Романтическая журналистика Фридриха Шлегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить и обосновать концептуальное содержание, а также философско - эстетическую основу журнализма Ф.Шлегеля, как ярчайшего социокультурного феномена своей эпохи, богатой историческими событиями и насыщенной общественными спорами, затрагивающими коренные «вопросы бытия» и тенденции развития немецкого общества.
Предметом изучения нашей работы являются известные хрестоматийные материалы, фрагменты и публикации Ф.Шлегеля, которые интерпретированы в сегодняшней науке с литературной позиции, мы попробуем рассмотреть их с журналистской точки зрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Романтизм как социокультурное явление эпохи.
1.2 Немецкая журналистика и немецкая литература "классического периода".
1.3 Фридрих Шлегель как духовный лидер своего поколения, теоретик "литературной революции".
ГЛАВА 2
2.1. Философско-эстетические основы журнализма Ф.Шлегеля.
2.2 Социокультурный контекст "шлегелевского" журнализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

          высшего  профессионального образования

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

 

Факультет филологии и медиакоммуникаций

Кафедра современной русской литературы и журналистики

 

 

 

 

«Романтическая журналистика Фридриха Шлегеля»

Курсовая работа

 

 

 

 

Выполнил(а): Ястребова Анастасия Ильинична,

студентка группы ЯЖС–005-О

Научный руководитель:Мисюров Н.Н.,

доктор философских наук, профессор

 

Зав. кафедрой: Мисюров Н.Н..,

доктор философских наук, профессор

 

 

 

 

 

 

 

Омск

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                         

ГЛАВА 1                                                               

1.1 Романтизм как социокультурное явление эпохи.

1.2 Немецкая журналистика и немецкая литература "классического периода".

1.3 Фридрих Шлегель как духовный лидер своего поколения, теоретик "литературной революции".

ГЛАВА 2

2.1. Философско-эстетические основы журнализма Ф.Шлегеля.

2.2 Социокультурный контекст "шлегелевского" журнализма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление романтической школы в Германии – это небольшой отрезок времени на рубеже XVIII и XIX вв., традиционно привлекающий внимание исследователей. Рассмотрение зарождения и развития романтической теории возможно во многих аспектах, одним из которых является литературная журналистика того времени.

Огромный вклад в развитие журналистики в Германии внес Фридрих Шлегель, немецкий критик, философ культуры, языковед, писатель. Один из основоположников немецкой индологии. Немецкий философ, писатель, стоял у истоков одного из важнейших духовных движений XIX века - романтизма. Им были сформулированы основные принципы романтической теории в работе "Фрагменты" (1797), созданной при участии его брата Августа Шлегеля и других писателей-членов литературной группы, получившей название "йенские романтики", заложившей основы нового художественного направления. Ф.Шлегель обозначил романтическую поэзию как универсальную, отвергнув нормативную эстетику. Универсальность для Шлегеля - способность романтического поэта постигать мир в его целостности и многогранности, видеть явление с разных точек зрения. Ф.Шлегелем создано учение о романтической иронии. Ведущим жанром романтизма он считал роман, в наибольшей степени отвечавший требованию универсальности, называя его "энциклопедией всей духовной жизни гениального индивидуализма".

 

Цель данной работы — выявить и обосновать концептуальное содержание, а также философско - эстетическую основу журнализма Ф.Шлегеля, как ярчайшего социокультурного феномена своей эпохи, богатой историческими событиями и насыщенной общественными спорами, затрагивающими коренные «вопросы бытия» и тенденции развития немецкого общества.

 

 Предметом изучения нашей  работы являются известные хрестоматийные  материалы, фрагменты и публикации  Ф.Шлегеля, которые интерпретированы  в сегодняшней науке с литературной позиции, мы попробуем рассмотреть их с журналистской точки зрения.

 

 В связи с этим задачей  нашей работы становится реконструкция  и обозначение места Ф.Шлегеля  в информационном пространстве  как определенного гипертекста, включенного в процесс журналистской коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1. Романтизм как социокультурное явление эпохи.

Романти́зм (фр.romantisme)— явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax. Одним словом романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения». По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности» (с). Шлейермахер. Деистической концепции бога как высшего разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея живого бога.

«Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту» (с). Бенеде́тто Кро́че

 

 

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов = йенской школы (В.Г.Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм,Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

 

Романтизм в немецкой литературе зарождается в эпоху Французской революции. Романтизм — это очень сложное и противоречивое движение, господствовавшее в немецкой литературе около 40 лет. Движение это самым своим существованием свидетельствует о громадном влиянии политики на литературу и обратно; о взаимодействии различных классов и групп в диалектике литературного процесса. Оно отразило конкретную социально-политическую обстановку, которая определяла сложные взаимоотношения. Романтизм зародился в эпоху Великой французской революции и угас вместе с Реставрацией 30-х гг. прошлого века. [А.С.Дмитриев. Немецкая литература: романтизм. 1991;]

Характерной особенностью того времени, той культурной эпохи является первоочередность формулирования эстетических и философских категорий, позже подкрепленных художественной практикой. То есть фактически романтизм начался прежде всего с явлений интеллектуального порядка. Когда идеи, рождающиеся в обсуждении нового в философии, литературе и эстетике, вышли за пределы кружка единомышленников, романтикам потребовалась трибуна. И такой трибуной стала печать. Романтики учли опыт просветителей, которые первыми начали использовать ее для популяризации своих идей. Газеты и журналы конца 18 - начала 19 вв. - это литературная журналистика нового образца, один из важнейших ключей к пониманию истоков романтизма, его развития и тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Немецкая журналистика и немецкая литература «классического периода».

После падения Наполеона в Германии укрепилась всеобщая уверенность в близости возрождения «старого германского величия и славы» — настроение, дававшее большой простор фантастическим увлечениям и смелым иллюзиям. Это настроение с большой силой отразилось и в германской печати, пользовавшейся на первых порах во многих частях Германии почти неограниченной свободой. 
 
С наибольшим красноречием и воодушевлением новые национальные задачи обсуждались в газете «Rheinischer Merkur», выходившей с января 1814 г. под редакцией И. И. Герреса в Кобленце. Она восторженно приветствовала вступление германских войск во Францию, как начало новой эры для Германии, — эры, долженствующей сделать Пруссию «источником, из которого, точно нефтяной фонтан, бьет живительная огненная струя». Павшего императора газета беспощадно бичевала едкими сатирическими выпадами. Когда сделались известными кардинальные пункты первого парижского мира, «Merkur» с негодованием обвиняла союзников в излишней уступчивости, благодаря которой Франция не получила должного возмездия за свои грехи. Медлительная работа Венского конгресса вызывала ее справедливый гнев. «Народы остались ни при чем!» — писала она по поводу его постановлений. Особенной резкостью отличались ее статьи, посвященные сепаратистским стремлениям южногерманских государей. Это и вызвало воспрещение «Merkur'a» в Баварии и Вюртемберге в июле 1874 г.; вскоре она была изъята из обращения и в Бадене. Но Геррес не падал духом, он продолжал вести газету все в том же направлении. Когда Наполеон бежал с Эльбы и Германии снова грозила опасность французского нашествия, он умолял немецких князей избрать себе верховного главу и основать единое государство. Но это выступление пришлось не по вкусу германским правительствам, и прусский государственный канцлер Гарденберг 16 мая 1815 г. обратился к Герресу с письмом, в котором он требует от него прекращения его зловредной деятельности, направленной на «возбуждение страстей» и «агитацию в пользу воссоздания германской империи». Эти предупреждения не достигли, однако, цели; Геррес продолжал свою кампанию против Венского конгресса, избрав предметом нападок берлинского тайного советника Шмальца, заявившего, что во время освободительной войны о воодушевлении народа не могло быть и речи; что народ взялся за оружие из чувства долга, как во время пожара; в то же время Геррес старательно подчеркивал заслуги союзов молодежи, обвинявшихся Шмальцем в демагогических происках. Берлинское правительство находило эти рассуждения в высокой степени неуместными, и приказом 3 января 1816 г. дальнейший выход «Rheinischer Merkur'a» был воспрещен. В оправдание этой меры правительство ссылалось на то, что статьи газеты сеют рознь среди народа и что ее отрицательное направление волнует умы. Таким образом, Германия лишилась одной из своих наиболее симпатичных и остроумных газет. 
 
Заполнить образовавшийся пробел пытались Иоганн Вейцель в Висбадене и Арнольд Маллинкрол в Дортмунде: первый издавал с 1816 по 1819 г. «Die Rheinischen Blätter», второй в 1816-1818 гг. «Westphälischer Anzeiger». Эти газеты оставались далеко позади своего образца; тем не менее деятельность их заслуживала полного одобрения. «Westphälischer Anzeiger'y» принадлежит инициатива по вопросу о будущем германском таможенном союзе, явившемся, как известно, фундаментом для государственного объединения Германии. Западногерманская газета, преобразовавшаяся из выходившей в XVIII столетия в Кельне «Post-Amis-Zeitung'a», воспрещенная в 1809 г. французским правительством и вынырнувшая вновь в 1814 г. под редакцией Марка дю Монта, «Kölnische Zeitung», должна была преодолеть всевозможные трудности и выходила поэтому лишь в малом формате и только один раз в неделю. 
 
Берлинские газеты по-прежнему находились под строгой цензурой и не могли обсуждать политических дел. Двум старым газетам столицы — «Spenersche Zeitung» и «Vossische Zeitung» — было воспрещено доставлять известия о заседаниях Венского конгресса. Лишь те сообщения, которые получались из кабинета князя Гарденберга, подлежали огласке. Новая газета «Der Preussische Korrespondent», вызванная к жизни генералом Шарнгорстом, реорганизатором прусской армии, и руководимая известным историком Б. Г. Нибуром, держалась строго лояльного и патриотического образа мыслей, но, сталкиваясь на каждом шагу с препятствиями, выходила лишь со 2 апреля 1813-го до конца 1814 г. 
 
Возрастающая потребность в правительственном органе, через который правящие круги могли бы оказывать непосредственное влияние на общественное мнение, который доставлял бы все сообщения туземных и иностранных газет и опровергал бы «поспешные суждения газетных писак», побудило правительство основать в 1819 г. «Allgemeine Preussische Staatszeitung» (нынешний официальный «Deutsche Reichs-Anzeiger»). На должность главного редактора был избран патриотический писатель Фридрих-Август фон Штегеман. Но долгое время газете не удавалось двинуться вперед; многочисленные попытки поднять и реорганизовать ее на новых началах не давали осязательных результатов; казне из года в год приходилось отпускать на ее содержание дополнительные ассигновки; лишь с 1877 г. приходы превзошли расходы, а в наше время чистая ежегодная прибыль с нее составляет около 200 000 марок. С 1888 г. последняя распределяется поровну между прусской и имперской казной.

Когда после встряски 1830 г. умственная жизнь снова получила преобладающее значение, журналы сделались более содержательными. Руководящее значение получил «Morgenblatt» Котта, впоследствии «Europa», «Jahrbücher» Руге и «Grenzboten» Куранды. «Morgenblatt» был органом швабских поэтов: Густав Шваб, Густав Перицер и Герман Гауер долгое время редактировали его. Эстетические воззрения журнала отвечали широким кругам читателей. В начале 1820-х гг. к «Morgenblatt'y» присоединились «Kunstblatt» и «Literaturblatt» известного писателя Вольфганга Менцеля. Находясь в оппозиции к Гете и «Молодой Германии», он числился в рядах романтической школы. 
 
«Europa» являлась противовесом «Morgenblatt'a»; вокруг нее группировались литературные противники швабской школы: Гудков, Лубе и Кюне; они отличались едким сарказмом и воинственным тоном. Основанная в 1835 г. Августом Левальдом в Штутгарте, она в 1846 г. была переведена в Лейпциг, где выходила до конца 1885 г. под редакцией Густава Кюне, потом Эрнеста Кейля. Гораздо выше нее должны быть поставлены «Jahrbücher» Арнольда Руге. С 1 января 1838 г. они издавались в Лейпциге под названием «Hullische Jahrbücher für Deutsche Wissenschaft und Kunst» и стремились сделаться «центром притяжения всех жизненных сил общества». В составе сотрудников, кроме издателя доктора Руге из Галле и его компаньона Ф. Эхтермейера, входили все выдающиеся представители литературного мира, как, например, И. Г. Дройзен, Франц Куглер, Яков Гримм, Адольф Штар, Рейнгольд Костлин, Давид- Фридрих Штраус, Фридрих Фишер и многие другие. В журнале появился целый ряд блестящих философско-сатирических этюдов, критико-биографических статей и обозрений, в которых сильно попадало консерваторам, между прочим Генриху Лео и Генцу. Король Людовик I Баварский также подвергался его частым нпадкам. Эти статьи вызывали неоднократные предостережения со стороны правительства, решившегося в конце концов подчинить журнал контролю предварительной цензуры. Но Руге предпочел переселиться (в 1841 г.) из Галле в Дрезден, переменив название своего журнала на «Deutsche Jahrbücher». Прусское правительство воспретило журнал в Пруссии и потребовало от саксонских властей окончательного закрытия журнала, после чего, в 1812 г., издание «Jahrbücher» было воспрещено саксонским правительством. Что касается «Grenzboten», то он на первых порах объявил себя защитником австрийских интересов, хотя и принужден был выходить за границей, так как при существовавшей цензуре независимой политической мысли не было места в Австрии. Он был основан австрийцем Курандой в 1841 г. в Брюсселе, но скоро был переведен в Лейпциг, являвшийся сборным пунктом австрийских эмигрантов. Несмотря на то что журнал был воспрещен в Австрии, он нелегальным образом продавался здесь почти в каждом городе и много способствовал распространению новых идей в австрийском обществе. К 1840-м гг. относится возникновение новой отрасли журнальной литературы — иллюстрированного журнала. Украшение книжек иллюстрациями практиковалось уже и в XVI в.; снабжение журналов отдельными рисунками также уже было общепринятым; но иллюстрированная история дня впервые появилась на германской почве в изданной гениальным художником И. Я. Вебером (родился в Базеле в 1830 г., умер в Лейпциге в 1880 г.) «Illustrierte Zeitung», составленной по образцу «Illustrated London News» и парижской «Ilustration». Журнал выходил в Лейпциге с 1 июля 1843 г. Чисто художественный характер издания и талант его редактора вскоре подняли «Illustrierte Zeitung» до уровня всемирного журнала, в котором наряду с мелкими набросками и эскизами читатель находил лучшие произведения графического искусства. С 1866 г. редактором его сделался Франц Метш. Два года спустя, в 1845 г., появился второй иллюстрированный журнал, существенно отличавшийся от первого. Это — пользующиеся ныне всемирной известностью «Fliegende Blätter»5, подвизавшиеся сначала на поприще политической сатиры, но в наше время не выходящие за пределы безобидных шаржей и высмеивания житейской мелкоты. Они были основаны Каспаром Брауном (родился в 1807 г., умер в 1877 г.) в Мюнхене и выходили под его и Ф. Шнейдера редакцией. После смерти обоих редакторов (Шнейдер умер в 1864 г.) ответственным редактором и главным участником журнала является сын Ф. Шнейдера — И. Шнейдер.

Информация о работе Романтическая журналистика Фридриха Шлегеля