Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:31, доклад
В российской общественно-политической дискуссии пока нет решения относительно существования в нашей стране общности указанного типа. С одной стороны, в лексикон системных политиков прочно вошли такие категории, как "российская государственная идентичность", или "россияне", а понятие "нация" используется не в узком этнокультурном смысле, но для обозначения гражданской общности. Но с другой стороны, когда речь заходит об "отождествлении индивида со своими согражданами", его "представлениях об этом сообществе, ответственности за судьбу страны и сопутствующих этому чувств", то есть об "осознании гражданами России своего единства", картина выглядит неоднозначной.
Первая проблема, проблема качества образования, может усугубиться, если в национальных регионах России не будет создана крайне необходимая современная система начального образования на родных языках. И сегодня значительная часть российских школьников, проживающих в сельской местности национальных регионов, не может рассчитывать на получение качественного образования, поскольку они не имеют возможности обучаться на том языке, на котором они думают, воспринимают мир, т.е. на котором собственно их и можно начинать чему-то учить. Существующая образовательная практика основывается на представлении о том, что чем раньше русский язык начинает использоваться в качестве языка обучения школьников, функциональным языком которых является их этнический язык, тем якобы быстрее наступает полноценное владение ими русским языком. В действительности, именно эта многолетняя практика и является самым очевидным свидетельством того, что подобный подход наносит существенный вред общеобразовательной подготовке нерусскоязычных учащихся, которые в начальной школе именно по причине неправильного выбора языкового обучающего алгоритма не усваивают в необходимом объеме содержание общеобразовательных предметов, преподаваемых на еще недостаточно освоенном ими, а зачастую и просто мало понятном им русском языке. В итоге это приводит к тому, что на этапе начальной школы не закладывается прочная база знаний, на основе которой и могла бы строиться вся система их качественного школьного образования. При этом раннее использование русского языка в качестве языка обучения нерусскоязычных учащихся не только не решает их общеобразовательные проблемы, но не дает и качественного владения самим русским языком.
Подобная двойственность, помимо многого другого, объясняется тем, что российская идентичность, определяющаяся принадлежностью к национально-государственной общности, имеет как формально-правовое, так и реальное наполнение. В первом случае речь обычно идет об общей для граждан Российской Федерации атрибуции, когда все они определяются как "россияне". Во втором случае имеется в виду внутренне осознанная принадлежность индивида к российской полиэтничной общности, то есть национально-государственное самосознание.
Представляется, что истина, как всегда, где-то посередине. Да, несомненно, устойчивое развитие Российской Федерации требует достаточно высокого уровня интегрированности общества как по вертикали, между различными социальными слоями, так и по горизонтали, между разными регионами и этническими группами. При этом очевидно, что во многих из социальных систем, например, в политической и экономической, единые принципы и формы жизнедеятельности, действительно, могут способствовать повышению эффективности и стабильности общественного развития.
Заключение
Российская гражданская нация может состояться только как единство различий, как результат гармоничного развития и равноправного диалога всех национальных культур народов страны. Соответственно, решение стратегической задачи по формированию российской гражданской нации должно предполагать, как это ни парадоксально, всемерное содействие сохранению и развитию языкового и культурного разнообразия, а не ускорение языковой ассимиляции новых поколений народов России, ведущей их к окончательному отрыву от собственной национальной культурной традиции и к культурной маргинализации со всем набором известных и весьма опасных социальных характеристик. При этом цепочка зависимостей видится следующей: знание национального языка представляет собой инструмент для восприятия и усвоения национальной культуры, которая, в свою очередь, становится основой для формирования общегражданской идентичности учащегося. Только на фундаменте национальных культур народов страны можно выстроить здание российской гражданской нации.
Сегодня на образовательной системе лежит особая ответственность за выбор правильной тактики при планировании мер по строительству российской гражданской нации. Мы должны избежать ошибок и перегибов, способных вызвать негативные образовательно-культурные и общественно-политические последствия. А таковые, как представляется, возможны, в частности, при реализации излишне унифицирующей образовательной доктрины. В частности, мы имеем в виду возможность серьезного снижения качества образования, с одной стороны, и массовой культурной маргинализации, с другой, подрастающих поколений в национальных регионах страны.
Таким образом, мы имеем целый клубок образовательно-языковых проблем, от решения которых во многом зависит качество общего образования в национальных регионах страны. В целом, несомненно, что существующая языковая парадигма отечественного образования требует кардинального реформирования. Российская образовательная система была бы более эффективной, если бы для нерусскоязычных школьников функции русского языка как изучаемого языка и как языка обучения были рационально разведены во времени и в образовательном пространстве и правильно скоррелированны с функциями родных языков.
Список использованной литературы:
Информация о работе Проблемы формирования гражданской (политической) нации в современной России