Публицистический стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 03:26, реферат

Краткое описание

Стилистические средства языка и приемы их использования складываются постепенно, представляя собой явление исторически изменяющееся. Не случайно с давних времен они начинают изучаться исследователями - учеными, писателями и деятелями культуры. Стилистические ресурсы современного русского литературного языка имеются на всех уровнях языковой структуры и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

4. Требования культуры  речи, вытекающие  из функций

  Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям  публицистического стиля.

  ·  Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.

  ·  Функция воздействия, связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.

  ·  Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.

  ·  Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.

  ·  Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора.  
 
 
 
 
 
 

5. История стиля

  Кратко  остановимся на истории формирования публицистического стиля. В России прообразом газеты были рукописные известия под названием "Вестовые письма, или Куранты" (наиболее ранний экземпляр  относится к 1621 г.). Первая печатная газета появилась в 1702 году. Это были "Ведомости" Петра 1. В 19 веке возникли провинциальные и частные газеты. Первым русским журналом было приложение к газете "Санкт-Петербургские  ведомости" - "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях" (17Й8-42). В середине 19 в. появились отраслевые журналы (экономические, агрономические, лесоводческие и др.). Созданный по инициативе М.В. Ломоносова журнал Академии наук "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" состоял из научной и литературной частей. "Трудолюбивая пчела" (1759) А.П. Сумарокова была первым частным журналом с сильным элементом сатиры, политической злободневности и ярко выраженным литературным характером. В журналах 2-й пол. 18 в. вырабатывался русский литературный язык. В 19 в. журналы стали играть важную роль в развитии русской литературы. Выдающиеся произведения русских писателей И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого до выхода отдельными изданиями большей частью сначала печатались на страницах литературных журналов, вызывали критические отклики в газетах и в журнальных отделах критики. Журналы, издававшиеся литературными обществами, почти всегда имели определённое политическое направление.

  Наиболее  длительное время из числа журналов 19 в. существовали "Вестник Европы" (1802-30, 1866-1918), "Русский вестник" (1808-24, 1856-1906), "Сын Отечества" (1812-52), "Отечественные записки" (1818-30, 1839-84), "Современник" (1836-66).

  На  страницах журналов 19 века шла острая полемика по литературным и социально-политическим вопросам, волновавшим общество. Это  определило стилистические особенности  публицистики:

  ·  стремление к образности, выразительности;

  ·  поиск новых языковых средств;

  ·  открытое выражение авторской позиции;

  ·  огромная роль ключевых слов, характерных для определённой эпохи или идейного направления;

  ·  широкое использование устоявшихся речевых оборотов.

  Регулярное  радиовещание началось в России с 1924 года. В советское время радиовещание осуществлялось "Всесоюзным радио", с 1990 года стали появляться частные  радиостанции, большая часть которых  занимается музыкальным вещанием. В  советские годы к дикторам радио  предъявлялись очень строгие  требования в части соблюдения норм оформления речи, содержательная сторона  текстов определялась единой идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического  однообразия и шаблонности речи.

  Телевизионное вещание началось в России с 1939 года, однако широкое распространение  оно получило только в 60-е годы 20 века. Речевые особенности телепередач  советского времени определялись тем, что их участники произносили  заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право  на импровизированный текст. Современное  телевидение стремится максимально  использовать прямой эфир, что ставит перед участниками передач более  трудную речевую задачу и сразу  же выявляет уровень их языковой компетенции.

  Публичная политическая речь восходит к политическим кружкам 19 века, звучит на улицах во время  революции 1905 года, получает легальные  права в Государственной думе, созданной на основании манифеста  от 17 октября 1905 года. Первая Дума начинает работу 27.04. 1906 г. Свободные политические дискуссии прерываются гражданской  войной, когда берёт слово "товарищ  маузер", литературные и научные  дискуссии ещё продолжаются примерно до 1929 года. С этого времени публичные  политические тексты носят не информационный, а ритуальный характер, и публицистический стиль развивается не по законам  естественного языка, а по законам  искусственной знаковой системы. С 1988 года обстановка в стране меняется, публицистический стиль вновь оказывается  востребованным в естественной социальной коммуникации, и вот здесь обнаруживаются трудности, вызванные отсутствием  хороших литературных традиций, в  частности, неподготовленность многих политиков к публичному общению  в соответствии с нормами речевой  культуры. Это не удивительно, если учесть, что легальная деятельность политических партий и движений имела  место в России в 1906-1917 годах и  с 1990 года. (Социальные функции стиля). 
 
 
 

Социальные  характеристики сфер применения публицистического  стиля

  Общественная  роль газеты (исторически первичной  и попрежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы

  ·  сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни,

  ·  обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний,

  ·  давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему,

  ·  динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики.

  Газета - мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных  учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, что-бы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова - она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, даёт человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. Газеты делятся:

  ·  в зависимости от функционального назначения на:

  o      общеполитические,

  o      отраслевые,

  o      развлекательные,

  o      рекламные.

  ·  по территории распространения на:

  o      федеральные,

  o      региональные,

  o      местные.

  ·  по времени выпуска на:

  o      утренние,

  o      вечерние.

  ·  по периодичности на:

  o      ежедневные,

  o      еженедельные.

  Журнал  представляет собой периодическое  и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным  общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеющее  постоянную программу.

  Информация, содержащая в журнале, может носить разнообразный характер:

  ·  она может быть первичной - статьи, очерки, художественные произведения и пр.;

  ·  вторичной - обзоры, рефераты и др.;

  ·  оригинальной и переводной.

  Журнал, в отличие от газеты, ориентирован не на оперативную, а на обобщающую, аналитическую информацию, он имеет  возможность рассматривать события  в более широком плане и  останавливаться только на наиболее важном. Журнал может быть активным средством повышения квалификации специалистов, широкой трибуной научного, художественного, научно-технического творчества. В зависимости от читательского адреса журнала определяется степень и характер использования специальной терминологии, соотношение средств публицистического и научного или официально-делового стилей.

  Массово-политическая литература предназначена для подробного разъяснения широкому кругу читателей  программ политических партий, основных понятий политологии, истории политических учений, для ознакомления массового  читателя с научным анализом общественных явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

  Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

  Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Информация о работе Публицистический стиль