Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:36, творческая работа
Цель и задачи: познакомиться с рассказом А. Платонова «Песчаная учительница»; со Сталинским планом преобразования природы; выявить параллели преобразования природы в повести «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинском плане преобразования природы».
Гипотеза: несмотря на то, что Сталин враждебно относился к Платонову, можно провести параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» и «Сталинском плане преобразования природы».
Введение……………………………………
2
Основная часть…………………………….
5
Заключение…………………………………
11
Список источников информации…………
14
Приложение………………………………..
15
«До
2006 года они входили в структуру
Минсельхоза, а затем были
Борьба с опустыниванием в конце 20в – в начале 21в.
Из документа, разработанного в соответствии с перечнем поручений президента Российской Федерации Д.А. Медведева по результатам заседания президиума Госсовета по экологии.
Документ предусматривает разработку Национальной программы по борьбе с опустыниванием и деградацией земель в Российской Федерации (статья 10 Конвенции), которая до настоящего времени не была разработана.
В программу
должны войти долгосрочные
17 июня - во Всемирный
день борьбы с опустыниванием
и засухой в нашей стране, наряду
с другими государствами,
Заключение
Экологи всего мира уже давно бьют тревогу по поводу разрушения озонового слоя в атмосфере Земли, уменьшения площади лесов на планете, загрязнения водоемов и атмосферы.
После знакомства на уроке русской литературы с рассказом А.Платонова «Песчаная история» у меня появилась мысль уточнить: есть ли ныне село Хошутово в Астраханской области? Изучив статьи в Интернете, я сделал вывод, что ныне оно не только просто село Хошутово, а административный центр. Но в момент написания рассказа (может быть, по впечатлениям самого Платонова из поездки в Хабаровский край у него родилась мысль преобразования природы в борьбе с песком в пустынной и полупустынной местности).
Читателям 20–30-х годов Платонов рассказал о встрече человека лицом к лицу с природной стихией. Люди того времени понимали, вероятно, проблему рассказа так: человек должен бороться за человечное в человеке. Это и есть путь покорения природы. Героиня рассказа обещала своему начальнику: “Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... Приеду не по песку, а по лесной дороге. Будьте здоровы — дожидайтесь!” По “лесным дорогам” не через пятьдесят, а через семьдесят лет тысячи русских возвращаются на свою историческую родину.
Выводы:
Таковы параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинским планом преобразования природы»:
- Изучение документальных, научных статей по борьбе с опустыниванием есть и в рассказе «Песчаная учительница» и в Сталинском плане.
- И героиня Нарышкина с жителями Хошутово сажает шелюгу (вид ивы) и сосны в борьбе с песком, так как они – прочные деревья, корни которых могут пойти вглубь. Также эти могут расти и на песках. В ходе реализации Сталинского плана для облесения песков посажены: сосна обыкновенная, сосна крымская, ива и другие деревья и кустарники.
Героиня рассказа пришла к мнению, что посевы, заключенные меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережет снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. По плану Сталина была начата большая программа по созданию оросительных систем.
- Что помешало в осуществлении поставленных целей: в рассказе - кочевники, в реализации плана – смерть Сталина, действия Хрущева.
А.Платонов
стремился показать своим
Если бы во времена Хрущева Н.С. далее реализовывался Сталинский план преобразования природы, на самом деле, было бы «больше окружающей природы», людям жилось бы лучше.
Путь решения проблемы: причинами образования песков являются природа самих почв, крайне засушливый климат, но и неразумная деятельность человека.
Очень многие песчаные пустыни образуются из-за бесхозяйственной деятельности человека. Люди уничтожили растительность на плотных супесчаных почвах, хищнически использовали их для пастбищ. Это вызвало разрушение поверхностного слоя. Ветер развеял разрушенную почву и оставил на ее месте пески, которые сейчас в виде барханов передвигаются с места на место. Нужно посадить деревья, или засаживать лесом земли Государственного лесного фонда, сейчас уже безлесные, а также эродированные и заовражные земли, открытые пески. Необходимо вкладывать значительные средства, чтобы все-таки становилось “...больше окружающей природы”.
Запущен проект «Зеленая стена России: мост из прошлого в будущее» по восстановлению лесов засечной полосы, где авторы приглашают к сотрудничеству всех, кому небезразлична судьба русской земли. Идея ее защиты объединяет прошлое и будущее засечных лесов: в прошлом они защищали от врагов, в будущем спасут от экологической деградации.
Список источников информации
Литература:
1. А. Платонов «Песчаная учительница»
2. "И засуху победим!" (Сталинский план преобразования природы).
Сайты в Интернете:
1. http://www.coolreferat.com/
2. http://wsf1917.livejournal.
3.http://www.komandirovka.ru/
Приложение 1
Хошутово сегодня
Урочища – это места исчезнувших старых деревень.
Граница идет в
северо-восточном направлении
Общая численность населения Хошутово — 2263 жителя. Ведущей отраслью экономики на территории сельсовета является сельскохозяйственное производство — овцеводство и коневодство. Село Хошеутово является административным центром муниципального образования «сельское поселение Хошутовский сельсовет».
Приложение 2
Борьба с подвижными песками
Основной способ борьбы с подвижными песками — плановое, правильное использование природных богатств песчаной пустыни. Там, где барханы уже образовались, их закрепляют. Растительность пустыни — верный союзник человека в борьбе с сыпучими песками. На подвижном песке могут жить некоторые виды растений, обладающие особым строением корней. Их длинные (более 10 м) корни, пронизывая песок вширь и вглубь, как бы сшивают его. Корни одного экземпляра злака селина могут охватить своими разветвлениями до 100 м2 песка. Селин отлично приспособлен к жизни на подвижных песках. Ветер иногда выдувает из-под его корней песок, обнажает корни, но они не высыхают, потому что покрыты своего рода футлярами из песчинок, плотно склеенных особыми выделениями корней. Активно развиваются весной и кустарники, почти все они цветут. У саксаула цветки совсем незаметны, они прячутся в глубине побегов. А вот бледно-лиловые кисти астрагалов и густо-синие песчаной акации видны издалека. Многие цветки хорошо пахнут. Запах песчаной акации, напоминающий запах душистого горошка, сливается с пряным ароматом цветков астрагала и с резким сладковатым запахом эремоспартона. Если нагнуться и отыскать в траве небольшую скорзонеру с соцветием, похожим на садовую маргаритку, то можно убедиться, что она издает сильный запах ванили. В конце весны к этим запахам местами присоединяется одуряющий запах гречихи. Это пахнут цветки кустарника кандыма, относящегося к семейству гречишных. Ночью все эти запахи перекрываются странным, ни с чем не сравнимым ароматом кустарника эфедры, на безлистных зеленых ветвях которого появились желтые колокольчатые соцветия. Но скоро кончается короткая весна, и в свои права вступает знойное лето.
Летом ветер несет вместе с песком плоды и семена растений, созревших весной. У большинства растений пустыни плоды приспособлены к переносу ветром. Одни имеют форму пропеллера, как у песчаной акации, другие — баллона, наполненного воздухом, как у песчаной осоки и смирновии, иногда они напоминают парашютики, как у злака селина. У саксаула и солянок плоды имеют особые крылатовидные наросты и похожи на цветы.
Как же использует человек растительные богатства песчаной пустыни? В первую очередь для животноводства. Растения пустыни дают небольшую массу корма с гектара, но площади пустыни так обширны, что позволяют содержать здесь миллионы голов скота. Весной овцы питаются зеленым кормом, а потом сухими остатками весенних растений-эфемеров, особенно песчаной осоки. С осени они начинают поедать веточки саксаула, ими же вместе с остатками травы питаются и зимой.
Почти все растения пустыни — очень хороший корм для овец и верблюдов. Многие из них не уступают по питательности клеверу и люцерне. Саксаул почти всюду используется как топливо. Это лучшее древесное топливо в мире. Его тяжелая, очень плотная древесина горит жарче, чем дубовые дрова. Есть в пустыне и съедобные растения, например ревень. Очень богата песчаная пустыня лекарственными растениями.
Ученые Туркмении и Узбекистана отыскали в естественном растительном покрове ряд растений, которые при возделывании на обработанных и удобренных участках пустыни дают высокие урожаи корма для животных, а также древесину. Наилучшие результаты показали посевы саксаула, кандымов, чогона (кустарниковой солянки), зонтичного растения ферулы. В наше время в пустыне созданы уже значительные площади искусственных, сеяных пастбищ. Все упомянутые виды растений отлично развиваются в посевах и дают урожай во много раз больший, чем на неулучшенных пастбищах пустыни. Орошение пригодных для земледелия земель водами каналов, а также с помощью артезианских скважин дает возможность получать на них громадные урожаи пшеницы, кукурузы, хлопчатника, винограда.
За рубежом песчаные пустыни занимают большие площади. Очень многие песчаные пустыни в Африке образовались из-за бесхозяйственной деятельности человека. Люди уничтожили растительность на плотных супесчаных почвах, хищнически использовали их для пастбищ. Это вызвало разрушение поверхностного слоя. Ветер развеял разрушенную почву и оставил на ее месте пески, которые сейчас в виде барханов передвигаются с места на место. Многие виды растений этих песчаных пустынь близки к нашим среднеазиатским видам. Так, африканский злак селин (аристида) похож на среднеазиатские селины, а различные виды кустарника кандыма с семенами в виде пушистых шариков напоминают кандымы, растущие у нас.
Приложение 3
Анкетирование.
Что может привести к опустыниванию плодородных земель в Моргаушском районе?
Всего респондентов: 25