Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:56, доклад
Правительственная политика в области периодической печати в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. Манифест 17 октября 1905 г. о свободе печати. Новые правила о повременной печати (1907).
Правда, тиражи лондонских газет в это время составляли несколько сотен экземпляров, в то время как тираж «Ведомостей» мог доходить до 4 тыс., хотя не совсем ясно, каким образом газета распространялась. Объем лондонских газет также зависел от количества актуальной информации (от 2 до 20 страниц119). «Ведомости» не имели устойчивой периодичности, выходили через одну-две недели. Для сравнения отметим, что большинство лондонских газет этого времени выходило или еженедельно, или два раза в неделю. В 1702 г. начала издаваться первая ежедневная газета «Daily Courant».
В 1728 г. газету «Ведомости» сменили
«Санкт-Петербургские
С 1756 г. при Московском университете
издавалась газета «Московские ведомости»,
которая была менее официальной,
о чем свидетельствует и ее
тираж - до 600 экземпляров. В «Московских
ведомостях» публиковалась
На этом почти исчерпывается история русских газет XVIII в. Обе газеты, издававшиеся в России к концу XVIII в., просуществовали до начала XX в.121
■ Газетная периодика 60-90-х годов XIX века -начала XX века
Наиболее существенные изменения
произошли в издании газет
в России в 60-е годы XIX в. Они были
обусловлены преимущественно
Обеспечить оперативность, достоверность и полноту информации были призваны информационные агентства. В 1835 г. во Франции возникло информационное агентство «Гавас»129. Сотрудники Ш. Гаваса, основателя агентства, Б. Вольф и П.Дж. Рейтер открыли информационные агентства соответственно в Берлине (1848) и Лондоне (1851)130. До 1866 г. русские газеты могли перепечатывать зарубежные сообщения из официальных газет или публиковать их с разрешения министерства иностранных дел. В 1866 г. было создано «Русское телеграфное агентство». До этого, с 1862 г., телеграфное бюро существовало при газете «Биржевые ведомости». В 1871 г. возникло Международное телеграфное агентство, а в 1882 г. - Северное телеграфное агентство.
К этому времени большинство
российских газет выходило ежедневно
или шесть раз в неделю, но для
повышения оперативности
Газетное дело начинает приносить прибыль, главным образом за счет рекламы. Ограничения с публикации частных объявлений были сняты в мае 1862 г.131 С 1865 г. была разрешена розничная продажа газет, что также создало дополнительный источник финансирования, который нельзя недооценивать. Напомним, что с конца 1860-х годов одна из экономических санкций против газет состояла как раз в запрете розничной продажи, что свидетельствует о существенности этого источника финансирования. Возможность увеличивать розничную продажу заставляла газеты стремиться к публикации остро актуальной и сенсационной информации.
В 1860-е годы в газетном деле появилась тенденция к дифференциации по целому ряду признаков, свойственная многим видам источников нового времени. С 1863 г. стали выходить газеты, рассчитанные на самую широкую читательскую аудиторию: крестьян, ремесленников, городскую прислугу, мелких служащих. Среди них выделялись газеты, адресованные конкретным социальным группам, например «Мирское слово», рассчитанное на низшие слои духовенства. Выделим также «Народную газету» - первую, которая продавалась отдельными номерами.
Началась общественно-
Ведущие газеты в то время имели
тиражи более 10 тыс. экземпляров. Среди
популярных газет можно назвать
«Московские ведомости», «Биржевые
ведомости», «Голос», «Русские ведомости»,
«Санкт-Петербургские
В 1880-е годы на первый план вышли
«Русский курьер», «Свет», «Новости дня»,
«Русское слово», оттесняя популярные
в 1870-е годы «Голос» и «Санкт-
Наблюдались новшества и в организации газетного дела. Создавались посреднические организации - конторы, агентства объявлений, обеспечивавшие источники дохода периодических изданий. В это время более половины газет выходили ежедневно или шесть раз в неделю.
На рубеже веков самой распространенной стала газета «Русское слово», основанная в 1895 г. и в 1897 г. приобретенная известным книгоиздателем И.Д. Сытиным137. В 1899 г. ее тираж составлял 22 тыс. экземпляров, а в начале века превысил 100 тыс. Большими тиражами издавалась и так называемая бульварная периодика («Петербургская газета» - 30 тыс. экземпляров, «Московский листок» - 40 тыс.).
Итак, к рубежу XIX-XX вв. в России газеты
издавались правительством, государственными
учреждениями, земствами, общественными
организациями и частными лицами.
В 1900 г. выходило 125 газет общественно-
В начале XX в. продолжали сохранять свои позиции такие газеты, как «Новое время» А.С. Суворина (в 1902 г. ее тираж, распространяемый по подписке, составил 65 тыс. экземпляров), «Московские ведомости» (перешедшие после смерти Каткова к другому издателю), националистическая газета «Свет». Пользовались спросом газеты либеральной направленности: «Биржевые ведомости», «Курьер», «Новости», «Право», «Россия», «Русские ведомости», «Русское слово». Новым явлением был выход с 1903 г. самостоятельной «Вечерней газеты» В. Абазы.
В период между революцией 1905 г. и началом первой мировой войны появилось несколько заметных газет. Это, с одной стороны, крупные ежедневные «Раннее утро» (1907-1918) и «Утро России» (1907, 1909-1918), издававшиеся на средства известных московских промышленников Рябушинских, и, с другой стороны, массовые газеты, рассчитанные на самые широкие читательские слои: «Газета-копейка» в Петербурге (1908-1918) и газета с таким же названием в Москве (1909-1918).
О признании общественно-
Таким образом, в начале XX в. окончательно определилась основная функция газетной периодики - выражение общественного мнения и структурирование общества.
■ Губернские и городские газеты
Местная газетная периодика появилась
позже столичных газет. Ее становление
в разных странах проходило по-разному
и во многом напоминало становление
периодических изданий в
В Великобритании уже в начале XVIII в. влияние столичных газет на местах, несмотря на их незначительные тиражи, было весьма ощутимым. Провинциальные типографии отбирали сообщения из лондонской прессы и помещали их в свои еженедельные издания (дайджесты)138. Это вполне объяснимо: местные новости пока еще быстрее передавались устно. Местные газеты были коммерческими, поэтому для них было выгодно, когда сообщалось много новостей (особенно в период военных действий), и закрывались, когда новостей было мало. В Великобритании с 1701 по 1760 г. издавалось более 130 провинциальных газет, но только 35 существовали к концу этого периода139.
Со второй половины 1710-х годов в местных газетах увеличилось количество объявлений, в том числе и рекламных140. С 1760-х годов английские провинциальные газеты давали многоаспектную картину местной жизни.
К началу XIX в. определилось политическое
размежевание провинциальных английских
газет. Они, так же как и лондонские,
возникали для поддержки какой-
В России местная печать начала развиваться
с официального издания - «Губернских
ведомостей»142. Положение об их издании
было утверждено в 1830 г., но наладить выпуск
в большинстве губерний удалось
только с 1838 г. Издание «Губернских
ведомостей» курировал
Частные газеты в российской провинции появились с 1860-х годов. Возникали они, как правило, из «ярмарочных листков». Во-первых, преобладала потребность в коммерческой информации, а во-вторых, на открытие таких газет легче соглашались местные власти.
3. Особенности изучения
Когда говорят об изучении периодической печати, обычно имеют в виду либо изучение истории какого-нибудь издания или группы изданий (например, «большевистская печать»), либо исследование материалов, опубликованных в газетах и журналах по определенной теме. Но решение второй исследовательской задачи без предварительного целостного изучения того издания, откуда извлекается информация, будет некорректным, поскольку периодика рассчитана на аккумулирование воздействия на читателя и читатель воспринимает ту или иную информацию во многом в соответствии со своими ожиданиями, основанными на репутации издания, литературном и общественном прошлом его авторов.
Очевидно, что при таком подходе минимальной единицей периодического издания является его комплект за весь период издания (или за период издания при одном редакторе).
При обращении к отдельным
На протяжении всего периода существования дореволюционной периодики была велика роль издателя и редактора (часто совмещавшаяся в одном лице). Поэтому изучение того или иного периодического издания следует начинать с изучения личности издателя, понимания целей, которые он преследовал. При этом необходимо иметь в виду, что в дореволюционное время в России проще было купить уже существующее издание или арендовать его, чем открыть новое. Особое внимание надо уделять причинам смены издателя. Иногда с приходом нового издателя кардинально менялось направление периодического издания.
И наконец, необходимо проанализировать
взаимоотношения издания с
Вопрос 9. Формирование и развитие советской журналистики в 1917-1939 гг.
Создание однопартийной печати.
Ленинские принципы партийной журналистики.
Журналистика первых лет советской власти.
Журналистика в условиях либерализации советского режима (1921-1927 гг.)
СМИ в годы коллективизации и индустриализации хозяйства.
Журналистика как инструмент идеологического воздействия партии.
СМИ в предвоенные годы (1931-1939).
Формирование системы