Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 03:26, реферат
Стилистические средства языка и приемы их использования складываются постепенно, представляя собой явление исторически изменяющееся. Не случайно с давних времен они начинают изучаться исследователями - учеными, писателями и деятелями культуры. Стилистические ресурсы современного русского литературного языка имеются на всех уровнях языковой структуры и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц.
4. Требования культуры речи, вытекающие из функций
Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля.
· Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.
· Функция воздействия, связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.
· Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.
· Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.
·
Эстетическая функция для публицистического
стиля не является обязательной в отличие
от художественной литературы, однако
внимание к эстетическим качествам текста
весьма желательно и для журналиста, и
для оратора.
5. История стиля
Кратко
остановимся на истории формирования
публицистического стиля. В России
прообразом газеты были рукописные известия
под названием "Вестовые письма,
или Куранты" (наиболее ранний экземпляр
относится к 1621 г.). Первая печатная
газета появилась в 1702 году. Это были
"Ведомости" Петра 1. В 19 веке возникли
провинциальные и частные газеты.
Первым русским журналом было приложение
к газете "Санкт-Петербургские
ведомости" - "Месячные исторические,
генеалогические и
Наиболее длительное время из числа журналов 19 в. существовали "Вестник Европы" (1802-30, 1866-1918), "Русский вестник" (1808-24, 1856-1906), "Сын Отечества" (1812-52), "Отечественные записки" (1818-30, 1839-84), "Современник" (1836-66).
На страницах журналов 19 века шла острая полемика по литературным и социально-политическим вопросам, волновавшим общество. Это определило стилистические особенности публицистики:
· стремление к образности, выразительности;
· поиск новых языковых средств;
· открытое выражение авторской позиции;
· огромная роль ключевых слов, характерных для определённой эпохи или идейного направления;
· широкое использование устоявшихся речевых оборотов.
Регулярное
радиовещание началось в России с 1924
года. В советское время радиовещание
осуществлялось "Всесоюзным радио",
с 1990 года стали появляться частные
радиостанции, большая часть которых
занимается музыкальным вещанием. В
советские годы к дикторам радио
предъявлялись очень строгие
требования в части соблюдения норм
оформления речи, содержательная сторона
текстов определялась единой идеологией,
что не могло не вызвать лексико-
Телевизионное
вещание началось в России с 1939 года,
однако широкое распространение
оно получило только в 60-е годы 20
века. Речевые особенности
Публичная
политическая речь восходит к политическим
кружкам 19 века, звучит на улицах во время
революции 1905 года, получает легальные
права в Государственной думе,
созданной на основании манифеста
от 17 октября 1905 года. Первая Дума начинает
работу 27.04. 1906 г. Свободные политические
дискуссии прерываются
Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
Общественная роль газеты (исторически первичной и попрежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы
· сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни,
· обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний,
· давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему,
· динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики.
Газета - мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, что-бы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова - она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, даёт человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. Газеты делятся:
· в зависимости от функционального назначения на:
o общеполитические,
o отраслевые,
o развлекательные,
o рекламные.
· по территории распространения на:
o федеральные,
o региональные,
o местные.
· по времени выпуска на:
o утренние,
o вечерние.
· по периодичности на:
o ежедневные,
o еженедельные.
Журнал представляет собой периодическое и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеющее постоянную программу.
Информация, содержащая в журнале, может носить разнообразный характер:
· она может быть первичной - статьи, очерки, художественные произведения и пр.;
· вторичной - обзоры, рефераты и др.;
· оригинальной и переводной.
Журнал,
в отличие от газеты, ориентирован
не на оперативную, а на обобщающую,
аналитическую информацию, он имеет
возможность рассматривать
Массово-политическая
литература предназначена для подробного
разъяснения широкому кругу читателей
программ политических партий, основных
понятий политологии, истории политических
учений, для ознакомления массового
читателя с научным анализом общественных
явлений.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/
Для
подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.