Письмо, как жанр журналистики ( на примере Вестник "ЗОЖ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование характеристики жанра письмо на примере газеты «Вестник ЗОЖ». Цель работы определяет ее задачи:
изучить характеристику жанра письмо;
исследовать виды писем;
рассмотреть особенности словоупотребления в письмах в газету;
дать характеристику газете «Вестник ЗОЖ»;
проанализировать письмо в газету «Вестник ЗОЖ».

Содержание

Введение ........................................................................................................3
1. Письмо как жанр журналистики………………………………………..5
1.1. Характеристика жанра письмо……………………………………..5
1.2. Виды писем………………………………………………………….7
1.3. Цели и задачи писем………………………………………………..9
1.4. Особенности словоупотребления в письмах в газету……………10
2. Письма в газету «Вестник ЗОЖ» ……………………………………..19
2.1. Краткая характеристикам «Вестник ЗОЖ»………………………19
2.2. Письма в редакцию «Вестник ЗОЖ»……………………………..21
Заключение………………………………………………………………...25
Список используемой литературы……………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ЗОЖ.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, употребление речевой маски "наивным" публицистом оказывается непоследовательным [4].

 

2. Письмо в газету  «Вестник ЗОЖ»

2.1. Краткая характеристика «Вестник  ЗОЖ»

На тридцати двух не разрезанных  толком страницах блеклого периодического издания нет иллюстраций, рассуждений  об актуалиях политической жизни, проблемах бизнеса, криминальных хроник, слухов о романе Орбакайте с Руссо. Вместо распространенных элементов современного полиграфического дизайна на обложке в качестве логотипа нарисована счастливая семья: мама, папа, два разнополых ребенка, дедушка, бабушка, кошка и собака стоят тесно и демонстрируют свои бицепсы. Рядом – огромные, отвратительно синие буквы «ЗОЖ». Несмотря на эту красоту, есть все основания полагать, что данная газета – самый успешный и прибыльный проект в области бумажных СМИ за последние десять лет существования в России издательского бизнеса.

Вестник, просвещающий граждан  на предмет здоровья, выпускается с ноября 1992 года, два раза в месяц тиражом в 3 162 022 экземпляра, тогда как считающиеся самыми популярными в стране «Комсомольская правда»-толстушка и ежедневный «Московский комсомолец» печатаются соответственно по 2 433 000 и 2 300 000 штук. Хотя владельцы и утаивают информацию о прибыльности «ЗОЖ», приблизительные обороты издания легко подсчитываются и потрясают воображение.

Если принять во внимание, что в подписку и розницу редакция отдает вестник по 3 рубля 20 копеек, выходит, что ее ежемесячный доход составляет порядка 6 млн долларов. Примерно столько же на «ЗОЖ» еще наваривают киоскеры с лоточниками: в городских пунктах продажи печати газета продается от 6 до 10 рублей за экземпляр.

Интересно, что оглушительный  экономический успех вестника строится на полном отрицании давно уже  сложившихся в России правил и  законов печатного бизнеса. Смотрите сами. Несмотря на то что «ЗОЖ» делают 47 человек, профессиональных журналистов среди них почти нет, как нет ни дизайнеров, ни фотографов, ни художников. Зато на постоянной основе в редакции трудятся три врача. Кроме того, в вестнике практически отсутствует реклама. Всего две полосы, занятые объявлениями о клизмах, электростимуляторах, оздоровительных книгах-почтой и гомеопатических центрах, можно в расчет не брать. И наконец, самое убийственное противоречие со сложившимися нормами бизнеса – целевая аудитория, практически полностью состоящая из неимущих пенсионеров. В России на эту категорию населения ориентироваться не принято. Считается, такая нерациональная предпринимательская деятельность – настоящая могила для любых капитальных вложений.

Основа успеха «ЗОЖ»  на рынке проста до восхищения и  основана на народном творчестве.

Единоличным владельцем самого успешного в России издания  является семидесятилетний мужчина  – Анатолий Михайлович Коршунов, совмещающий  также в «ЗОЖ» должности главного редактора и генерального директора. Своим издательским бизнесом он управляет из собственной квартиры.

Так уж сложилось, что  жизнь владельца «ЗОЖ» никогда  не была сладкой. В детстве будущий  редактор был определен собственной  матерью в Суворовское училище, где постоянные стычки с товарищами заставили его серьезно заняться физкультурой. Коршунов – мастер спорта по современному пятиборью и фехтованию на саблях. Не имея особой склонности к военной службе, Анатолий Михайлович сделал неплохую карьеру в журналистике, став одним из самых заметных спортивных обозревателей 60–70-х годов.

Однако в конце семидесятых, служа в популярной газете «Советский спорт», Анатолий Михайлович внезапно попал в черный список и стал невыездным. Из-за специфики профессии подобное обстоятельство поставило бы крест  на карьере любого другого специалиста этого профиля, но не Коршунова. Анатолий Михайлович не растерялся, заняв освободившееся от командировок время организацией в родной газете рубрики «Клуб любителей бега». В течение двадцати лет Коршунову пришлось заниматься пропагандой этого странного увлечения. Однако когда государство, заботившееся о здоровье нации, развалилось, он остался не у дел. Следует заметить, что Анатолий Михайлович к тому времени вплотную приблизился к шестидесятилетнему рубежу. Не самый подходящий возраст для разворачивания бизнеса с нуля.

Поначалу вестник выходил  как регулярное приложение к «Советскому  спорту». Первый номер вышел тиражом  в 50 тыс. экземпляров, но половина была отправлена в помойку за невостребованностью. Постепенно дела пошли в гору, и, когда количество писем в приложение превысило объем корреспонденции в саму газету, «ЗОЖ» отпочковался. Трудностей было достаточно. Пару раз Коршунов терял деньги в лопнувших банках, но от разорения его всегда спасали читатели, не отказывавшиеся от подписки даже тогда, когда вестник толком и не выходил. Тиражи росли в геометрической прогрессии: 1995 год – 75 тыс. экземпляров, 1996-й – 85 тыс., 1997 – 185 тыс., 2001-й – 1 млн 863 тыс., 2002-й – 3 млн 200 тыс.

2.2. Письмо в редакцию «Вестник  ЗОЖ»

Ежемесячно в редакцию приходит 160–180 писем, рассказывающих о счастливых избавлениях отправителей от разнообразных болезней и содержащих подробный рецепт излечения. Штатные сотрудники народный эпистолярный жанр литературно обрабатывают, придумывают игривые заголовки как например: «А мне летать охота», «Пот урине не товарищ» или «Сберегите то, что есть, чтобы это не проесть» – и пускают в печать. В одном номере «Вестника ЗОЖ» обычно присутствует от 65 до 75 писем. Каждое опубликованное послание обязательно сопровождается обратным адресом чудесно выздоровевшего гражданина или гражданки. Кроме того, автору редакция за труды в качестве гонорара платит от 140 до 400 рублей в зависимости от объема текста и рубрики, в которой письмо опубликовано.

Содержание «ЗОЖ» настолько  эксклюзивно, что нередко другие издания перепечатывают письма из вестника без ссылок на источник, а рецепты незаконно включают в сборники и энциклопедии народной медицины. Бороться с этим неприятным явлением у редакции не получается, поскольку российская законодательная база, касающаяся авторских прав, не распространяется на эпистолярный жанр.

Чтобы получить представление, о чем идет речь, приведу несколько  примеров. Вот, например, что пишет  в рубрике «Домашний доктор»  Д. З. Хуснулина из Казани: «Сынишка моей племянницы – ему 3 года – сунул ногу в ведро с кипятком. Мать тут же намазала ожог мятной зубной пастой. К врачу даже не пришлось идти». Эмоциональное обращение в данном письме выражено с помощью обращения «сынишка», а дальнейшее происшествие благодаря этому обращению вызывает трепет по отношению к ребёнку и доверие к матери. Благодаря такой эмоциональности данным совет будет применяться читателями, то есть убедительным.

В.В. Горячев из Москвы в разделе «Советуют целители»  делится следующим рецептом избавления от потливости ног: «Суть метода заключается в обработке кожи собственной уриной дважды в день, утром и вечером, перед тем как ложиться спать. Для выполнения процедуры вам необходимо иметь небольшой тазик для ног и вашу урину. Ступни ног перед началом проведения процедуры должны быть вымыты и вытерты полотенцем. Далее, вы помещаете ступни ног в тазик с уриной примерно на 10 минут. При этом ступни ног вы натираете уриной ступня об ступню. Далее, руками растираете, а вернее, втираете урину в каждый палец и ступни ног насухо. В процессе втирания вы ощутите, что ваши ладони превращаются в наждачную шкурку. После завершения этой процедуры можно примерно через 20 минут ополоснуть ноги теплой водой и насухо вытереть полотенцем. Процедура завершена. С момента лечения никакими дезодорантами и кремами не пользоваться, да и необходимость в них отпадает».

В данном письме описана  не самая приятная процедура, которая  у брезгливых людей может вызвать  отвращение. Вся процедура описана  очень подробно, что даёт определённую долю убедительности способу избавления от потливости ног. Эмоциональная окраска письма занижена. Что касается языка написания письма, то здесь есть как употребление научного термина «урина», так и наличие просторечья в тексте письма «тазик», «наждачная шкурка».

А вот образец из рубрики «Личный опыт». Пишет А. Б. Хасин из города Владимира: «Какое-то время назад я однажды подумал: а почему бы мне летом не использовать при ходьбе лыжные палки? Снял с них кольца и прошмыгнул задами прямо в лес, благо он рядом. Сначала было непривычно и смешно, а встречные-поперечные и вовсе зашучивали мою затею: «А лыжи дома забыл?» – ну и так далее. Привык... Оставил наверху лямки болтаться – комаров с руки отгоняют. Шаг стал привычным и, главное, дыхание выровнялось. Вдох занимал один шаг, а выдох – целых четыре! Теперь преодолеть 5–7 километров для меня уже не проблема, а удовольствие... Конечно, появились маленькие секреты. По дороге я здороваюсь со своими любимыми деревьями. Есть у меня «матушка-старушка», «любовники», «пятачок», березки «троица», «пламя». А тем, кто еще не обзавелся именем, просто кланяюсь: «сосеночки-сестреночки», «березоньки-подруженьки», «дубочки-дружочки», «вязики-князики», «кленчики-пижончики», «рябиночки-картиночки». А грибов и ягод я не собираю. Зато зарядка получается на весь день. Пульс – 90. Годится! Присоединяйтесь, не пожалеете!»

В приведённом письме ярко выражена эмоциональная оценка автора к высказанному предложению, можно сказать, что предложению  предшествует повествовательно-юмористический рассказ: «А лыжи дома забыл?».

В письме использовано много  просторечья: «встречные-поперечные»,  «зашучивали мою затею», «матушка-старушка», «кленчики-пижончики», «Годится! Присоединяйтесь, не пожалеете!». В письме нет чёткости предложения, догадаться о нём мы может только по последней фразе: «Годится! Присоединяйтесь, не пожалеете!».

Жанры этих писем относятся  по цели публикации к публичному предложению. В них использованы приёмы убеждающего информационного воздействия и знание психологии своего адресата. Все письма адресованы читателям и имеют подписи тех, кто внёс свои предложения.

 

Заключение

Проведенное исследование писем в  газету, созданных носителями просторечия, позволяет говорить о своеобразии  взаимодействия в них публицистических и просторечных элементов.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

Секрет популярности «ЗОЖ» - это  письма и простые человеческие истории. Люди соскучились по общению. Издание  является ведущим специализированным средством массовой информации в  России, распространяющимся на территории всех без исключения субъектов Федерации. Тематика публикуемых материалов охватывает все основные аспекты функционирования фармацевтического рынка: наука, производство, дистрибуция, розничная сеть, конечное потребление. Особое внимание уделяется вопросам государственного регулирования (управления) в системе лекарственного обеспечения населения и внешнеэкономическому сектору (импорт - экспорт лекарственных средств и субстанций).

Популярность газеты, состоящей  практически целиком из писем  стариков и старушек, на самом деле говорит не только о проблемах на рынке периодических изданий. Для выполнения коммуникационных функций человечество кроме бумажных газет и журналов напридумывало уже немало технически сложных способов общения. Среди них мобильная и спутниковая телефония, телевидение с радиовещанием, тот же интернет с мгновенной электронной почтой. Однако ошеломляющий успех продукта с минимальным вложением интеллекта и денег четко указывает на существование сурового коммуникационного дефицита в стране.

 

Список использованной литературы

  1. Журналистика как творчество: Учебное пособие. – М.: РИП-холдинг, 2003.
  2. Вольтер Ф. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма: В 2 т./ Ф. Вольтер - М., 1961.
  3. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения./ М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
  4. Колпакова В. Г. Функционирование языковых средств в письме-отклике как жанре публицистического стиля // Функционирование языковых единиц и категорий в синхронии и диахронии./ В.Г. Колпаов.- Сб. науч. ст. / Отв. ред. А. Баудер. Таллинн, 1989. С. 72–84.
  5. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ./ И.Н. Кузнецов. – М.: ООО Изд. Яуза, 2001.
  6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста./ Г.В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  7. Максимова Н. В. Функционирование чужой речи в письмах-откликах (на архивном материале отдела писем "Учительской газеты" за 1987–1991 гг.). Автореф. дисс. … канд. филол. наук./ Н.В. Максимова.- СПб., 1995.
  8. Прохоров Е. П. Эпистолярная публицистика./ Е.П. Прохоров.- М., 1966.
  9. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики./ Е.П. Прохоров.- Учебное пособие. – М., 1987.
  10. Саламон Л. Всеобщая история прессы./ Л. Саламон.- СПб., 1999.
  11. Тертычный А.А. Жанры периодической печати./ А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000.
  12. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика./ А.А. Тертычный.- М., 1998.
  13. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980.   

 

 

 

 




Информация о работе Письмо, как жанр журналистики ( на примере Вестник "ЗОЖ")