Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 10:32, реферат
В последние годы отмечается возрастание влияния процессов, происходящих в исламской общине Казахстана, на религиозно-политическую ситуацию на Кавказе. Это вызвано, в том числе общностью проблем противодействия терроризму и религиозному экстремизму.
Проблема религиозного (исламского) экстремизма к настоящему времени представляет одну из серьёзных угроз национальной безопасности Республики Казахстан (РК).
В период советской власти в Казахстане такой проблемы практически не существовало в силу следующих причин:
- господство коммунистической, атеистической идеологии;
- слабое распространение ислама на территории республики (кроме южных районов). Ислам исповедовалина бытовом уровне наряду с доисламскими языческими верованиями (в том числе тенгрианством);
- идеологическая и культурная изоляция граждан СССР от внешнего мира;
- деятельность КГБ СССР по выявлению, предупреждению и пресечению любых идеологических проявлений, не совместимых с коммунистической доктриной.
Отчет
По проведению круглого стола в группах ДПл-10-1П и ДПл-10-2
На тему: «Проблемы борьбы с религиозному экстремизму»
В последние годы отмечается возрастание влияния процессов, происходящих в исламской общине Казахстана, на религиозно-политическую ситуацию на Кавказе. Это вызвано, в том числе общностью проблем противодействия терроризму и религиозному экстремизму.
Проблема религиозного (исламского) экстремизма к настоящему времени представляет одну из серьёзных угроз национальной безопасности Республики Казахстан (РК).
В период советской власти в Казахстане такой проблемы практически не существовало в силу следующих причин:
- господство коммунистической, атеистической идеологии;
- слабое распространение ислама на территории республики (кроме южных районов). Ислам исповедовалина бытовом уровне наряду с доисламскими языческими верованиями (в том числе тенгрианством);
- идеологическая и культурная изоляция граждан СССР от внешнего мира;
- деятельность КГБ СССР по
выявлению, предупреждению и
С обретением Казахстаном независимости ситу
С этого времени в Казахстане начинает постепенно формироваться новый фактор религиозно-политической ситуации – религиозный (исламский) экстремизм, который в наши дни принял форму терроризма.
Следует отметить, что нормативные правовые акты Республики Казахстан не дают квалификации понятия «исламский экстремизм», но определяют понятие «религиозный экстремизм».
В действующем законодательстве Казахстана под религиозным экстремизмом понимается: «организация и (или) совершение… физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели: … разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм)» [1]. При этом казахстанский законодатель разграничивает понятия религиозный, политический и национальный экстремизм.
В данной статье будет рассмотрена только проблема исламского экстремизма.
Процесс зарождения и развития исламского экстремизма в Казахстане условно может быть разделен на три этапа. Первый – охватывает 1991 – 1998 годы, второй – 1999 – 2010 годы, а третий – с 2011 г. по настоящее время.
На первом этапе возник комплекс предпосылок зарождения исламского экстремизма, вызванных новыми политическими и социально-экономическими реалиями жизни постсоветского казахстанского общества. Этот период также можно условно назвать временем латентного формирования инфраструктуры исламского экстремизма.
Среди основных причин и условий распространения в Казахстане идей исламского экстремизма, наряду с социально-экономическими факторами, следует выделить следующие:
1. Исламизация казахстанского
2. Дифференциация казахстанской мусульманской общины: появление значительного числа исламских групп, в том числе салафитских (ваххабитских) джамаатов, такфиритов, а также группировок, преследовавших исключительно коммерческие цели.
3. Неспособность исполнительной
власти, включая вновь образованные
правоохранительные органы и
специальные службы, в данный
период организовать
4. Отсутствиенормативной правовой базы, определяющей деятельность государственных органов в области борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Главным законодательным актом, регулирующим религиозную жизнь страны на протяжении 1990-х гг. и позднее являлся Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» [2]. Данный закон фактически не предусматривал санкций в отношении субъектов религиозной (в том числе исламской) экстремистской деятельности в стране.
5. Неконтролируемый ростчисла культовых исламских учреждений, в том числе так называемых «частных» мечетей, медресе и иных исламских культурных и образовательных центров. Проповеди и преподавание в них осуществлялись в соответствии с религиозными и религиозно-политическими предпочтениями спонсоров. Кроме того, численность культовых сооружений стала превышать количество образованных исламских священнослужителей. Зачастую на служение в них приходили лица, имевшие поверхностное знание ислама, умевшие только выполнять основные обряды (бракосочетание, похороны и т.п.). Как правило, они были неспособны разбираться в тонкостях исламского богословия, особенностях тафсира и т.д.
6. Превращение Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) в бюрократическую организацию, которая оказалась не готова осуществлять действенный контроль процессов, происходящих в мусульманской общине Казахстана, эффективно противодействовать проявлениям исламского экстремизма. Представители ДУМК фактически до настоящего времени ограничиваются декларациями, что «ислам – религия мира, а бандиты не имеют ничего общего с исламом», устраняясь, таким образом, от активной идеологической борьбы с исламским экстремизмом.
7. Получение молодыми
8. Влияние внешнего фактора, связанного
с деятельностью в Казахстане зарубежных
исламских проповедников, учителей ислама,
часть из которых исповедовала и пропагандировала
идеи радикального ислама. С начала 1990-х
годов в Южном Казахстане стала отмечаться
деятельность представителей международных
исламских организаций Ислах, Тайба, Комитет
мусульман Азии и др. Большая их часть
под видом миссионерской деятельности
занималась распространением идей радикального
ислама [4]. В середине 1990-х годов правоохранительными
органами Казахстана была выявлена организационная
и пропагандистская деятельность эмиссаров
международных и региональных исламских
экстремистских и террористических организаций
(Аль-Каида, Хизб-ут-Тахрир-
9. Географическая близость Казахстана к нестабильным странам и регионам, где сильны позиции политического (радикального) ислама – Афганистан, Пакистан и др. Проникновению в Казахстан зарубежных исламистов способствовала прозрачность казахстанской государственной границы.
Таким образом, в 1991 –1998 гг. в Казахстане были созданы условия для перехода исламских экстремистов от информационно-пропагандистской и организационной деятельности, накопления сил и средств, к осуществлению собственно экстремистских акций.
В определенной мере этому способствовала
позиция руководства страны, которая
сводилась к отрицанию
В законодательной сфере был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на противодействие экстремизму, в том числе религиозному.
В Указе Президента РК от 10 февраля 2000 г. № 332 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» перед органами государственной власти были поставлены следующие задачи. Это – проверка соблюдения законности религиозными объединениями и духовными учебными заведениями, а также благотворительными, культурными и образовательными организациями с иностранным участием; проведение мониторинга деятельности религиозных объединений; обеспечение проведения религиоведческой экспертизы распространяемой в стране литературы и др. [5].
Были приняты Закон РК от 13 июля
1999 г. № 416-I «О борьбе с терроризмом»
[6]; Закон РК от 18 февраля 2005 г. № 31-III
«О противодействии экстремизму» [
Для предотвращения проявлений экстремизма
казахстанские органы власти начали
осуществлять мониторинг исламских
объединений. Государство приступило
к упорядочению деятельности религиозных,
прежде всего миссионерских
Завершая рассмотрение некоторых проблем, связанных с распространением в постсоветском Казахстане идей исламского экстремизма, следует отметить:
- в достаточно сложных
-
представляется перспективным
Куратор
Информация о работе Проблемы борьбы с религиозному экстремизму