Роль слухов в массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

По определению С.И.Ожегова, "слух, молва, известие о ком-нибудь или о чём-нибудь, обычно ничем не подтверждённое". В русском языке близко по смыслу к слухам стоят такие выражения:, как толки, пересуды, разговоры, сплетни. И если определения "молвы", "толков" и "разговоров" обычно носят оценочно-нейтральный характер, то определения "пересудов" и "сплетен" содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень достоверности полученной им информации.
Слухи - это специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения, либо специально кем-то распространяемой для воздействия на общественное сознание.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

* По степени влияния на психику людей слухи также подразделяются:

1) на будоражащие общественное мнение определенных групп людей, но не вызывающие явно выраженных форм асоциального поведения;

2) вызывающие антиобщественное поведение некоторой части определенных социальных групп;

3) разрушающие социальные связи и организационно-управленческие отношения между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки, панику и т.п.

*  По  цели создания:

1) "Спонтанными" - не создаются специально и  не имеют определенной цели;

2) "Сфабрикованными" - созданы специально и с определённой целью, в их основе лежит создание искусственного интереса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Роль  слухов  в массовой коммуникации.

2.2 Характеристика значимости слухов.

1. Являются одним из показателей социальной напряжённости в обществе. Так, в разное время людей могут в большей степени интересовать те или иные вещи, события. Переключение интереса различных категорий населения от событий светской хроники, касающихся жизни знаменитых людей, к событиям политическим может свидетельствовать о нестабильности политического режима и политической власти. Интерес к экономическим проблемам может быть вызван ухудшением материального положения населения и т.д.

2. Помогают выявить степень доверия, во-первых, к существующим структурам власти, а также к официальным источникам информации, и, во-вторых, СМИ несознательным или умышленным искажением информации зачастую способствуют понижению доверия населения как к властям различного уровня, так и к себе, поскольку в глазах населения СМИ выступают проводником политики центральных и местных структур власти.

3. Служат сигналом для возможных событий как бы предвосхищая их. Например, либерализации цен предшествовали слухи об "обвальном и оглушительном росте цен", а также о том, что следствием инфляции будет "невозможность выплаты зарплаты и заме-па её ценными бумагами местного значения".

Хотя  слухи представляют собой лишь составляющую общественного мнения, тем не менее, роль их в формировании последнего велика.

Последствия воздействия слухов на общественное мнение:

1. Поскольку слухи блокируют информационное воздействие на общественное мнение официальных структур, и главным образом СМИ, то необходимо расширять официальную информационную сеть. Чем шире будет развита информационная сеть и чем больше слоев населения будут иметь к ней доступ, тем меньшим будет воздействие неофициальной информации на общественное мнение.

2. Слухи могут быть использованы как провокация, могут вызвать противоправные действия различных политических группировок экстремистского и националистического толка, занимающими оппозиционное к правительству и полулегальное положение. Результатом слухов могут стать в таком случае столкновения различных политических сил.

3. Слухи  могут отразиться на социальном  самочувствии населения, если  они носят негативный характер, например, слухи о гражданской  войне, о голоде, распаде России  и т.д., распространённые в нашем обществе в 1992 г. Слухи по-разному действуют на разных людей, одних они минуют, других притягивают к себе настолько, что могут становиться регуляторами их поступков. «Заражение» людей слухом происходит в зависимости от их индивидуальных, социальных и психологических особенностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     По  мере развития человеческого общества и средств массовых коммуникаций, роль слухов увеличивалась. Сейчас сложно представить жизнь без этого понятия, ведь слухи используются не только в рядовых ситуациях, но и в более серьезных сферах таких, как политическая, экономическая, военная. На первый взгляд слух кажется очень простым в применении. Однако он легко может стать камнем преткновения, если не знать, как правильно его использовать. Слухи могут не только приносить пользу, но и могут нанести непоправимый ущерб. Поэтому очень важно знать все аспекты и сложности применения слухов, а также уметь предотвратить их появление или пресечь уже появившийся слух. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Андреева Г.М. , Социальная психология, М., 2004.
  2. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта, М., 1989.
  3. Винокур Т.Г., Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения, М., 1993.
  4. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1993.
  5. Кнапп М.Л., Невербальные коммуникации, М., 2004.
  6. Кондратьев Э.В., Абраноб Р.Н. Связи с общественностью. Учебное пособие для высшей школы, М., 2005.
  7. Конецкая В.П., Социология коммуникации. - М., 2006.
  8. Лабунская В.А., Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 2003.
  9. Лабунская В.А., Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 2002.
  10. Леонтьев А.А., Психология общения, М., 1997.
  11. Морозов В.П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация, М., 1998.
  12. Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. проф. Василика М.А., М.,2003.
  13. Почепцов Г.Г. , Как успешно управлять общественным мнением, М., 1998.
  14. Почепцов Г.Г., Теория коммуникации, М., 1998.
  15. Робинс С.П., Коултер М. Менеджмент. - М., 2002.
  16. Смелзер Н. Социология, М., 1997.
  17. Чумиков А.Н., Связи с общественностью, М., 2000.
  18. Чуников А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: Теория и практика, М., 2003.
  19. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. М., 2004.
  20. Шибутани Г. Социальная психология. М., 1969.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность  слухов

В последнее  время отмечается падение доверия населения к официальным источникам информации. Это подтверждают и массовые опросы общественного мнения. Образующийся в массовом сознании информационный вакуум не может не заполняться недостоверной массовой информацией, возникающей, в том числе и на уровне межличностного общения. Особое место среди подобного рода информации занимают слухи.

А.С.Ахиезер: «Слухи - постоянно действующая система  интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически  сложившимся менталитетом. Слухи - неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное -дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора».

Т.Шибутани связывал функционирование слухов с  развитием эффективной коммуникации, и, в частности, с одним из ее видов - формальным (официальным). Слухи, по его  мнению, есть дополнение неформальной сетью «доверительных сообщений». Согласно позиции Т.Шибутани, в основе слухов лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределенностью (слух = важность, неопределенность). Если событие не важно и совершенно не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу не будет.

Своеобразной  «перефразировкой» приведенной  формулы выглядит т.н. закон Олпорта. Известный американский психолог Олпорт составил формулу, с помощью которой  можно определить степень или  интенсивность распространения  слухов в обществе.

Закон Олпорта гласит: слух есть функция  важности события, помноженной на его  двусмысленность. Видный американский специалист в области социальной психологии представил свой закон в  виде формулы:

C=f(BxD),

где: С -- слух,

В -- важность события, D -- двусмысленность,

F - функция.

Данный  закон раскрывает зависимость распространённости слухов:

во-первых, от важности грядущего события, воспринимаемого  общественным мнением чаще как угроза для безопасности (террористический акт, "голод", "инфляция", "безработица", "путч", "межнациональный конфликт" и т.п.), нежели как надежда на улучшение своего положения;

во-вторых, от степени неопределённости, неясности, недоступности его для проверки, отчего ещё не наступившее событие  кажется почти реально свершившимся фактом.

По определению  С.И.Ожегова, "слух, молва, известие о  ком-нибудь или о чём-нибудь, обычно ничем не подтверждённое". В русском  языке близко по смыслу к слухам стоят такие выражения:, как толки, пересуды, разговоры, сплетни. И если определения "молвы", "толков" и "разговоров" обычно носят оценочно-нейтральный характер, то определения "пересудов" и "сплетен" содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень достоверности полученной им информации.

Слухи есть форма распространения социально значимой информации в обществе, коллективе, группе. Слух распространяется спонтанно. Он является информацией неофициальной и, более того, направлен против официальной. Источник этой информации, как правило, не известен. И, будучи запущенной в сложившиеся в обществе неформальные коммуникационные каналы, эта информация распространяется по своим собственным законам, модифицируется и обрастает новыми подробностями в зависимости от состояния настроения.

В отличие  от официальной информации слухи, как  правило, не обладают достаточной, надёжной информационной основой -- наличием установленных фактов, событий и т.д., рождаются в процессе межличностного общения, в ходе обмена информацией между людьми. Они выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, для которых характерно наибольшее соответствие ожиданиям людей, причём порождаемых как их надеждами, так и страхом перед будущим.

Слухи возникают по причинам:

1. когда  существует монопольное положение  на информационном рынке какой-либо  одной социальной группы, в результате такого положения образуется своеобразный "чёрный рынок" информации.

Слухи возникают, соответственно, тогда, когда  существует недоверие к официальной  информации; существует недостаток информации по насущным вопросам. Только в таком  состоянии человек будет искать и передавать недостоверную информацию.

2. слухи  как проявление неадекватного  агрессивного общественного мнения  могут быть вызваны социальной  нестабильностью в обществе -- низким  уровнем удовлетворения жизненных  потребностей людей, митинговой  стихией, социальной напряжённостью и т.д.;

3. слухи  могут быть стремлением повысить  свой статус посредством передачи "конфиденциальной информации". Слухи в данном случае являются  результатом деятельности неформальных  объединений экстремистского и  националистического толка. Руководители и члены таких объединений, распространяя провокационные слухи, пытаются воздействовать на психику и сознание людей с целью вызвать сомнения и колебания, недоверие к законным властям, людям других национальностей и т.д.

4. На  интерес к слухам влияет уровень состояния тревоги (опасения) индивида: более тревожные люди чаще их обсуждают и передают. Слухи, способствуя росту тревоги, в дальнейшем становятся фактором, приводящим к ее снижению (за счет предоставления новой информации).

5. Вера  в истинность слуха также способствует  его распространению. Человек,  передавший недостоверный слух, может навлечь на себя упреки. Поэтому люди склонны воздерживаться  от трансляции чрезмерно недостоверных  слухов.

6. На  передачу слухов влияет и оценка их содержания с точки зрения возможных последствий описываемого события. Слух, воспринимаемый как не имеющий последствий, распространяется менее активно, чем слух, который, по мнению собеседников, имеет последствия.

В процессе распространения форма и содержание слуха подвергаются трансформациям:

1) сглаживание  - фабула становится короче за  счет исчезновения деталей, которые  данной аудитории представляются  несущественными.

2) заострение - увеличение значимости существенных  деталей;

3) уподобление  - приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории.

Есть  данные, что указанные закономерности действуют не всегда, уступая место  более сложным и непредсказуемым  трансформациям.

Хотя  содержание слуха и подвергается трансформации, сохраняются некоторые устойчивые схемы. Одной из них является отношение «мы-они» в контексте превосходства одной группы над другой. В этом аспекте они часто способствуют формированию и сохранению социальной (в т.ч. национальной) идентичности.

Существуют различные точки зрения на феномен слухов. Одни называют их "интеллектуальным раком", другие -- "радиостанцией свободы". В любом случае, какой бы характер, негативный или позитивный, не носила оценка данного феномена, совершенно очевидно, что игнорировать его нельзя.

Слухи должны быть предметом специального анализа для официальных структур власти и управления, поскольку они  являются составной частью общественного  мнения, формируемой неформальными  каналами информационного обмена.

Характеристика  значимости слухов:

1. являются  одним из показателей социальной  напряжённости в обществе. Так,  в разное время людей могут  в большей степени интересовать  те или иные вещи, события. Переключение  интереса различных категорий  населения от событий светской  хроники, касающихся жизни знаменитых людей, к событиям политическим может свидетельствовать о нестабильности политического режима и политической власти. Интерес к экономическим проблемам может быть вызван ухудшением материального положения населения и т.д.

Информация о работе Роль слухов в массовой информации