Параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинском плане преобразования природы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:36, творческая работа

Краткое описание

Цель и задачи: познакомиться с рассказом А. Платонова «Песчаная учительница»; со Сталинским планом преобразования природы; выявить параллели преобразования природы в повести «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинском плане преобразования природы».
Гипотеза: несмотря на то, что Сталин враждебно относился к Платонову, можно провести параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» и «Сталинском плане преобразования природы».

Содержание

Введение……………………………………
2
Основная часть…………………………….
5
Заключение…………………………………
11
Список источников информации…………
14
Приложение………………………………..
15

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Рожковой Анастасии.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

    «До  2006 года они входили в структуру  Минсельхоза, а затем были статусно  ликвидированы. Оказавшись ничьими,  лесополосы стали интенсивно  вырубаться под коттеджную застройку  или с целью получения древесины».

Борьба  с опустыниванием в конце 20в –  в начале 21в.

Из документа,  разработанного в соответствии с  перечнем поручений президента Российской Федерации Д.А. Медведева по результатам  заседания президиума Госсовета  по экологии.

Документ  предусматривает разработку Национальной программы по борьбе с опустыниванием и деградацией земель в Российской Федерации (статья 10 Конвенции), которая до настоящего времени не была разработана.

 В программу  должны войти долгосрочные стратегии  борьбы с опустыниванием на государственном и региональном уровне, создание и ведение климатических, метеорологических и гидрологических исследований в этой области, совершенствование правовых и организационных механизмов по борьбе с опустыниванием и развитие мер по предотвращению процессов опустынивания на территории Российской Федерации.

17 июня - во Всемирный  день борьбы с опустыниванием  и засухой в нашей стране, наряду  с другими государствами, экологи  и борцы за окружающую среду  укрепляют почвы, высаживают лесные насаждения, и также проводят занятия с молодежью по информированности о необходимости борьбы с опустыниванием и последствиями засухи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экологи  всего  мира уже давно бьют тревогу по поводу разрушения озонового слоя в  атмосфере Земли, уменьшения площади лесов на планете, загрязнения водоемов и атмосферы.

После знакомства на уроке русской литературы  с рассказом  А.Платонова «Песчаная  история»  у меня появилась мысль  уточнить: есть ли ныне село Хошутово в  Астраханской области? Изучив статьи в Интернете, я сделал вывод, что ныне оно не только просто село Хошутово, а административный центр. Но в момент написания рассказа (может быть, по впечатлениям самого Платонова из поездки в Хабаровский край у него родилась мысль преобразования природы в борьбе с песком в пустынной и полупустынной местности).

Читателям 20–30-х  годов Платонов рассказал о встрече  человека лицом к лицу с природной  стихией. Люди того времени понимали, вероятно, проблему рассказа так: человек  должен бороться за человечное в человеке. Это и есть путь покорения природы. Героиня рассказа  обещала своему начальнику: “Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... Приеду не по песку, а по лесной дороге. Будьте здоровы — дожидайтесь!” По “лесным дорогам” не через пятьдесят, а через семьдесят лет тысячи русских возвращаются на свою историческую родину.

Выводы:

Таковы параллели  преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» А. Платонова  и «Сталинским планом преобразования природы»:

- Изучение документальных, научных статей по борьбе с опустыниванием есть и в рассказе «Песчаная учительница» и в Сталинском плане.

- И героиня Нарышкина с жителями Хошутово сажает шелюгу (вид ивы)  и сосны в борьбе с песком, так как они – прочные деревья, корни которых могут пойти вглубь. Также эти  могут расти  и на песках. В ходе реализации Сталинского плана для облесения песков посажены: сосна обыкновенная, сосна крымская, ива и другие деревья и кустарники.

Героиня рассказа пришла к мнению, что посевы, заключенные  меж полосами сосновых насаждений, дают удвоенные и утроенные урожаи, потому что дерево бережет снежную влагу и хранит растение от истощения горячим ветром. По  плану Сталина была начата большая программа по созданию оросительных систем.

- Что помешало в осуществлении поставленных целей: в рассказе - кочевники, в реализации плана – смерть Сталина, действия Хрущева.

 А.Платонов  стремился показать своим современникам  веру в преобразование окружающего  мира и считал, что ради счастья  других нужно жертвовать собой.  Иосиф Виссарионович Сталин смог доказать, что надо разумно относиться к природе, сохранять ее богатства, бороться с опустыниванием земель.

Если бы во времена  Хрущева Н.С. далее реализовывался  Сталинский план преобразования природы, на самом деле,  было бы «больше окружающей природы», людям жилось бы лучше.

Путь  решения проблемы: причинами образования песков являются природа самих почв, крайне засушливый климат, но и неразумная деятельность человека.

Очень многие песчаные пустыни образуются из-за бесхозяйственной деятельности человека. Люди уничтожили растительность на плотных супесчаных почвах, хищнически использовали их для пастбищ. Это вызвало разрушение поверхностного слоя. Ветер развеял разрушенную почву и оставил на ее месте пески, которые сейчас в виде барханов передвигаются с места на место. Нужно посадить деревья, или засаживать лесом земли Государственного лесного фонда, сейчас уже безлесные, а также эродированные и заовражные земли, открытые пески. Необходимо вкладывать значительные средства, чтобы все-таки становилось “...больше окружающей природы”.

Запущен проект «Зеленая стена России: мост из прошлого в будущее» по  восстановлению лесов  засечной полосы, где авторы  приглашают к сотрудничеству всех, кому небезразлична  судьба русской земли. Идея ее защиты объединяет прошлое и будущее засечных лесов: в прошлом они защищали от врагов, в будущем спасут от экологической деградации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  источников информации

 

Литература:

1. А. Платонов  «Песчаная учительница»

2. "И засуху  победим!" (Сталинский план преобразования природы).

 

 

Сайты в Интернете:

1. http://www.coolreferat.com/Опустынивание.

2. http://wsf1917.livejournal.com/111310.html.

3.http://www.komandirovka.ru/cities/khosheutovo_astr._obl./map/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Хошутово сегодня

Урочища – это  места исчезнувших старых деревень.

Граница идет в  северо-восточном направлении протяженностью 12800 м до урочища "Пески Курчемген", затем граница поворачивает в  северо-западном направлении протяженностью 10700 м до урочища "Тулай Кудак", затем граница идет в северо-восточном направлении протяженностью 12000 м до урочища "Пески Кызыл-Баур", затем протяженностью 8500 м граница идет до урочища "Кара - Бала", затем в юго-западном направлении протяженностью 11000 м до урочища "Балабай", далее в восточном направлении протяженностью 9500 м и далее в юго-восточном направлении протяженностью 2400 м до урочища "Калила". Далее граница идет по смежеству с муниципальным образованием "Красноярский район" от урочища "Калила" протяженностью 8500 м в южном направлении до урочища "Пески Лобак".

Общая численность  населения Хошутово — 2263 жителя. Ведущей  отраслью экономики на территории сельсовета является сельскохозяйственное производство — овцеводство и коневодство. Село Хошеутово является административным центром муниципального образования «сельское поселение Хошутовский сельсовет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Борьба  с подвижными песками

Основной способ борьбы с подвижными песками —  плановое, правильное использование  природных богатств песчаной пустыни. Там, где барханы уже образовались, их закрепляют. Растительность пустыни — верный союзник человека в борьбе с сыпучими песками. На подвижном песке могут жить некоторые виды растений, обладающие особым строением корней. Их длинные (более 10 м) корни, пронизывая песок вширь и вглубь, как бы сшивают его. Корни одного экземпляра злака селина могут охватить своими разветвлениями до 100 м2 песка. Селин отлично приспособлен к жизни на подвижных песках. Ветер иногда выдувает из-под его корней песок, обнажает корни, но они не высыхают, потому что покрыты своего рода футлярами из песчинок, плотно склеенных особыми выделениями корней. Активно развиваются весной и кустарники, почти все они цветут. У саксаула цветки совсем незаметны, они прячутся в глубине побегов. А вот бледно-лиловые кисти астрагалов и густо-синие песчаной акации видны издалека. Многие цветки хорошо пахнут. Запах песчаной акации, напоминающий запах душистого горошка, сливается с пряным ароматом цветков астрагала и с резким сладковатым запахом эремоспартона. Если нагнуться и отыскать в траве небольшую скорзонеру с соцветием, похожим на садовую маргаритку, то можно убедиться, что она издает сильный запах ванили. В конце весны к этим запахам местами присоединяется одуряющий запах гречихи. Это пахнут цветки кустарника кандыма, относящегося к семейству гречишных. Ночью все эти запахи перекрываются странным, ни с чем не сравнимым ароматом кустарника эфедры, на безлистных зеленых ветвях которого появились желтые колокольчатые соцветия. Но скоро кончается короткая весна, и в свои права вступает знойное лето.

Летом ветер  несет вместе с песком плоды и  семена растений, созревших весной. У большинства растений пустыни  плоды приспособлены к переносу ветром. Одни имеют форму пропеллера, как у песчаной акации, другие — баллона, наполненного воздухом, как у песчаной осоки и смирновии, иногда они напоминают парашютики, как у злака селина. У саксаула и солянок плоды имеют особые крылатовидные наросты и похожи на цветы.

Как же использует человек растительные богатства песчаной пустыни? В первую очередь для животноводства. Растения пустыни дают небольшую массу корма с гектара, но площади пустыни так обширны, что позволяют содержать здесь миллионы голов скота. Весной овцы питаются зеленым кормом, а потом сухими остатками весенних растений-эфемеров, особенно песчаной осоки. С осени они начинают поедать веточки саксаула, ими же вместе с остатками травы питаются и зимой.

Почти все растения пустыни — очень хороший корм для овец и верблюдов. Многие из них  не уступают по питательности клеверу и люцерне. Саксаул почти всюду используется как топливо. Это лучшее древесное топливо в мире. Его тяжелая, очень плотная древесина горит жарче, чем дубовые дрова. Есть в пустыне и съедобные растения, например ревень. Очень богата песчаная пустыня лекарственными растениями.

Ученые Туркмении  и Узбекистана отыскали в естественном растительном покрове ряд растений, которые при возделывании на обработанных и удобренных участках пустыни дают высокие урожаи корма для животных, а также древесину. Наилучшие результаты показали посевы саксаула, кандымов, чогона (кустарниковой солянки), зонтичного растения ферулы. В наше время в пустыне созданы уже значительные площади искусственных, сеяных пастбищ. Все упомянутые виды растений отлично развиваются в посевах и дают урожай во много раз больший, чем на неулучшенных пастбищах пустыни. Орошение пригодных для земледелия земель водами каналов, а также с помощью артезианских скважин дает возможность получать на них громадные урожаи пшеницы, кукурузы, хлопчатника, винограда.

За рубежом  песчаные пустыни занимают большие  площади. Очень многие песчаные пустыни  в Африке образовались из-за бесхозяйственной деятельности человека. Люди уничтожили растительность на плотных супесчаных почвах, хищнически использовали их для пастбищ. Это вызвало разрушение поверхностного слоя. Ветер развеял разрушенную почву и оставил на ее месте пески, которые сейчас в виде барханов передвигаются с места на место. Многие виды растений этих песчаных пустынь близки к нашим среднеазиатским видам. Так, африканский злак селин (аристида) похож на среднеазиатские селины, а различные виды кустарника кандыма с семенами в виде пушистых шариков напоминают кандымы, растущие у нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Анкетирование.

Что может привести к опустыниванию плодородных  земель в Моргаушском районе?

 

Всего респондентов: 25


Информация о работе Параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинском плане преобразования природы»