Отображение журналистской деятельности в романе К. Симонова "Живые и мертвые"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

В памяти поколений великие события народной жизни - войны, восстания, революции - неотделимы от имен их героев, их главных действующих лиц. Образ этой войны, который сегодня живет в памяти каждого советского человека, сформирован под воздействием литературы, и многие книги, передающие величие того сурового времени, стали для нас как бы частью самой войны. И некоторые имена писателей и названия произведений вошли в нашу память, как сводки Совинформбюро, как голос Левитана, читающего победные приказы, как грозная мелодия "Священной войны". Среди них имя Симонова и названия лучших его произведений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Специфические особенности журналистской деятельности 5
1.1. Основные характеристики журналистской деятельности 5
1.2. Факторы эффективной деятельности журналиста 11
Глава 2. Характерные черты журналистской деятельности в ро-мане К.Симонова «Живые и мертвые»
17
2.1. Авторская позиция в романе «Живые и Мертвые» К.Симонова 17
2.2. Отображение личности в романе «Живые и мертвые» К.Симонова 30
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

"...люди, полегшие  у Могилева, навсегда остались для Симонова образцом мужества. Мы это чувствуем по его дневнику, мы это знаем по тщательным розыскам (не остался ли кто в живых из полка?), по частым упоминаниям в статьях и книгах. Литературный образ Серпилина - собирательный образ, но в основе его лежит личность конкретная - командир 388-го стрелкового полка 172-й дивизии Семен Федорович Кутепов. Помещая портрет полковника в дневниках, Симонов пишет: "В моей памяти Кутепов - человек, который, останься он жив там, под Могилевом, был бы способен на очень многое". 
Кутепов и все, кто был с ним рядом, остаться в живых не могли. Корреспонденты "Известий" почувствовали это уже в тот день, когда уезжали с линии обороны. Они и сами на своем помятом пикапе чудом проскочили линию окружения Могилева. Несомненно, Симонов часто думал об этом дне. Отвечая в беседе на мой вопрос: "Что для него, журналиста, было самым тяжелым в войну?" - он сказал: "Уезжать от людей в критической для них ситуации..." (с.601)    

Федора Серпилина Симонов  показывает как солдата, любящего свою родину и готового до конца стоять за ее свободу. На войне раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе, чувство долга. Мы видим, что душа этого человека не загрубела от ужасов войны -- он сопереживает тем, кто был осужден вместе с ним, и пытается помочь этим людям. Серпилин пишет письмо в защиту друга с просьбой пересмотреть его дело: "Дорогой товарищ Сталин! Считаю своим долгом доложить Вам, что комкор Гринько не меньше меня предан Родине и не хуже меня защищал бы ее от фашистских захватчиков. Если Вы верите мне, то нам с комкором Гринько обоим место на фронте, здесь, где я, а если Вы мне не верите, то, значит, нам обоим место там, где он".

Симонов раскрывает характер этого героя и в том, как  он ведет себя в военной обстановке с Барановым, которого считает одним из виновников своего ареста в 1937 году; со своим приемным сыном, когда-то публично отрекшимся от него как от врага народа; и в том, как он ведет себя в первые дни войны в ситуации паники, отступления, слухов о диверсантах. Серпилин, всем сердцем преданный своей стране, тяжело переживает неудачи армии. Он пытается осознать, почему это произошло. Глубокий анализ событий приводит героя к правдивому пониманию войны и личности Сталина.

 

Заключение

 

Панорама трагических событий первых недель Великой Отечественной войны, мастерски развернутая самым известным военным писателем России Константином Симоновым в романе «Живые и мертвые», поражает воображение читателя любого возраста. Через убийственную точность деталей и щемящую простоту чувств героев писатель погружает нас в черно-белый кошмар той реальности, где есть только «свои» и «чужие», «живые» и «мертвые».

Опираясь на точное знание реалий войны, автор романа взломал  миф о единодушии советского общества, противостоящего врагу, о продуманности и оправданности наших операций 41-го и 42-го годов. Он раскрыл гамму конфликтов между соратниками с разным нравственным сознанием и страшный след предвоенных репрессий в судьбе армии. Он увидел, как противоборствует в воюющих людях казённо-исполнительская и инициативно-гуманистическая психология, как тяжело отзывается на солдатах опьянение властью, исключение из сознания отдающих приказ нравственных понятий о цене победы и доверии к человеку. Он был человеком своей эпохи, времени, в котором жил и о котором увлеченно рассказывал. Его стихи миллионы людей знали наизусть, за его романами охотились толстые журналы. О себе он говорил, что «всю жизнь любил рисовать войну».

Изучив особенности  авторской позиции, способы изображения  личности, мы пришли к выводу, что в романе К.Симонова «Живые и мертвые» воссоздана целостную панораму Великой Отечественной войны, созданная на основе наиболее характерных конкретных ситуаций, типических фрагментов. Объективная панорама текущих событий в романе носит осмысленный субъективно-личностный характер, содержит не только факты, но и мнения. Автор целостно рассматривает происходящие явления. Все это делает роман К.Симонова «Живые и мертвые» крепкой журналистикой, притворившейся романом.

 

Список использованной литературы:

  1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.
  2. Бухарцев Р. Г. Творческий потенциал журналиста. М.,1985.
  3. Жадова Л. А., Караганова С. Г., Кацева Е. А.  Константин Симонов в воспоминаниях современников. Ленинград. Просвещение. 1988.
  4. Караганова А.В.  Константин Симонов — вблизи и на расстоянии. М.: Советский писатель, 1987
  5. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  6. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.
  7.   Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.
  8. Симонов К. Живые и мертвые. М., 1989.
  9. Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990.
  10. Теплюк В. М. Социальная ответственность журналиста. М., 1984.
  11. Теплюк В. М. Этика журналистского творчества. М., 1980
  12.   Тертычный А. Жанры периодической печати. М., 2000. 

1 Краткая философская энциклопедия. М., 1994. – С. 455

2 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995. – С.214

3 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995. – С.216

4 Теплюк В. М. Этика журналистского творчества. М., 1980; Он же. Социальная ответственность журналиста. М., 1984.

5 Бухарцев Р. Г. Творческий потенциал журналиста. М.,1985.

6 Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

7 Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

8 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999. – С.79

9 Там же. С. 80

10 Е. Введение в теорию журналистики. М., 1988. С. 263-266.

 

11 Тертычный А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 18.

 

12 Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.95.




Информация о работе Отображение журналистской деятельности в романе К. Симонова "Живые и мертвые"