Основные понятия лингвистики текста. Структура текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1.
Сравните следующие группы предложений. Какая группа представляет собой текст? Объясните свою точку зрения.
Задание 2.
Определите, с помощью каких лексических средств связаны предложения?
Задние 3.
Используя различные лексические средства связи, создайте небольшие тексты. Озаглавьте их.

Вложенные файлы: 1 файл

русский - контрольная работа.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 2.

 

Тема: Части речи.

 

Задание 1. Прочитайте текст.

Земля — космическое тело, а  мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца.Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое  пространство, сознательно разрушающих  сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. Но вот постепенно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придётся квалифицировать как самоубийство. Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. Вопрос только размеров и времени.

Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уже распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

К сожалению, столь же беззащитными перед напором технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и общения человека с природой. (12) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственно информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

Неизвестно, чем кончится для планеты  эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие? (По В. Солоухину).

Задание 2.

Выпишите из текста и  сделайте морфологический разбор самостоятельных частей речи: 4 существительных, 4 глаголов, 4 прилагательных, 3 -4 наречий и местоимений, числительное.

Задание 3.

Выпишите из текста 4-5 причастий, укажите время, действительное или страдательное, выделите суффикс.

Задание 4.

Из текста выпишите 3-4 деепричастия, выделите суффикс.

 

Тема: Синтаксис и пунктуация.

 

Задание 1.

Расставьте знаки препинания в предложениях. Объясните свой выбор. Сделайте разбор предложений.

1. Все зашевелилось запело зашумело заговорило. 2. Одета она была в опрятное хоть и полинялое ситцевое платье руки у ней были красивые хоть и большие. 3. Уже не стало видно (не/ни) земли (не/ни)  деревьев  (не/ни) неба.

С победой крымской вернулось и солнце и любовь и юность и счастье каждого из нас. 4. Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса то он подобно пчеле летает высасывая мед только по цветочным венчикам. (Т. Тассо). 5. Время неподвижно как берег нам кажется  что оно бежит  а напротив проходим мы. (П. Буало). 6. Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других. 6. Воображение горячий конь часто сбрасывающий с седла своего всадника. (Р. Соути). 7. Язык это орудие мышления... Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно примерно. (А. Толстой). 8. Пруд в Черномызе что море. 9. Русское искусство прежде всего сердечное искусство. (А.М. Горький). 10. Художественные представления не порождения мозга а чада плоти и крови. (А. Грибоедов).

 

Задние 2.

Определите тип сложного предложения (союзное/бессоюзное). Расставьте знаки препинания. Объясните расстановку знаков.

1. Налево чернело глубокое ущелье за ним и впереди нас темно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне еще сохраняющем последний отблеск зари.

2. Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

3. Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил ее в руках разбойников.

4. Закрою глаза и вижу на крутой пригорок поросший белой кашкой взбегает тропа а там на пригорке заворачивает влево за сосновый лесок.

5. К сукнам холстам страшно было притронуться они обращались в пыль.

6. Сыр выпал с ним была плутовка такова.

7. Иван Иванович подошел к воротам загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай.

8. Служить бы рад прислуживаться тошно.

9. Герасим соорудил кровать из дубовых досок на четырех чурках истинно богатырскую кровать сто пудов можно было положить на нее не прогнулась бы.

10. Пройдет молодец приосанится пройдет девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку.

11. Молвит слово соловей поет.

12. Если вам писать противно скучно не пишите это все равно получится скверно фальшиво.


Информация о работе Основные понятия лингвистики текста. Структура текста