Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 20:59, курсовая работа
Цель данной работы — выявить и обосновать концептуальное содержание, а также философско - эстетическую основу журнализма Ф.Шлегеля, как ярчайшего социокультурного феномена своей эпохи, богатой историческими событиями и насыщенной общественными спорами, затрагивающими коренные «вопросы бытия» и тенденции развития немецкого общества.
Предметом изучения нашей работы являются известные хрестоматийные материалы, фрагменты и публикации Ф.Шлегеля, которые интерпретированы в сегодняшней науке с литературной позиции, мы попробуем рассмотреть их с журналистской точки зрения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Романтизм как социокультурное явление эпохи.
1.2 Немецкая журналистика и немецкая литература "классического периода".
1.3 Фридрих Шлегель как духовный лидер своего поколения, теоретик "литературной революции".
ГЛАВА 2
2.1. Философско-эстетические основы журнализма Ф.Шлегеля.
2.2 Социокультурный контекст "шлегелевского" журнализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Факультет филологии и медиакоммуникаций
Кафедра современной русской литературы и журналистики
«Романтическая журналистика Фридриха Шлегеля»
Курсовая работа
Выполнил(а): Ястребова Анастасия Ильинична,
студентка группы ЯЖС–005-О
Научный руководитель:Мисюров Н.Н.,
доктор философских наук, профессор
Зав. кафедрой: Мисюров Н.Н..,
доктор философских наук, профессор
Омск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Романтизм как социокультурное явление эпохи.
1.2 Немецкая журналистика и немецкая литература "классического периода".
1.3 Фридрих Шлегель как духовный лидер своего поколения, теоретик "литературной революции".
ГЛАВА 2
2.1. Философско-эстетические основы журнализма Ф.Шлегеля.
2.2 Социокультурный контекст "шлегелевского" журнализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Становление романтической школы в Германии – это небольшой отрезок времени на рубеже XVIII и XIX вв., традиционно привлекающий внимание исследователей. Рассмотрение зарождения и развития романтической теории возможно во многих аспектах, одним из которых является литературная журналистика того времени.
Огромный вклад в развитие журналистики в Германии внес Фридрих Шлегель, немецкий критик, философ культуры, языковед, писатель. Один из основоположников немецкой индологии. Немецкий философ, писатель, стоял у истоков одного из важнейших духовных движений XIX века - романтизма. Им были сформулированы основные принципы романтической теории в работе "Фрагменты" (1797), созданной при участии его брата Августа Шлегеля и других писателей-членов литературной группы, получившей название "йенские романтики", заложившей основы нового художественного направления. Ф.Шлегель обозначил романтическую поэзию как универсальную, отвергнув нормативную эстетику. Универсальность для Шлегеля - способность романтического поэта постигать мир в его целостности и многогранности, видеть явление с разных точек зрения. Ф.Шлегелем создано учение о романтической иронии. Ведущим жанром романтизма он считал роман, в наибольшей степени отвечавший требованию универсальности, называя его "энциклопедией всей духовной жизни гениального индивидуализма".
Цель данной работы — выявить и обосновать концептуальное содержание, а также философско - эстетическую основу журнализма Ф.Шлегеля, как ярчайшего социокультурного феномена своей эпохи, богатой историческими событиями и насыщенной общественными спорами, затрагивающими коренные «вопросы бытия» и тенденции развития немецкого общества.
Предметом изучения нашей
работы являются известные
В связи с этим задачей
нашей работы становится
Глава 1.
1.1. Романтизм как социокультурное явление эпохи.
Романти́зм (фр.romantisme)— явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax. Одним словом романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.
Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения». По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).
Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.
Тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности» (с). Шлейермахер. Деистической концепции бога как высшего разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея живого бога.
«Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту» (с). Бенеде́тто Кро́че
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов = йенской школы (В.Г.Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм,Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
Романтизм в немецкой литературе зарождается в эпоху Французской революции. Романтизм — это очень сложное и противоречивое движение, господствовавшее в немецкой литературе около 40 лет. Движение это самым своим существованием свидетельствует о громадном влиянии политики на литературу и обратно; о взаимодействии различных классов и групп в диалектике литературного процесса. Оно отразило конкретную социально-политическую обстановку, которая определяла сложные взаимоотношения. Романтизм зародился в эпоху Великой французской революции и угас вместе с Реставрацией 30-х гг. прошлого века. [А.С.Дмитриев. Немецкая литература: романтизм. 1991;]
Характерной особенностью того времени, той культурной эпохи является первоочередность формулирования эстетических и философских категорий, позже подкрепленных художественной практикой. То есть фактически романтизм начался прежде всего с явлений интеллектуального порядка. Когда идеи, рождающиеся в обсуждении нового в философии, литературе и эстетике, вышли за пределы кружка единомышленников, романтикам потребовалась трибуна. И такой трибуной стала печать. Романтики учли опыт просветителей, которые первыми начали использовать ее для популяризации своих идей. Газеты и журналы конца 18 - начала 19 вв. - это литературная журналистика нового образца, один из важнейших ключей к пониманию истоков романтизма, его развития и тенденций.
1.2.Немецкая журналистика и немецкая литература «классического периода».
После падения Наполеона в Германии укрепилась
всеобщая уверенность в близости возрождения
«старого германского величия и славы»
— настроение, дававшее большой простор
фантастическим увлечениям и смелым иллюзиям.
Это настроение с большой силой отразилось
и в германской печати, пользовавшейся
на первых порах во многих частях Германии
почти неограниченной свободой.
С наибольшим красноречием и воодушевлением
новые национальные задачи обсуждались
в газете «Rheinischer Merkur», выходившей с января
1814 г. под редакцией И. И. Герреса в Кобленце.
Она восторженно приветствовала вступление
германских войск во Францию, как начало
новой эры для Германии, — эры, долженствующей
сделать Пруссию «источником, из которого,
точно нефтяной фонтан, бьет живительная
огненная струя». Павшего императора газета
беспощадно бичевала едкими сатирическими
выпадами. Когда сделались известными
кардинальные пункты первого парижского
мира, «Merkur» с негодованием обвиняла союзников
в излишней уступчивости, благодаря которой
Франция не получила должного возмездия
за свои грехи. Медлительная работа Венского
конгресса вызывала
ее справедливый гнев. «Народы остались
ни при чем!» — писала она по поводу его
постановлений. Особенной резкостью отличались
ее статьи, посвященные сепаратистским
стремлениям южногерманских государей.
Это и вызвало воспрещение «Merkur'a» в Баварии
и Вюртемберге в июле 1874 г.; вскоре она
была изъята из обращения и в Бадене. Но
Геррес не падал духом, он продолжал вести
газету все в том же направлении. Когда
Наполеон бежал с Эльбы и Германии снова
грозила опасность французского нашествия,
он умолял немецких князей избрать себе
верховного главу и основать единое государство.
Но это выступление пришлось не по вкусу
германским правительствам, и прусский
государственный канцлер Гарденберг 16
мая 1815 г. обратился к Герресу с письмом,
в котором он требует от него прекращения
его зловредной деятельности, направленной
на «возбуждение страстей» и «агитацию
в пользу воссоздания германской империи».
Эти предупреждения не достигли, однако,
цели; Геррес продолжал свою кампанию
против Венского конгресса, избрав предметом
нападок берлинского тайного советника
Шмальца, заявившего, что во время освободительной
войны о воодушевлении народа не могло
быть и речи; что народ взялся за оружие
из чувства долга, как во время пожара;
в то же время Геррес старательно подчеркивал
заслуги союзов молодежи, обвинявшихся
Шмальцем в демагогических происках. Берлинское
правительство находило эти рассуждения
в высокой степени неуместными, и приказом
3 января 1816 г. дальнейший выход «Rheinischer
Merkur'a» был воспрещен. В оправдание этой
меры правительство ссылалось на то, что
статьи газеты сеют рознь среди народа
и что ее отрицательное направление волнует
умы. Таким образом, Германия лишилась
одной из своих наиболее симпатичных и
остроумных газет.
Заполнить образовавшийся пробел пытались
Иоганн Вейцель в Висбадене и Арнольд
Маллинкрол в Дортмунде: первый издавал
с 1816 по 1819 г. «Die Rheinischen Blätter», второй в
1816-1818 гг. «Westphälischer Anzeiger». Эти газеты оставались
далеко позади своего образца; тем не менее
деятельность их заслуживала полного
одобрения. «Westphälischer Anzeiger'y» принадлежит
инициатива по вопросу о будущем германском
таможенном союзе, явившемся, как известно,
фундаментом для государственного объединения
Германии. Западногерманская газета, преобразовавшаяся
из выходившей в XVIII столетия в Кельне
«Post-Amis-Zeitung'a», воспрещенная в 1809 г. французским
правительством и вынырнувшая вновь в
1814 г. под редакцией Марка дю Монта, «Kölnische
Zeitung», должна была преодолеть всевозможные
трудности и выходила поэтому лишь в малом
формате и только один раз в неделю.
Берлинские газеты по-прежнему находились
под строгой цензурой и не могли обсуждать
политических дел. Двум старым газетам
столицы — «Spenersche Zeitung» и «Vossische Zeitung» —
было воспрещено доставлять известия
о заседаниях Венского конгресса. Лишь
те сообщения, которые получались из кабинета
князя Гарденберга, подлежали огласке.
Новая газета «Der Preussische Korrespondent», вызванная
к жизни генералом Шарнгорстом, реорганизатором
прусской армии, и руководимая известным
историком Б. Г. Нибуром, держалась строго
лояльного и патриотического образа мыслей,
но, сталкиваясь на каждом шагу с препятствиями,
выходила лишь со 2 апреля 1813-го до конца
1814 г.
Возрастающая потребность в правительственном
органе, через который правящие круги
могли бы оказывать непосредственное
влияние на общественное мнение, который
доставлял бы все сообщения туземных и
иностранных газет и опровергал бы «поспешные
суждения газетных писак», побудило правительство
основать в 1819 г. «Allgemeine Preussische Staatszeitung»
(нынешний официальный «Deutsche Reichs-Anzeiger»).
На должность главного редактора был избран
патриотический писатель Фридрих-Август
фон Штегеман. Но долгое время газете не
удавалось двинуться вперед; многочисленные
попытки поднять и реорганизовать ее на
новых началах не давали осязательных
результатов; казне из года в год приходилось
отпускать на ее содержание дополнительные
ассигновки; лишь с 1877 г. приходы превзошли
расходы, а в наше время чистая ежегодная
прибыль с нее составляет около 200 000 марок.
С 1888 г. последняя распределяется поровну
между прусской и имперской казной.
Когда после встряски 1830 г. умственная
жизнь снова получила преобладающее значение,
журналы сделались более содержательными.
Руководящее значение получил «Morgenblatt»
Котта, впоследствии «Europa», «Jahrbücher» Руге и «Grenzboten» Куранды. «Morgenblatt» был
органом швабских поэтов: Густав Шваб,
Густав Перицер и Герман Гауер долгое
время редактировали его. Эстетические
воззрения журнала отвечали широким кругам
читателей. В начале 1820-х гг. к «Morgenblatt'y»
присоединились «Kunstblatt» и «Literaturblatt» известного
писателя Вольфганга Менцеля. Находясь
в оппозиции к Гете и «Молодой Германии»,
он числился в рядах романтической школы.
«Europa» являлась противовесом «Morgenblatt'a»;
вокруг нее группировались литературные
противники швабской школы: Гудков, Лубе
и Кюне; они отличались едким сарказмом
и воинственным тоном. Основанная в 1835
г. Августом Левальдом в Штутгарте, она
в 1846 г. была переведена в Лейпциг, где
выходила до конца 1885 г. под редакцией
Густава Кюне, потом Эрнеста Кейля. Гораздо
выше нее должны быть поставлены «Jahrbücher»
Арнольда Руге. С 1 января 1838 г. они издавались
в Лейпциге под названием «Hullische Jahrbücher
für Deutsche Wissenschaft und Kunst» и стремились сделаться
«центром притяжения всех жизненных сил
общества». В составе сотрудников, кроме
издателя доктора Руге из Галле и его компаньона
Ф. Эхтермейера, входили все выдающиеся
представители литературного мира, как,
например, И. Г. Дройзен, Франц Куглер, Яков
Гримм, Адольф Штар, Рейнгольд Костлин,
Давид- Фридрих Штраус, Фридрих Фишер и
многие другие. В журнале появился целый
ряд блестящих философско-сатирических
этюдов, критико-биографических статей
и обозрений, в которых сильно попадало
консерваторам, между прочим Генриху Лео
и Генцу. Король Людовик I Баварский также
подвергался его частым нпадкам. Эти статьи
вызывали неоднократные предостережения
со стороны правительства, решившегося
в конце концов подчинить журнал контролю
предварительной цензуры. Но Руге предпочел
переселиться (в 1841 г.) из Галле в Дрезден,
переменив название своего журнала на
«Deutsche Jahrbücher». Прусское правительство
воспретило журнал в Пруссии и потребовало
от саксонских властей окончательного
закрытия журнала, после чего, в 1812 г., издание
«Jahrbücher» было воспрещено саксонским правительством.
Что касается «Grenzboten», то он на первых
порах объявил себя защитником австрийских
интересов, хотя и принужден был выходить
за границей, так как при существовавшей
цензуре независимой политической мысли
не было места в Австрии. Он был основан
австрийцем Курандой в 1841 г. в Брюсселе,
но скоро был переведен в Лейпциг, являвшийся
сборным пунктом австрийских эмигрантов.
Несмотря на то что журнал был воспрещен
в Австрии, он нелегальным образом продавался
здесь почти в каждом городе и много способствовал
распространению новых идей в австрийском
обществе. К 1840-м гг. относится возникновение
новой отрасли журнальной литературы
— иллюстрированного журнала. Украшение
книжек иллюстрациями практиковалось
уже и в XVI в.; снабжение журналов отдельными
рисунками также уже было общепринятым;
но иллюстрированная история дня впервые
появилась на германской почве в изданной
гениальным художником И. Я. Вебером (родился
в Базеле в 1830 г., умер в Лейпциге в 1880 г.)
«Illustrierte Zeitung», составленной по образцу
«Illustrated London News» и парижской «Ilustration». Журнал
выходил в Лейпциге с 1 июля 1843 г. Чисто
художественный характер издания и талант
его редактора вскоре подняли «Illustrierte
Zeitung» до уровня всемирного журнала, в
котором наряду с мелкими набросками и
эскизами читатель находил лучшие произведения
графического искусства. С 1866 г. редактором
его сделался Франц Метш. Два года спустя,
в 1845 г., появился второй иллюстрированный
журнал, существенно отличавшийся от первого.
Это — пользующиеся ныне всемирной известностью
«Fliegende Blätter»5, подвизавшиеся
сначала на поприще политической сатиры,
но в наше время не выходящие за пределы
безобидных шаржей и высмеивания житейской
мелкоты. Они были основаны Каспаром Брауном
(родился в 1807 г., умер в 1877 г.) в Мюнхене
и выходили под его и Ф. Шнейдера редакцией.
После смерти обоих редакторов (Шнейдер
умер в 1864 г.) ответственным редактором
и главным участником журнала является
сын Ф. Шнейдера — И. Шнейдер.
Информация о работе Романтическая журналистика Фридриха Шлегеля