Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:18, доклад
До 1905 года возможность заниматься издательским делом была ограничена. Для того чтобы начать издавать журнал или газету, требовалось специальное разрешение властей. Однако не все получали разрешение свыше, а лишь те, кто имели определенный правовой статус. Стоить отметить то, что частным изданиям, такого разрешения не требовалось. В 1880 годы, начал издаваться религиозно-нравственный журнал «Русский рабочий», учредителями которого были Мария Пейкер и ее дочь Александра.
Общие положения религиозных журналов и газет на рубеже XX веков.
До 1905 года возможность заниматься издательским делом была ограничена. Для того чтобы начать издавать журнал или газету, требовалось специальное разрешение властей. Однако не все получали разрешение свыше, а лишь те, кто имели определенный правовой статус. Стоить отметить то, что частным изданиям, такого разрешения не требовалось. В 1880 годы, начал издаваться религиозно-нравственный журнал «Русский рабочий», учредителями которого были Мария Пейкер и ее дочь Александра.
В начале 1889 года за
границей начал издаваться
С 1906 года, начал издаваться журнал, ставший органом Союза евангельских христиан, под названием «Христианин» (редактор И.С. Проханов). У этого журнала было немало приложений, таких как: «Братский листок», «Молодой виноградник», «Детский друг». В 1910 году к этому журналу присоединилась газета «Утренняя звезда». Во время Первой мировой войны, многие издания позакрывали, но религиозная печать не прекращала свое издание, аж до 1920-х годов.
В начале XX веков, все больше издавалось журналов, нежели газет. Так как в журнале можно опубликовать объемные статьи и сократить периодичность. Для более передачи более краткой информации существовали брошюры и листовки. Они раздавались верующими людьми абсолютно бесплатно. Содержанием листовок и брошюр являлось вероучение, проповеди, печатались адреса богослужебных собраний.
Содержание религиозных газет и журналов на рубеже XX веков.
В первую очередь данные издания стремились привлечь именно духовными вопросами. Часто на страницах религиозного журнала можно было увидеть дискуссионные статьи. Однако информационно-политическая информация (о церковные события, проблемы служения, новые общины) промелькивала все реже. Протестанты видимо считали церковную прессу не очень актуальной, так как узнать о жизни протестантов можно было только из светской печати.
Со временем редакции журналов, начали использовать обратную связь со своими читателями. Так в 1917 году журнал «Слово истины» решил провести опрос среди читателей, вопрос был следующим: «Могут ли верующие состоять в партиях? Не противоречит ли это духу христианства?». Последующие опубликованные ответы были на границе от крайности в крайность. Некоторые считали, что вполне допустимо членство верующих в политических партиях. Другие же были настроение целиком наоборот, полностью отрицая какую-либо партийную связь. Требуется так же уточнить, что до прихода революционеров к власти, они защищали и поддерживали верующих. Поэтому многие проголосовавшие были в доверительных отношениях к партиям.
Трудности, с которыми сталкивалась религиозная пресса в годы СССР
Следующим камнем преткновения для религиозных изданий, стала гражданская война. Так же как и во времена первой мировой воны, многие издания закрылись. Причиной этому стали многие факторы, начиная с голода, заканчивая финансовой нестабильностью. Полиграфический уровень, объем, и периодичность, уцелевших газет и журналов, заметно снизились. Самыми стойкими на то время были журналы «Слово истины», «Баптист», «Друг молодежи» и газета «Утренняя звезда» продержавшиеся аж до 1918 года.
В 1916 году возникла нелегальная издательская деятельность со стороны баптистов-инициативников, которые были недовольны контролем государства над церковным руководством и общинами. Так с помощью инициативников и возникли журналы «Вестник истины», «Братский листок». Распространялись они самыми разнообразными способами. Преимуществом таких СМИ было то, что они могли писать о чем угодно не смотря на цензуру. В то время как «Братскому вестнику» приходилось весь свой материал тщательно фильтровать.
Журнал «Христианин» как первое протестантское христианское издание в России
Самый первый номер журнала вышел в свет 1 января 1906 года. Учредителем являлся И.С. Проханов. «В первом номере была опубликована статья Ивана Степановича Проханова «Назревающие вопросы евангельской церкви в России». Проханов писал, что пришла пора серьезно заняться духовным и умственным просвещением и образованием всех верующих, а особенно детей верующих родителей.»1
Вот некоторые выдержки из его слов о создании журнала: « Следующим пунктом в моей программе было начало издания Евангельского духовного журнала, предстояло сделать то, что было у меня на сердце со времен моей учебы в школе. Такая публикация в России не могла быть разрешена до появления "Манифеста от 17 октября 1905 года".
Немедленно после публикации нового "Манифеста" я начал предпринимать все необходимые шаги и писать заявление на имя Министра Внутренних дел. В ноябре того же года я получил официальное разрешение издавать первый протестантский христианский Евангельский журнал, который был назван "Христианин".
Какую радость я испытал, когда вышел из учреждения, где мне выдали это бесценное разрешение. Добравшись домой, я собрал всех членов моей семьи, и мы вместе в молитве вознесли благодарность Господу за воплощение того, что мы так долго ожидали с верою.
В ноябре месяце я опубликовал литографический текст этого журнала и разослал его в различные центры нашего религиозного дела или труда. Впечатление было потрясающее».2
Журнал выходил постоянно, кроме периодов гражданской войны и революции (до 1928 года). Просуществовал он двадцать два года, после чего был закрыт атеистами.
Журнал был ежемесячным. Его формат был не большим, это было очень удобно для читателя. Подзаголовок журнала гласил: «Для всех ищущих истину и любящих Господа». Его содержание затрагивало внутреннюю духовную жизнь христиан. В первой половине «Христианина» были опубликован гимн с нотами, в конце журнала были детские странички. Журнал не затрагивал деловых вопросов, документов, репортажи так же отсутствовали. Специально для этого выходило приложение под названием «Братский листок». Помимо этого приложения, существовали еще два: для детей «Детский друг» и для юношей «Молодой виноградник».
Существовали три основных принципа, которые лежали в основе этого журнала:
На протяжении всех лет существования журнала, все эти три принципа были его неотъемлемой частью. Журнал «Христианин» значился как самый лучший протестантский журнал.
Журнал никогда никого не критиковал. Распространялся он везде «как идеал Христа и его Жертвы, провозглашающий единство, свободу и любовь, и великий оптимизм веры, веры Евангельской»
В 1910 году Проханов выпустил газету «Утренняя звезда». С этого времени журнал «Христианин» стал считаться как приложение к «Утренней звезде», вплоть до 1922 года.
В период Первой мировой войны «Христианин» был закрыт властями, однако газета «Утренняя звезда» все еще продолжала существовать. После чего журнал перетерпел еще один тяжелый период гражданской войны. И только в 1924 году удалось возобновить издательство.
В 1928 году журнал «Христианин» прекратил издательство, но не навсегда, второй раз журнал открылся в 1991 году. Просуществовал он недолго, до 1995 года, за это время вышло всего 13 номеров. Вместо Проханова, во втором разе, за журнал взялись Александр Семченко и Виктор Ротт.
Заключение:
На сегодняшний день, в России, существуют тысячи религиозных изданий, и все они разные. Как говорится, кто на что горазд. Примерами могут служить «Альфа и Омега», «Фома», «Встреча» и т.д. Некоторые журналы и газеты исчезают после одного-двух выпусков, другие же существуют и совершенствуются по сей пор. И все- таки религиозные издания, это неотъемлемая часть нашей культуры, истории, отголоски которой мы и сегодня можем увидеть благодаря некоторым сохранившемся экземплярам.
Приложение: Фотоснимки журнала «Христианин»
Список используемой литературы
1
http://hristianin.baptist.org.
2 «В котле России». Автобиография Ивана Степановича Проханова 1869-1933.
3
http://hristianin.baptist.org.