено около 700 тысяч противопехотных мин. |
2010 |
Достигнуты договоренности между НАТО и рядом стран, включая Беларусь, о железнодорожном транзите нелетальных грузов ИСАФ (МССБ) в Афганистан. |
2011 |
НАТО спонсирует новую систему мониторинга риска наводнений в Украине и Беларуси. |
Информация о работе Организация Североатлантического договора