Основные мотивы лирики Байрона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:43, реферат

Краткое описание

Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX века новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и связанное с нею просветительство.
Неудовлетворенность результатами Французской революции, усиление политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………..3
2.Лирика Байрона…………………………………………………………..5
3.Новаторство лирики Байрона……………………………………………7
4.Заключение…………………………………………….………………..15
5.Список использованной литературы…………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

БАРДЫКОВА РЕФЕРАТ.docx

— 35.94 Кб (Скачать файл)

Вольнолюбивая поэзия Д. Байрона принесла ему известность не только в родной стране, но и во всем мире, встречая горячий отклик в сердцах передовых людей.

В стихотворении «Ты кончил жизни путь… » поэт воспевает подвиг человека, не только посвятившего свою жизнь Родине, но и погибшего за нее. «Теперь твоя начнется слава…» , — утверждает Д. Байрон, потому что «образ величавый» и мужество героя будет увековечено в народной памяти, песнях.

Пока свободен твой народ,

Он позабыть тебя не в силах.

Ты пал! Но кровь твоя течет

Не по земле, а в наших жилах;

Отвагу мощную вдохнуть

Твой подвиг должен в нашу грудь.

Жизнь героя-освободителя не прошла даром. Его подвиг вдохнул в молодые сердца силу и мужество, его деяния стали примером для последователей, его имя и после смерти будет наводить страх на врагов.

Врага заставим мы бледнеть,

Коль назовем тебя средь боя…

Искренней любовью и гордостью дышат строки этого стихотворения, возвеличивающего подвиг человека, для которого счастье и свобода Отчизны были дороже собственной жизни. Так в благодарность за стойкость, мужество и самоотверженность народ подарил герою бесценный дар — настоящее бессмертие.

Джордж Байрон был одним из родоначальников литературного, философского романтизма. Одной из основных тем его творчества была тема свободы. Поэт лично принимал участие в освободительной войне греческого народа, так что тема эта была ему особенно близка. Сочувствием к борцам за независимость проникнуты многие его произведения. Стихотворение «Ты кончил жизни путь… » посвящено герою, самоотверженно сражавшемуся за свободу. Он умер в битве за родную землю, значит, подвиг его народ не должен забыть.

Пока свободен твой народ,

Он позабыть тебя не в силах.

Ты пал. Но кровь твоя течет

Не по земле, а в наших жилах.

Автор советует не оплакивать героя. Его мужество должно вызывать в людях гордость, желание продолжать борьбу, о чем говорят строки «отвагу мощную вдохнуть твой подвиг должен в нашу грудь» . Имя героя имеет полное право сохраниться в веках, в памяти народа. А его величавый образ будет вечно жить в «песнях родины святой» .

Тема стихотворения созвучна с судьбой самого Байрона. Когда Байрон умер, его оплакивали как национального героя, хотя сам поэт не причислял себя к таковым. Он боролся против поработителей, искренне считая это своим долгом. Стихи его воспитывают в читателях отвагу и мужество, учат любить свою родину и ценить жизнь как единственно важный дар. Но даже смерти не суждено вытеснить память о герое из сердец благодарных людей:

Ты кончил жизни путь, герой.

Теперь твоя начнется слава.

Байрон, замечательный английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям, готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Стихотворение Байрона «Ты кончил жизни путь… » — о человеке, судьба которого была тесно связана с судьбой родины. Этот герой жил во имя свободы своего народа и во имя этой свободы умер. Не ища славы, он заслужил ее, и люди с благодарностью помнят о его подвиге:

И в песнях родины святой

Жить будет образ величавый,

Жить будет мужество твое,

Освободившее ее.

Пока свободен твой народ,

Он позабыть тебя не в силах.

Поэт воспевает человека, чье благородное дело не закончилось со смертью. Знамя борьбы подхвачено друзьями и единомышленниками, идущими по стопам героя:

Ты пал! Но кровь твоя течет

Не по земле, а в наших жилах;

Отвагу мощную вдохнуть

Твой подвиг должен в нашу грудь.

Человек, отдавший жизнь за свободу родины, продолжает жить в памяти соотечественников и их песнях. Пройдут десятки лет, а имя героя не будет позабыто.

Необычайность поэзии Байрона, ее неукротимый пыл изумляли, но вместе с тем были легко понятны всем. Его стихи, казалось, были написаны на привычном уровне поэтической техники. Публика не замечала, что новизна мысли и чувства, наполнявшая стихи ее любимца взрывала изнутри прежнюю форму. Она с удовольствием воспринимала и знакомую ей классицистическую оболочку (освященную для Байрона преклонением перед классицизмом как ведущим литературным стилем просветительства) и оригинальность, с которой поэт использовал уже известные ей образные средства в новой функции и в новых целях. Читатели переживали радость узнавания вместе с радостью ошеломляющих открытий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Художественными открытиями Байрона являются лиризм, отличающийся высоким гражданским чувством, эмоциональным накалом, страстным авторским отношением к жизни, высокий трагизм и драматизм в изображении современной борьбы за свободу, гневная сатира политических стихов и поэм - народны по своему характеру. Ф.  Энгельс  в  работе  «Положение  рабочего  класса  в  Англии» писал:  «…гениальный  пророк  Шелли,  и  Байрон  со своей  страстностью  и  горькой  сатирой  на  современное  общество  имеют  больше  всего  читателей  среди  рабочих».

Большое воздействие на литературу европейских стран оказал «байронический» герой - мятущаяся личность, недовольная современной действительностью, бунтующая против всех установлений, сковывающих  свободу, личность  разочарованная и  одинокая, ищущая  самоутверждения  в  индивидуальном  действии.  Герой  байроновских  поэм  оказал большое  влияние  на  мироощущение  целого  поколения  европейской  молодежи.  Увлечение  байроновским   индивидуализмом, разочарованием  и  «мировой  скорбью» получило  название «байронизма». Но  мировое значение  Байрона  отнюдь  не  сводится  к  байронизму.  Замечательный  поэт  велик  прежде  всего  революционным  пафосом  своих  произведений, проникновенным  лиризмом  своей  поэзии, страстным  стремлением  к  свободе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Александров Н. Н. Лорд  Байрон: Его жизнь и литературная деятельность. – СПб., 1892.

2. Алексеев М. П. Из истории  английской литературы. – М. -Л., 1960.

3. Байрон Дж. Лирика. —  Москва, Ленинград, «Художественная литература», 1967.

4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 6. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – С. 585.

5. Берковский Н. Я. Лирика  Байрона // Байрон Дж. Лирика. – М. -Л., 1967.

6. Великий романтик. Байрон  и мировая литература / Отв. ред. С. Тураев. – М.: Наука, 1991. – 237 с.

7. Веселовский А. Н. Байрон. – М., 1902.

8. Григорьев А. А. О правде  и искренности в искусстве // Байрон  Дж. На перепутьях былого… - М. – С. 380.

9.  Дьяконова Н. Я. Аналитическое  чтение (поэзия XVIII-XX веков). – Л.: Просвещение, 1967. – 268 с. (Diakonova N. Three Centuries of English Poetry).

11. Дьяконова Н. Я. Лирическая  поэзия Байрона. – М.: Наука, 1975. – 168 с.

12. Елистратова А. А. Байрон. – М.: Наука, 1956.

13. Зверев А. М. «Беде и  злу противоборство…» // Байрон Дж. На перепутьях бытия… - М.: Прогресс, 1989. – С. 5-26.

14. Кагарлицкий Ю. И. Предисловие // Байрон Дж. Навстречу вихрям я всегда бросался… Избранные поэтические произведения. – М.: Дет. Лит., 1984. – С. 5-24.

15. Клименко Е. И. Английская  литература первой половины XIX в. – Л., 1971.

16. Клименко Е. П. Байрон. Язык  и стиль. – М.: Изд-во литературы  на иностр. яз., 1960. – 112 с.

17. Колесников В. И. Д. Г. Байрон // История зарубежной литературы XIX века: Учебник / Под ред. Н. А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991. - С. 143-177.

18. Кургинян М. Джордж Байрон. – М., 1958.

19. Кургинян М. С. Предисловие // Байрон. Соч.: В 3 т. Т. 1. – М.: Худ. лит., 1974. – С. 5-22.

20. Пушкин А. С. Байрон // Пушкин  А. С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 316-322.

21. Розанов М. Н. Очерк истории  английской литературы XIX в. Ч. 1. Эпоха  Байрона. – М., 1922.

23. Скотт В. Собр. соч.: В 20 т. Т. 20. – М.: Гос. изд-во «Худ. лит.», 1967.

24. Скуратовский В. Л. Предисловие // Байрон. Стихотворения и поэмы. – К.: Молодь, 1989.

25. Тимофеев Л. И. Лирика // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. Т. 4. – М.: Сов. энциклопедия, 1965. – С. 208.

26. Урнов Д. Байрон // История  всемирной литературы: В 9 т. Т. 6. –  М.: Наука, 1989. – С. 100-106.

27. Усманова Р. Джордж Гордон  Байрон // Байрон. Избранное. – М.: Изд-во «Правда», 1985. – С. 389-401.

28. Усманова Р. Ф. Предисловие // Байрон Дж. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. – М.: Правда, 1981. – С. 3-48.

29. Чудаков С. Б. О некоторых  художественно-стилистических особенностях  лирики Байрона // Филологические науки. – 1962. - №4.

30. Шайтанов И. О. Вступительная  статья // Байрон Дж. Лирика. – М.: Книга, 1988. – С. 5-72

 

 


Информация о работе Основные мотивы лирики Байрона