Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:43, реферат
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX века новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и связанное с нею просветительство.
Неудовлетворенность результатами Французской революции, усиление политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства.
1.Введение…………………………………………………………………..3
2.Лирика Байрона…………………………………………………………..5
3.Новаторство лирики Байрона……………………………………………7
4.Заключение…………………………………………….………………..15
5.Список использованной литературы…………………………………..16
Вольнолюбивая поэзия Д. Байрона принесла ему известность не только в родной стране, но и во всем мире, встречая горячий отклик в сердцах передовых людей.
В стихотворении «Ты кончил жизни путь… » поэт воспевает подвиг человека, не только посвятившего свою жизнь Родине, но и погибшего за нее. «Теперь твоя начнется слава…» , — утверждает Д. Байрон, потому что «образ величавый» и мужество героя будет увековечено в народной памяти, песнях.
Пока свободен твой народ,
Он позабыть тебя не в силах.
Ты пал! Но кровь твоя течет
Не по земле, а в наших жилах;
Отвагу мощную вдохнуть
Твой подвиг должен в нашу грудь.
Жизнь героя-освободителя не прошла даром. Его подвиг вдохнул в молодые сердца силу и мужество, его деяния стали примером для последователей, его имя и после смерти будет наводить страх на врагов.
Врага заставим мы бледнеть,
Коль назовем тебя средь боя…
Искренней любовью и гордостью дышат строки этого стихотворения, возвеличивающего подвиг человека, для которого счастье и свобода Отчизны были дороже собственной жизни. Так в благодарность за стойкость, мужество и самоотверженность народ подарил герою бесценный дар — настоящее бессмертие.
Джордж Байрон был одним из родоначальников литературного, философского романтизма. Одной из основных тем его творчества была тема свободы. Поэт лично принимал участие в освободительной войне греческого народа, так что тема эта была ему особенно близка. Сочувствием к борцам за независимость проникнуты многие его произведения. Стихотворение «Ты кончил жизни путь… » посвящено герою, самоотверженно сражавшемуся за свободу. Он умер в битве за родную землю, значит, подвиг его народ не должен забыть.
Пока свободен твой народ,
Он позабыть тебя не в силах.
Ты пал. Но кровь твоя течет
Не по земле, а в наших жилах.
Автор советует не оплакивать героя. Его мужество должно вызывать в людях гордость, желание продолжать борьбу, о чем говорят строки «отвагу мощную вдохнуть твой подвиг должен в нашу грудь» . Имя героя имеет полное право сохраниться в веках, в памяти народа. А его величавый образ будет вечно жить в «песнях родины святой» .
Тема стихотворения созвучна с судьбой самого Байрона. Когда Байрон умер, его оплакивали как национального героя, хотя сам поэт не причислял себя к таковым. Он боролся против поработителей, искренне считая это своим долгом. Стихи его воспитывают в читателях отвагу и мужество, учат любить свою родину и ценить жизнь как единственно важный дар. Но даже смерти не суждено вытеснить память о герое из сердец благодарных людей:
Ты кончил жизни путь, герой.
Теперь твоя начнется слава.
Байрон, замечательный английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям, готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Стихотворение Байрона «Ты кончил жизни путь… » — о человеке, судьба которого была тесно связана с судьбой родины. Этот герой жил во имя свободы своего народа и во имя этой свободы умер. Не ища славы, он заслужил ее, и люди с благодарностью помнят о его подвиге:
И в песнях родины святой
Жить будет образ величавый,
Жить будет мужество твое,
Освободившее ее.
Пока свободен твой народ,
Он позабыть тебя не в силах.
Поэт воспевает человека, чье благородное дело не закончилось со смертью. Знамя борьбы подхвачено друзьями и единомышленниками, идущими по стопам героя:
Ты пал! Но кровь твоя течет
Не по земле, а в наших жилах;
Отвагу мощную вдохнуть
Твой подвиг должен в нашу грудь.
Человек, отдавший жизнь за свободу родины, продолжает жить в памяти соотечественников и их песнях. Пройдут десятки лет, а имя героя не будет позабыто.
Необычайность поэзии Байрона, ее неукротимый пыл изумляли, но вместе с тем были легко понятны всем. Его стихи, казалось, были написаны на привычном уровне поэтической техники. Публика не замечала, что новизна мысли и чувства, наполнявшая стихи ее любимца взрывала изнутри прежнюю форму. Она с удовольствием воспринимала и знакомую ей классицистическую оболочку (освященную для Байрона преклонением перед классицизмом как ведущим литературным стилем просветительства) и оригинальность, с которой поэт использовал уже известные ей образные средства в новой функции и в новых целях. Читатели переживали радость узнавания вместе с радостью ошеломляющих открытий.
Заключение
Художественными открытиями Байрона являются лиризм, отличающийся высоким гражданским чувством, эмоциональным накалом, страстным авторским отношением к жизни, высокий трагизм и драматизм в изображении современной борьбы за свободу, гневная сатира политических стихов и поэм - народны по своему характеру. Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» писал: «…гениальный пророк Шелли, и Байрон со своей страстностью и горькой сатирой на современное общество имеют больше всего читателей среди рабочих».
Большое воздействие на литературу европейских стран оказал «байронический» герой - мятущаяся личность, недовольная современной действительностью, бунтующая против всех установлений, сковывающих свободу, личность разочарованная и одинокая, ищущая самоутверждения в индивидуальном действии. Герой байроновских поэм оказал большое влияние на мироощущение целого поколения европейской молодежи. Увлечение байроновским индивидуализмом, разочарованием и «мировой скорбью» получило название «байронизма». Но мировое значение Байрона отнюдь не сводится к байронизму. Замечательный поэт велик прежде всего революционным пафосом своих произведений, проникновенным лиризмом своей поэзии, страстным стремлением к свободе.
Список использованной литературы
1. Александров Н. Н. Лорд Байрон: Его жизнь и литературная деятельность. – СПб., 1892.
2. Алексеев М. П. Из истории английской литературы. – М. -Л., 1960.
3. Байрон Дж. Лирика. — Москва, Ленинград, «Художественная литература», 1967.
4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 6. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – С. 585.
5. Берковский Н. Я. Лирика Байрона // Байрон Дж. Лирика. – М. -Л., 1967.
6. Великий романтик. Байрон и мировая литература / Отв. ред. С. Тураев. – М.: Наука, 1991. – 237 с.
7. Веселовский А. Н. Байрон. – М., 1902.
8. Григорьев А. А. О правде и искренности в искусстве // Байрон Дж. На перепутьях былого… - М. – С. 380.
9. Дьяконова Н. Я. Аналитическое чтение (поэзия XVIII-XX веков). – Л.: Просвещение, 1967. – 268 с. (Diakonova N. Three Centuries of English Poetry).
11. Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. – М.: Наука, 1975. – 168 с.
12. Елистратова А. А. Байрон. – М.: Наука, 1956.
13. Зверев А. М. «Беде и злу противоборство…» // Байрон Дж. На перепутьях бытия… - М.: Прогресс, 1989. – С. 5-26.
14. Кагарлицкий Ю. И. Предисловие // Байрон Дж. Навстречу вихрям я всегда бросался… Избранные поэтические произведения. – М.: Дет. Лит., 1984. – С. 5-24.
15. Клименко Е. И. Английская литература первой половины XIX в. – Л., 1971.
16. Клименко Е. П. Байрон. Язык и стиль. – М.: Изд-во литературы на иностр. яз., 1960. – 112 с.
17. Колесников В. И. Д. Г. Байрон // История зарубежной литературы XIX века: Учебник / Под ред. Н. А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991. - С. 143-177.
18. Кургинян М. Джордж Байрон. – М., 1958.
19. Кургинян М. С. Предисловие // Байрон. Соч.: В 3 т. Т. 1. – М.: Худ. лит., 1974. – С. 5-22.
20. Пушкин А. С. Байрон // Пушкин А. С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 316-322.
21. Розанов М. Н. Очерк истории английской литературы XIX в. Ч. 1. Эпоха Байрона. – М., 1922.
23. Скотт В. Собр. соч.: В 20 т. Т. 20. – М.: Гос. изд-во «Худ. лит.», 1967.
24. Скуратовский В. Л. Предисловие // Байрон. Стихотворения и поэмы. – К.: Молодь, 1989.
25. Тимофеев Л. И. Лирика //
Краткая литературная
26. Урнов Д. Байрон // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 6. – М.: Наука, 1989. – С. 100-106.
27. Усманова Р. Джордж Гордон Байрон // Байрон. Избранное. – М.: Изд-во «Правда», 1985. – С. 389-401.
28. Усманова Р. Ф. Предисловие // Байрон Дж. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. – М.: Правда, 1981. – С. 3-48.
29. Чудаков С. Б. О некоторых
художественно-стилистических
30. Шайтанов И. О. Вступительная статья // Байрон Дж. Лирика. – М.: Книга, 1988. – С. 5-72