Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 09:05, творческая работа
В Содружестве независимых государств (СНГ) 2013 год объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Об этом на неформальном заседании Совета глав государств СНГ в Москве 15 мая сообщил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, председательствующий в СНГ в 2012 году.
Введение
1. Формы, жанры и функции печатных СМИ 3-5
2. Как можно и нужно освещать экологические вопросы и статьи направленные на экологическое просвещение так, чтобы читателю было интересно? 6- 8
3. Вывод и заключение 9
4. Литература 10
5. Приложение 11-12
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Исследовательская работа
Тема: «Отражение года экологической культуры и охраны окружающей среды в газете «Наше время»
Автор работы:
Власова Светлана. 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Малокаменская основная общеобразовательная школа
Руководитель:
Кузнецова Лариса Анатольевна
г. Ростов-на-Дону
2012 г.
Оглавление
Введение
В Содружестве независимых государств (СНГ) 2013 год объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Об этом на неформальном заседании Совета глав государств СНГ в Москве 15 мая сообщил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, председательствующий в СНГ в 2012 году.
Между тем, листая страницы газеты «Наше время», я обратила внимание на то, что в ней печатается мало статей на экологические темы. Я решила просмотреть другие газеты, которые выписываются в нашей семье: районную газету «Земля» и городскую газету «ПИК». Но и там эта тема освещается мало. Чаще всего это небольшие статьи о загрязнении окружающей среды. Но ведь экология- это наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой, область её применения очень велика. Экологическое просвещение - не дань моде и предназначено для того, чтобы ставились вопросы и решались те задачи, о которых нужно было задуматься еще вчера. Возникает проблема: недостаточное освещение прессой экологических тем приводит к экологической безграмотности населения и недооценке масштабов экологической опасности. Гипотеза: предмет изучения экологии мало знаком, экологические темы не интересны для населения и поэтому игнорируются журналистами.
Актуальность этой темы: проблема взаимоотношений человека и природы никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Александр Анатольевич Плешаков, автор многих книг и учебных пособий по природоведению и окружающему миру писал: "Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
Новизна работы заключается в том, что автор не использовала известные результаты, т.к. по моим данным такое исследование ещё не проводилось.
Цель работы: доказать, что статьи на экологические темы могут быть интересны для читателей и поднимут рейтинг газеты «Наше Время».
Задачи
исследования:
1.Познакомиться с видами, жанрами и функциями печатных СМИ.
Методы исследования: изучение и анализ печатных СМИ; опрос; анализ полученных результатов.
Формы, жанры, функции печатных СМИ.
Средства массовой информации (СМИ)- периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации.
Существует множество
классификаций жанров журналистики.
Рассмотрим некоторые классификации.
Нас интересует тип материала, который
содержит информацию, ранее не известную
аудитории, то есть информационные жанры.
Л.Е. Кройчик выделяет следующие виды жанров:
— Оперативно-новостные тексты. Ядро этих
текстов — новость, то есть сообщение,
содержащее информацию, ранее неизвестную
аудитории (заметка во всех ее разновидностях).
— Оперативно-исследовательские тексты.
На первый план выступает не оперативное
значение сообщаемой информации, а ее
истолкование (репортаж, интервью, отчет).
— Исследовательско- новостные тексты.
Тексты этой группы объединяет стремление
публициста, с одной стороны, сохранить
новостное ядро передаваемой информации
(так называемая актуализация проблемы),
а с другой — возникшую проблему проанализировать,
описываемым фактам дать оценку. Оперативный
повод, таким образом, уступает место актуально
звучащей проблеме.
Именно последние два жанра, по моему мнению, наиболее подходят для освещения экологических тем.
Среди функций СМИ Корносенко С.Г. выделяет следующие:
Общие (или общественно-политические) СМИ традиционно определяют как освещающие в той или иной степени все стороны современной жизни: политику, экономику, международные отношения, социальную сферу, культуру. Аудитория таких изданий может быть самой разной, различаясь разве что по политическим убеждениям и по уровню подготовленности к восприятию информации (отсюда разделение на так называемые массовые и качественные издания). Экологическая тема – одна из возможных тем, затрагиваемых в такого типа изданиях. Но если невозможно себе представить общественно-политическую газету, в которой не было бы отдельной рубрики, посвященной, допустим, новостям экономики или новостям культуры, то далеко не в каждом издании отдельное и постоянное место уделяется экологическим новостям.
Специализированные (тематические) СМИ – издания и программы, рассчитанные на аудиторию, объединенную определенным общим интересом. Это специализированные женские и мужские, научные и развлекательные издания, радио- и телепрограммы для детей, подростков, автомобилистов, любителей домашних животных, фотографов, бизнесменов, программистов. Среди всех этих изданий занимает свою нишу и экологическая (или "зеленая") пресса.
"Зеленая" пресса – это газеты, журналы, бюллетени, дайджесты и другие периодические издания (как печатные, так и электронные), специализирующиеся на освещении различных аспектов и проблем экологии и охраны окружающей среды. Цель их – не только информирование о существующих экологических проблемах, но и содействие повышению экологической грамотности и экологической культуры своей аудитории.
Почему же так важно регулярно освещать экологические вопросы именно в общей прессе? Ответ очевиден: общие СМИ читает огромное количество людей, а специализированную прессу- единицы.
Как можно и нужно освещать экологические вопросы и статьи направленные на экологическое просвещение так, чтобы читателю было интересно?
Какие статьи интересны для
обучающихся обычных
Можем сделать вывод, что статьи на экологические темы должны иметь фотографии и текст короткий, но ёмкий. Желательно, чтобы статьи были написаны о школе и школьных мероприятиях.
По моему мнению, статьи на эту тему должны писать не профессионалы, а любители, энтузиасты экологического движения. Таких у нас в Ростовской области очень много (это я поняла, посещая семинары добровольческого экоцентра «За здоровую окружающую среду»). Ещё лучше чтобы это были обучающиеся школ и их учителя.
В таком случае газету будут покупать в розницу и выписывать родители учащихся и их многочисленные родственники; школы, где учатся эти дет; учителя, которые их обучают. Повысится рейтинг газеты во всех возрастные уровнях народонаселения.
Для того чтобы материал
для печати был периодичным, я
предлагаю экологический
Январь |
11 января - Всемирный день заповедников 29 января - Международный День мобилизации против угрозы ядерной войны |
Февраль |
2 февраля - Всемирный день водно-болотных
угодий |
Март |
1 марта - Всемирный день кошек |
Апрель |
1 апреля - Международный день птиц |
Май |
1 - 10 мая - Весенняя декада наблюдений
птиц |
Июнь |
5 июня - Всемирный день охраны окружающей
среды |
Июль |
11 июля - Международный день народонаселения |
Август |
6 августа - Всемирный день борьбы за запрещение
ядерного оружия (День Хиросимы) |
Сентябрь |
11 сентября - День рождения Всемирного
фонда дикой природы (WWF) |
Октябрь |
Первые выходные октября - Международные дни наблюдения
птиц |
Ноябрь |
6 ноября - Международный день предотвращения
эксплуатации окружающей среды во время
войны и вооруженных конфликтов |
Декабрь |
1 декабря - Всемирный день борьбы со
СПИДом |
Освещать эти экологические даты могут школьники. Объединяющим девизом для всех участников этого проекта могут являться слова: “У природы лишь один защитник – Человек!” Ребятам и их учителям в радость подготовить мероприятие на заданную тему и написать о нём в газету. Об этом необходимо уведомить заранее, например, в конце учебного года. Учитель- предметник, который занимается работами в экологическом направлении, внесёт это мероприятие в свой план и будет готовиться к нему не спеша. Список школ, которые хотят участвовать в данных мероприятиях и отсылать материал в газету, можно взять в добровольческом экоцентре «За здоровую окружающую среду», ведь на семинарах собираются энтузиасты своего дела. Я уверенна, что участники семинаров поддержат мою инициативу.
За несколько десятилетий
выявлено, уровень экологической
культуры прямо пропорционален экологической
обстановке в мире, находится в
прямой зависимости от экологического
воспитания. От уровня экологического
воспитания, экологической культуры
зависит вопрос выживания человечества,
сможет ли человек остаться на нашей
планете, или его ждёт вымирание
или деградация с последующей
мутацией. Отношение людей к окружающей
природной среде в существенной степени
определяет три фактора:
2. экологическое воспитание;
3. средства массовой информации.
В моей работе я предлагаю объединить все три фактора воедино: дети будут активно участвовать в экологических мероприятиях, познавать при этом мир во всех его взаимосвязях и печатать статьи о своих делах. Это будет полезно и для населения и для газеты «Наше время». Почему печатать статьи на экологические темы именно в газете «Наше время»? Эту газету читает огромное количество людей, а специализированную прессу- единицы.
Для того чтобы материал был периодичным можно взять за основу экологический календарь. В экологическом разделе газеты можно печатать и другие статьи, косвенно относящиеся к экологии. Статьи должны писаться детьми, их учителями. Тогда популярность газеты возрастёт во всех возрастных категориях
Посоветовавшись с руководителем, мы решили написать статью о мероприятии, которое проводилось в 9 классе 25 января 2013 года.
Мероприятие имело исследовательский характер и называлось «Пить чай или мате? Вот в чём вопрос…» (приложение 1)
Литература