Профессионально важные качества личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:41, реферат

Краткое описание

Профессионально важные качества личности руководителя — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

Существуют три  основные концепции происхождения  лидерских качеств руководителя. Согласно первой — харизматической — человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми. Вторая концепция — теории черт — настаивает на том, что личность сама приобретает необходимый набор качеств лидера: высокий интеллект, обширные знания, здравый смысл, инициативность, твердую уверенность в себе, целеустремленность и ответственность в сочетании со свободой и самоопределением. Сторонники этой теории считают, что достаточно выявить все эти качества, а затем необходимо организовать воспитание истинного лидера. Две названные «крайние» концепции были объединены в «синтетическую» теорию, согласно которой эффективность руководства определяется не столько личными качествами руководителя, сколько стилем его поведения по отношению к подчиненным, сформированным на основе необходимых индивидуальных свойств, и отражает накопленный жизненный опыт.

В обобщенном портрете успешного руководителя выделяется ряд параметров, по которым можно  установить взаимосвязь личностных свойств с эффективностью управленческой деятельности: это биографические характеристики (возраст, пол, образование, социальное происхождение), способности и специфические  личностные черты. Зарубежные ученые, исследуя возрастные особенности руководителей, выявили много интересного. Так, средний возраст президентов  крупных японских компаний составляет 63,5 года, в американских же компаниях  — 59 лет; оптимальный возраст вступления в должность менеджера — от 30 до 50 лет и более. Эти возрастные показатели свидетельствуют о том, что преуспевающими менеджерами становятся лица, обладающие достаточным опытом и мудростью, но при этом имеющие определенную жизненную перспективу.

Важным показателем  признается качественное образование  руководителей. По данным японских исследователей, типичный японский менеджер имеет университетский  диплом, а иногда и два. Многие российские менеджеры также имеют и гуманитарное, и экономическое образование. Высшее образование обеспечивает не только высокий уровень профессиональной и научной подготовки специалиста, но и общей культуры руководителя, а также его осведомленности  во многих вопросах, не имеющих непосредственного  отношения к конкретному производству.

Способности руководителя представляют отдельный блок его  характеристик, которые делятся  на общие (интеллект) и специфические (знания, умения).

Интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы должен быть выше среднего, но необязательно на самом высоком уровне.

Специфические способности личности руководителя — это специальные знания, умения, компетентность, информированность, которые  чаще проявляются у него в конкретной профессиональной деятельности. Успешный руководитель должен уметь творчески  использовать эти знания в различных, часто неповторимых ситуациях, постоянно  возникающих в процессе работы. В  основе такого умения лежат организаторские  способности.

Черты личности — это последний блок характеристик профессионально успешного руководителя. Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность. Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать.

1.                стрессоустойчивость, проявляющуюся в адекватном реагировании руководителя на неожиданно возникающую непредвиденную (стрессорную) ситуацию, требующую усиления активности и перестройки поведения в целях адаптации к изменившимся условиям, или для изменения ситуации в согласии с целями и задачами управления;

2.                способность доминировать, которая рассматривается как умение руководителя влиять на подчиненных и изменять их поведение в соответствии с задачами управления;

3.                стремление к победе как особое качество, которое базируется на мотивации достижения цели (достижения успеха);

4.                уверенность в себе — дополнительное качество, основанное на высокой адекватной самооценке.

Стремление к  победе, уверенность в себе —  две взаимосвязанные характеристики, т.к. успешное достижение человеком  поставленных перед собой целей, или достижение субъективно значимых целей, приводит к формированию высокой  адекватной самооценки, которая и  воспринимается окружающими как  уверенность в себе;

5.                креативность — способность к творческому решению задач, которая рассматривается не только как характеристика интеллекта руководителя, но и как желание и способность поощрять творчество своих подчиненных;

6.                эмоциональная уравновешенность, проявляющаяся в способности руководителя поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся условиях;

7.                предприимчивость, надежность и независимость, определяющие возможность менеджера формировать свои представления по профессионально важным проблемам и способность достигать успеха вместе со своими подчиненными.

Остановимся на них более подробно.

Доминантность (влияние). Руководителю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но, вырабатывая ее в себе, не следует забывать о психологической стороне вопроса. Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Известно, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65% своих возможностей и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе. Так что влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным. Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.

Уверенность в  себе. Что значит для подчиненных  уверенный в себе руководитель? Прежде всего то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе, благодаря его стилю руководства. Вместе с тем следует отметить два важных обстоятельства.

Во-первых, существует разница между уверенностью в  себе и самоуверенностью. Это различие легко уловимо, но трудно преодолимо. Сказать можно только то, что человек, уверенный в себе, исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. Короче, у него есть реальные, а не мнимые основания для уверенности. Во-вторых, известно, что подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, а значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя спокойно и уверенно. И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Это родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.

Во-первых, на необходимость  контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в  коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий. Во-вторых, руководитель — это такой  же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т.д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание  в рабочей обстановке может обернуться неприятными последствиями —  неврозами, психическими заболеваниями  и т.д. Поэтому руководителю исключительно  важно найти средства эмоционально-психологической  разгрузки.

Креативность. Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.

Стремление к  достижениям и предприимчивость. Без этих качеств невозможно представить  себе успешного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей — потребность в самореализации, в достижении целей. Исследования показывают, что обладающие этими чертами, имеют  ряд особенностей. Во-первых, они  предпочитают ситуации, в которых  можно брать на себя ответственность  в решении проблемы. Во-вторых, они  не склонны подвергать себя слишком  большому риску и ставят перед  собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан. В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи — информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.

Ответственность и надежность. В современном менеджменте  эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и  самого руководителя. Репутация стоит  дороже денег, и если она потеряна, то — навсегда. Для фирмы, дорожащей  своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены.

Независимость. Важной личностной чертой руководителя является независимость. Независимость  — это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести  ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать  сам.

Общительность (коммуникабельность). Нет особой необходимости  доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Ограничимся  лишь следующими основными положениями.

1. Без общительности,  коммуникабельности невозможно  такое основополагающее качество, как умение строить отношения  с людьми.

2. Коммуникабельность  — качество не врожденное, его  можно развивать. Развитие коммуникативных  навыков — важнейшая часть  самосовершенствования и саморазвития  личности руководителя.

Итак, мы рассмотрели  основные характеристики, имеющие отношение  к личности руководителя. Осталось сказать, что человек не рождается  с набором перечисленных выше стилей руководства, а все они  являются сочетанием полученных от природы  особенностей и социально-исторических условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание  самосовершенствоваться и понимание, что необходимо ежедневно «строить», развивать свою личность, личность руководителя.

Выводы. Профессионально  важные качества личности управленца — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность  и успешность руководителя в сфере  управленческой деятельности.

Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают  всего богатства характеристик  руководителя, вместе с тем, каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально  важных личностных качеств, обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления. 
 
 
 

Как пишется эссе (продолжение)  
Ответив на первый вопрос о своем опыте, деятельности и целях, сконцентрируйтесь на ваших качествах и свойствах характера. Что выделяет вас из многих, чем вы отличаетесь от остальных? Что могут сказать о вас ваши друзья и близкие? Некоторые сразу понимают смысл данного вопроса. Но бывает, что люди пишут о своих расовых или нравственных качествах, но такое случается редко. Человек, не имеющий большого профессионального опыта, может с помощью данного вопроса превратить свой недостаток в достоинство. Любой, обладающий талантом или призванием, например, спортсмен или музыкант, может сделать это темой своего эссе.  
 
Менее заметные качества тоже достойны упоминания. Возможно, вы тот человек, о котором говорят: «Вы знаете Чака, он такой забавный малый?» или «Это Джейн, любительница истории».  
 
Если вы считаете себя довольно типичным абитуриентом, обладающим широким кругом интересов - не стоит волноваться, что у вас нет какой-нибудь особенной отличительной черты. Вы можете перечислить несколько свойственных вам качеств. Вы не единственный, кто обладает такими качествами, но как бы то ни было, искренний и правдивый ответ будет говорить в вашу пользу. Какими словами люди могут вас описать? Любите ли вы рисковать? Вы очень образованный человек? Лидер ли вы? Добиваетесь цели необычными путями? Человек твердых убеждений? Порядочный ли вы человек? Умеете ли вы работать в коллективе?  
 
Не так важны сами качества, о которых вы сочтете нужным рассказать, как то, на чем они основаны. Вопрос предполагает, что в ответе будет много прилагательных и каждое из них должно быть дополнено правдивым примером. Вы можете приводить примеры, как из своего опыта работы, так и из личной жизни. Можете творчески подойти к заданию и рассказать историю из вашего детства, только будьте уверены, что это действительно поможет проиллюстрировать ваши качества.  
 
Так как вопрос звучит: «Чем вы можете быть полезны нашей школе?», вам предоставляется прекрасная возможность доказать, что вы стремитесь поступить именно в данную школу. Попробуйте соотнести ваши цели с программой школы. Убедите приемную комиссию не только в том, что вы идеально подходите для обучения в бизнес-школе, а именно в их школе.  
 
 
 
Пример эссе  
 
В последний год моей учебы в колледже, моему отцу поставили диагноз: рак кожи последней степени тяжести. Как и многие больные раком, он проводил большую часть времени в госпитале; он часто говорил о том, как внимателен был к нему персонал больницы, и как много дало ему общение с волонтерами. Я чувствую себя многим обязанной тем людям, которые помогали моему отцу и матери в это трудное время, и мне хотелось бы также поддерживать других людей, оказавшихся в такой же ситуации.  
 
Когда после окончания колледжа я переехала в Нью-Йорк, то стала волонтером в госпитале Sloan Kettering Memorial Hospital, пока не устроилась на работу. Следующие несколько месяцев я работала 30 часов в неделю, помогая пациентам и их семьям. Самым значительным событием моей работы в госпитале была организация голосования на президентских выборах в 1992 году. Я отвечала за координацию доставки и распределение избирательных бюллетеней среди медсестер, пациентов, персонала госпиталя и подготовку различных инструкций для голосования в пяти районах Нью-Йорка.  
 
Все это вызвало огромный интерес. Пациенты были рады участвовать в процессе голосования. Мой отец говорил, что самое худшее в долгом пребывании в больнице - это ощущение, что жизнь проходит мимо тебя. Однако в тот ноябрьский день я помогла больным снова почувствовать себя частью общества. Я всегда буду с радостью вспоминать об этом.  
 
Когда я начала работать, мне пришлось сократить время моего пребывания в госпитале, но я не перестала работать волонтером. И хотя моя работа не позволяет мне уделять волонтерству достаточно времени, я все равно стараюсь это сделать. Работа волонтера позволила мне помогать другим людям преодолевать боль и беспомощность перед болезнью, о чем я знаю не понаслышке, потому что с этим столкнулась моя семья. Удовольствие, которое я получаю, помогая больным и их семьям, несравнимо ни с чем на свете.  
 
Я обнаружила, что моя работа помогает мне справиться со смертью моего отца. Если бы не он, я, наверное, никогда бы не стала бы волонтером. Та работа, которую я делаю - это дань его памяти.  
 
Теперь я знаю, чем хорош альтруизм, я твердо убеждена, что компании должны активно участвовать в благотворительной деятельности. Я была очень рада, увидев, что другие студенты школы Kellogg думают то же самое, о чем свидетельствует программа «Business with a Heart». Я думаю, что мой опыт и знания пригодились бы участникам этой программы, позволили бы внести вклад в развитие их проекта, так же как и в общение с моими однокурсниками.)  
 
Комментарии  
 
Автор этого эссе приводит прекрасный пример, свидетельствующий об одной отличительной черте ее характера. Благодаря этому, ее эссе, краткое и точное, легко читается. Оно оставляет сильное впечатление, потому что раскрывает определенную тему. Эссе представляет определенный интерес тем, что хорошо написано. И производит определенный эффект, потому что автор не просто называет себя волонтером, а касается своей личной жизни, сначала рассказав о том, что подвигло ее на этот поступок, затем, собственно, о своем опыте, в заключении отметив, что эта работа повлияла на нее и изменила ее. Автор приводит много фактов, делающих эссе более живым, и ей удается сделать это в краткой форме. Она в частности объясняет, где именно может быть полезным ее опыт, называя программу, в которой хотела бы участвовать.  
 
 
 
 
Лидер ли вы?  
 
Приведите два примера вашей успешной деятельности в последние 5 лет, результатами которой вы можете гордиться.  
 
Опишите 3 наиболее значимых события в вашей жизни и объясните, почему вы считаете их столь важными.  
 
Расскажите о своих достижениях за последние 5 лет, которые наиболее полно отражают ваши способности руководить, и объясните, почему вы так считаете.  
 
Что вы считаете своим достижением? Почему?  
 
 
Ваш ответ скажет о вас больше, чем ваши достижения. И позволит приемной комиссии узнать, что вы цените, чем вы можете гордиться и чего вы способны достичь. Типичная ошибка, которую совершают абитуриенты, отвечая на данный вопрос, заключается в повторении уже изложенных фактов. Например, способный студент, который хорошо учился, склонен делать упор на своих высоких баллах GPA и GMAT. Тот, у кого много наград или грамот попытается включить их в сочинение, превратив его тем самым в нечто большее, чем обычное эссе. Чтобы избежать этого, специально оговаривается, что вы можете выбрать один, два или три примера, которые вы рассматриваете как свои достижения.  
 
Если вы все же выбрали пример, о котором комиссия уже осведомлена, такой, может быть, как использование вами электромагнитной индукции в фи-бетта-каппа преобразованиях или повышение в должности, которое отражено в резюме, то сделайте ваш рассказ более живым и энергичным. Продемонстрируйте, чего вам это стоило, и какое влияние это оказало на вас лично. Не бойтесь показать членам комиссии, что вы этим гордитесь. Здесь нет места скромности. Однако не впадайте в другую крайность, иначе будет похоже, что вы занимаетесь саморекламой. Попробуйте рассказать вашу историю, не морализируя. Вам не следует волноваться, если ваше сочинение будет кратким и написанным по существу. Вы можете написать столько, сколько сочтете нужным.  
 
Если у вас возникли затруднения из-за того, что вы не знаете, какое из достижений выбрать, то помните, что в лучших сочинениях говорилось о скромных поступках. То, чего вы достигли, представляет интерес только тогда, когда вы сами осознаете важность этого и можете рассказать об этом ярко и выразительно. За исключением специально оговоренных случаев, вы можете рассказывать о профессиональной деятельности, личной жизни или примерах, касающихся вашей учебной деятельности. Удостаивались ли вы похвалы немногословного и требовательного руководителя? Случалось ли, что вы проигрывали гонку, а потом улучшали ваш собственный результат? Работали ли вы день и ночь, чтобы в физике С сошлось с А? Не думайте о том, что они хотят услышать, думайте о том, что действительно заставляет вас гордиться собой.  
 
 
Пример эссе.  
 
Приведите два примера вашей успешной деятельности в последние 5 лет, результатами которой вы можете гордиться.  
 
Выработка стратегического решения для Американского сберегательного банка.  
 
 
В январе 1994 года моя группа была приглашена компанией Robert Bass Keystone Partners для проведения оценки надежности инвестиций в Калифорнийскую компанию, что явилось кульминационным моментом моей банковской деятельности. Однако Keystone Partners, как оказалось, пригласили для совместного консультирования Goldman Sachs, чем привели в негодование команду Лемана. Мы поклялись контролировать ситуацию, осуществляя самостоятельное руководство и моделирование ситуации, включая имитационную модель и перспективное планирование, за которое я нес персональную ответственность. Я быстро набросал примерный план, занявший примерно пару страниц, и раздал его командам. На следующий день, команда Goldman Sachs слово в слово переписала мой план и отослала заказчику как результат проделанной работы. Для нас это явилось настоящим ударом. Я принял решение разработать абсолютно новую модель, опираясь на долгое и плодотворное сотрудничество с компанией Lehman Brothers. Я убедил старшего вице-президента, вице-президента и помощника, которые руководили компанией долгие годы, передать мне всю имеющуюся у них информацию. В течение 36 часов они были готовы отвечать на мои вопросы, а еще в течение 4 часов выслушали бы мою модель. Я разработал имитационную модель, которая была изложена на 23 страницах, и содержала подробную информацию. При рассмотрении модели присутствовали 42 сотрудника компании, которые собрались по нашей просьбе. Презентация, которую я провел сам, объясняя техническую информацию, имела успех. Хорошей идеей стало и присутствие старшего вице-президента - он привел стратегические доводы. The Goldman Senior Partner, признавая превосходство нашей модели, предложил мне быть ответственным за все вычисления.  
 
Я очень ценю этот опыт, потому что заслужил уважение со стороны руководителей всех трех фирм. Но больше всего, хотя я и был самым молодым в команде, я горжусь тем, что мне удалось привнести созидательный дух в нашу работу при достижении цели и проведении успешной презентации.)  
 
Преодолеть сопротивление волн!  
 
 
Мой переезд в Лос-Анджелес в августе 1992 стал не только вызовом моим профессиональным качествам. Со мной работали два старших банкира, а контролировать нам приходилось все финансовые учреждения Калифорнии. Мне представился шанс узнать много нового. Я выросла в Париже и переехала в Нью-Йорк, когда мне исполнился 21 год. Я была настоящей француженкой. Лос-Анджелес оказался другим миром, в котором спорт, а не опера диктовала моду. Я знала, что в первый год моего пребывания в Лос-Анджелесе на меня ляжет большая ответственность, потому что у нас была очень маленькая группа. Фактически в этот год мне приходилось работать в среднем 90 часов в неделю. Чтобы оставаться в здравом уме и не терять присутствия духа, я решилась заняться тем видом спорта, который давно меня привлекал, а именно – серфингом. Итак, купив новый костюм для серфинга и доску, ранним солнечным утром я направилась на берег. Мои попытки покорить волну под придирчивыми взглядами местных серфингистов вызвали неприкрытое презрение с их стороны к моей бледной коже и слабым рукам, типичным для аналитика инвестиционного банка. «Миссия невыполнима» - вот что я могла бы вполне сказать о серфинге: доска постоянно выскальзывала у меня из под ног, а волны пропадали, как только я оказывалась в, казалось бы, нужном месте. На работе мое сообщение о том, что я начала заниматься серфингом вызвало взрыв смеха: «Как, 26-летняя парижанка занялась серфингом?! Это что французский юмор?» Но я все же решила практиковаться каждый уик-энд, перед тем как пойти на работу. Прошлым летом мне, в конце концов, удалось удержаться на доске и добраться до берега. Это было одним из самых запоминающихся моментов в моей жизни и, хотя я регулярно занимаюсь серфингом, ничто не может сравниться с первой волной и чувством гордости за себя в тот момент. Я не получала ни помощи, ни поддержки, но добилась своего, поэтому я дорожу этими воспоминаниями. Это добавило мне уверенности в своих силах.)  
 
Комментарии  
 
Автор удачно сочетает описание как своих профессиональных, так и личных достижений. По первым ее достижениям в делах можно сказать, что она квалифицированный здравомыслящий профессионал, обладает хорошим мышлением и может полностью посвятить себя работе. Ее успех вне работы позволяет нам, кроме всего, увидеть молодую, здоровую, активную женщину, готовую рисковать и учиться чему-то новому, несмотря на трудности и смех окружающих. Последнее, может быть, и является личным достижением, но в полной мере, может быть отнесено и к сильным профессиональным качествам.  
 
Лидер ли вы?  
 
Опишите, при каких обстоятельствах вы проявили свои способности лидера. Что именно вам удалось сделать?)  
 
Приведите пример двух ситуаций, произошедших за последние 4 года, в которых вы проявили себя как лидер. В чем выражались ваши организаторские способности?  
 
 
Этот вопрос похож во многом на вопрос о ваших достижениях. Вы можете использовать аналогичный подход, отвечая на данный вопрос. Расскажите о том, что действительно случилось с вами и имеет для вас большое значение, а не то, что, как вам кажется, произведет впечатление на комиссию. Не ограничивайтесь упоминанием случаев, касающихся только вашей карьеры, особенно если вас просят привести несколько примеров.  
 
Также заданный вопрос имеет много общего с проблемой нравственного выбора, потому что для этого очень часто требуется решительность и способность лидера принять ответственность на себя. Примите это к сведению и будьте готовы ответить, даже если будет два вопроса. С другой стороны, не уделяйте этой проблеме больше внимания, чем требуется. Вопросы, касающиеся нравственного выбора, являются трудными сами по себе, чего нельзя сказать о данном вопросе.  
 
Пример эссе  
 
Приведите примеры двух ситуаций, произошедших за последние 4 года, в которых вы проявили себя как лидер. В чем выражались ваши организаторские способности?

Информация о работе Профессионально важные качества личности руководителя