Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:12, реферат
Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами.
Репортаж
Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.
Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. Второй - изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.
Репортаж — это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор.
В основе жанра всегда находится определенный факт, событие в его динамике. Изображение события возможно благодаря использованию конкретной лексики в контексте описательно-повествовательного типа. Отношение автора к событию выражается подбором деталей, монтажными средствами.
Репортаж о событии
может дополняться
Важнейшие особенности репортажа — динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Один из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, — использование изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. Главная особенность последней — работа через деталь, которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные приметы факта - краски, звуки, ритмы — и создают эффект присутствия.
Для появления репортажа должен быть событийный повод.
Объектами отражения в данном журналистском произведении могут быть явления, события действительности, непосредственно наблюдаемые. Новость здесь обрабатывается в зарисовочно-репортажных формах. Фиксируя впечатления, реплики, речевые эпизоды («озвучивая» новость, используя «слуховую деталь»), фрагменты портретов, передавая цветовое и световое ощущение увиденного, журналист создает публицистический образ и колорит события.
Репортаж допускает вкрапления
элементов различных жанров, —
таковы его современные
Критерием оценки события, составляющего стержень репортажа, выступает его социальная значимость. Важно и то, что рассказ о событии сопровождается сообщением о последовательной цепочке отдельных действий, поступков его участников, складывающихся ситуаций, положений дел и т. п. Цепочка подробностей, умело выстроенная автором, подкрепляя достоверность, создает и наглядность, и в этом — особенность репортажа.
Присутствие автора в репортажном тексте проявляется по-разному. Нередко используются личные местоимения «я», «мы». Иногда журналист не упоминает о себе, хотя повествованием дает понять, что был свидетелем события.
Специфика репортажа проявляется и в его стиле, в использовании средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоциональности изложения. Язык репортажа совмещает документальность и художественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.
Виды репортажа
В зависимости от предметно-тематического содержания репортажи подразделяются на тематически-познавательные, событийные, постановочные.
Событийный — это яркое событие, переданное в хронологической последовательности. В тематическом репортаже событие может передаваться, начиная с любого фрагмента действительности, в нем позволительны расширенные и подробные комментарии.
Постановочный репортаж передает незапланированное событие. Проблемные репортажи составляют значительную часть современных газетных текстов, в которых образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, требующую решения. Актуальность, злободневность этой проблемы — залог интереса читательской аудитории к журналистскому произведению.
Подобного рода репортажи
характеризуются тем, что основаны
на факте, требующем привлечения
к нему внимания официальных лиц,
общества в целом. Автор не ограничивается
созданием картины
Тематически-познавательный репортаж представляет собой форму динамичного, оперативного сообщения о новом, занимательном. Этот вид характеризуется большим разнообразием тем и сюжетов, будучи наиболее популярным, легким для восприятия массовой аудитории. В отличие от проблемного репортажа в нем нет развернутого вопроса, требующего аналитического подхода. Задача автора в этом случае — сообщить читателю что-то новое, занимательное, развлечь, расширить кругозор.
Журналисты, раскрывая значение тех или иных фактов, обращаются к различного рода источникам: историческим документам, справкам, воспоминаниям, наблюдениям. В публикациях могут использоваться и статистические данные. Следует помнить, что цифры в журналистском тексте обычно имеют относительную ценность; их смысл и значение выявляются лишь в сопоставлении с другими данными. Цифровой материал должен сопровождаться образными характеристиками. Цифры часто «обыгрывают», чтобы информация была понятнее и воспринималась легче.
Тематически-познавательный репортаж по сравнению с другими видами репортажа менее оперативен и актуален. Обычно он не предполагает событийности, однако выигрывает за счет занимательности и развлекательности, обращения к вечным ценностям.
Актуальный — наиболее традиционный вид репортажа. Его поводом служит актуальное, общественно значимое событие. Такой репортаж отличается особой оперативностью.
Лаконичность, точность, наглядность актуального репортажа помогают читателю сконцентрировать свое внимание на определенной теме. Она не ограничивается главной новостью — каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», его эмоционального образа. Профессионально наблюдать за событием — значит проникаться его особой атмосферой, чтобы затем наглядно воссоздать поступки и речь. Важно отмечать, как событие воздействует на людей (участников, героев, очевидцев и т. д.). Ценны для репортажа реплики-оценки. Воссозданные реакции и реплики усиливают достоверность, впечатление, эмоционально обогащают повествование, располагают читателя к сопереживанию.
Репортаж-расследование — это динамическое описание «полосы препятствий», преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть. Такой вид репортажа предполагает необычную технику фиксации информации. Авторское размышление — основа сюжета. Это своеобразное документальное свидетельство и наглядное воссоздание этапов поиска разоблачительных фактов и документов. Расследование в «картинках» выглядит как «детективная история». Ощущается непосредственное присутствие автора в сюжете. Журналист надевает маску расследующего. Воссоздавая событие, он может изложить его предысторию, сопоставить факты, продемонстрировать цифровые данные, предложить блиц-интервью, высказать догадки и версии. Главное требование — динамичность передачи сведений, образность и документальность.
Итак, репортаж — в высшей мере оперативный жанр, к которому прибегает журналист, когда хочет рассказать о происходящем событии в момент его совершения изобразительными средствами (звуковая и визуальная выразительность, если это радио- или телерепортаж), дать живую картинку. Репортаж отличается динамикой изложения, наглядностью, «эффектом авторского присутствия»: журналист — обязательно участник или очевидец происходящего.
Динамичность репортажа предполагает энергичный зачин, быстроту действия. Концовка — это сжатое, лаконичное выражение мысли, вывод. Жанр предполагает также монолог автора и комментарий очевидцев. Используются различные стилистические средства для показа движущегося фона события. Но при этом личность автора — основное связующее звено. Задача репортажа — не только воссоздать картину события, но и вызвать у читателя (слушателя, зрителя) определенные чувства и отношение к событию.
Образная картинка — обязательный элемент репортажа: описание местности, где происходит действие, присутствующих людей, погоды. Репортаж может включать интервью с очевидцами. Репортажи о крупных, многоплановых событиях ведутся несколькими журналистами.
От репортера обычно требуется не столько стиль, сколько насыщенность материала. Стилевое право обычно принадлежит редактору отдела.
Требования к репортеру:
Журналист, пишущий для отдела политики и экономики, должен собрать факты и расследовать в порядке убывания их значимости. Каждый абзац носит тезисный характер, материал состоит из законченных отрывков, которые легко тасовать. Редактор делает материал читаемым.
Редактор посылает заметку на copy desk, т. е. нескольким выпускающим редакторам, которые ставят ее в сетку, окончательно редактируют, например «подрезают» хвосты».
Новости готовят в newsroom — большом зале, где одновременно работает много репортеров, которые обмениваются информацией. Источниками таковой для радиостанций, телекомпаний и целого ряда печатных изданий служат ИТАР-ТАСС, «Интерфакс», Associated Press, CNN, Аль-Джазира и другие мировые агентства. Кроме того, используются новости, которые находятся в свободном доступе на сайтах РИА «Новости».
Для репортера
немаловажно соблюдать журналис
Объективность
Фактически же такие широкомасштабные мировые процессы, как, например, «мирный процесс» в Палестине (равно и в Ольстере, Карабахе, Абхазии, Чечне и т.д.), обусловлен явлением необходимой истины: оператор CNN тщательно снимает целящегося солдата ЦАХАЛа и затем — убегающего палестинского террориста, но «упускает» начальное звено (того же террориста, бросающего камень). В этом смысле достичь объективной подачи информации практически невозможно, причем вовсе не из-за субъективного пристрастия самого журналиста.