Сми - четвертая власть?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:07, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – рассмотреть влияние печатных изданий на общество на примере города Котласа.
Задачи:
- выяснить сферы жизни, которые охватывает система СМИ
- выяснить отношения жителей нашего города к печатным СМИ
- выяснить предпочтения общества в области печатных СМИ
- выявить способы взаимодействия прессы и людей
- подробнее познакомится со спецификой работы печатных изданий

Вложенные файлы: 1 файл

ЛОМОНОСОВСКИЕ.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

Введение

Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что  он находится под воздействием общественного мнения. Общественное мнение, как правило, формируется под влиянием многих аспектов. И один из этих аспектов – средства массовой информации. Сейчас можно с уверенностью сказать, что информационное общество – это отдельный мир, отдельная вселенная, которая формирует наши мысли.

Около четырех лет я  работала в молодежной газете «Котлас-точка». И меня заинтересовало, каким образом  СМИ влияют на общество, и насколько  велика их роль в нашем городе.

Цель моей работы – рассмотреть влияние печатных изданий на общество на примере города Котласа.

Задачи:

- выяснить сферы жизни,  которые охватывает система СМИ

- выяснить отношения жителей нашего города к печатным СМИ

- выяснить предпочтения  общества в области печатных  СМИ

- выявить способы взаимодействия  прессы и людей

- подробнее познакомится  со спецификой работы печатных  изданий

Методы исследования:

  • Изучение соответствующей литературы и интернет материалов
  • Проведения социологических исследований.
  • Интервьюирование главного редактора газеты Двинская правда
  • Социологический эксперимент

Изучение СМИ является актуальной задачей. Ведь усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, являются одним из важнейших агентов социализации, становятся важным фактором формировании новых демократических, экономических и межгрупповых отношений.

Средства массовой информации – организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. Это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей. Степень же влияния на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием – наиболее велика. Различают следующие виды СМИ:

- периодические печатные  издания

- радио-, теле-, видеопрограммы.

- Интернет

У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. Например, Е. П. Прохоров выделает следующие шесть функций  журналистики:

  1. Коммуникативная – функция общения, налаживания контакта, исходная функция журналистики;
  2. Организаторская, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
  3. Идеологическая связанная со стремлением оказать глубокое влияние на самосознание людей.
  4. Культурно-образовательная, заключающаяся в том, чтобы участвовать в пропаганде и распространении высоких культурных ценностей.
  5. Рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с увлечениями разных слоев аудитории;
  6. Рекреативная1.

Роль средств массовой информации настолько велика в современном  обществе, что СМИ часто называют «четвертой властью» Я решила выяснить, как развита система СМИ в  нашем городе, и каким образом  печатные издания влияют на общество.

Печать приобрела особое место в СМИ в связи с  фиксацией информации на бумажном листе. Вышедшая из-под печатного станка продукция воспринимается читателем  без помощи каких-либо дополнительных средств. Это обстоятельство способствует  большему доверию к изложенному материалу. К тому же имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всеми сообщениями.

В нашем городе доминирующими  печатными изданиями являются газета «Двинская правда» и еженедельный журнал «Вечерний Котлас». Значит, именно они воздействуют на общество в целом. Каким же образом котласская пресса осуществляет свое влияние? «Газета, безусловно, сильно влияет на общество. Можно свершать революции, умея правильно пользоваться словом. К примеру, ветеран читает в нашей газете, что ему положена такая-то пенсия. А ему ее не платят. Он идет с этой газетой в пенсионный фонд и с нашей помощью добивается своего. Бывает, что в городе долго крыши не ремонтируют, а после публикации в газете сразу дело сдвигается с мертвой точки», - объясняет роль прессы Валентина Плешкова, главный редактор «Двинской правды».

Таким образом, осуществляется взаимообмен: газета влияет на общество, но и само общество влияет на газету. Без этого условия невозможно их существование.

Чтобы выяснить, какие материалы  больше привлекают читателя, я провела  опрос среди жителей города Котласа. В результате исследования выяснилось, что основная часть респондентов (32%) предпочитают криминальные статьи. 28% - развлекательные (такая тенденция  наблюдалась у представителей более  молодого поколения), 17% - интервью, очерки о выдающихся людях, 13% - результаты социологических опросов, 6% - статьи об общественной жизни в городе и 4% выбрали другое. Можно заметить, что большинству по душе криминал. Вот что говорит по этому поводу главный редактор газеты «Двинская правда»: «К сожалению, людям больше нравится читать криминал, жареный материал. Сейчас обычный читатель всего объелся и сам не знает, чего хочет. Вообще материал зависит от времени: что более актуально, то мы и преподносим публике».

Эти результаты подтвердил и второй опрос. Опять же 40% выбрали материалы негативной окраски. 39% - нейтральной и 21% позитивной. Человека всегда волновало то, что его беспокоит, меняет его жизнь. И больше всего он переживает за собственное благополучие. В связи с этим читатель так ревностно просматривает криминальные материалы, чтобы знать ситуацию в городе и каким-то образом обезопасить себя.

Каким газетам в городе доверяют читатели? 46% - «Вечерний Котлас» и это неудивительно, ведь журнал имеет обширную сферу распространения среди жителей и охватывает большое количество материала, 5% - молодежная газета «Котлас-точка» и «Двинская правда», 4% - «Юг Севера». Также велик процент тех, кто не доверяет печатным изданиям вообще – 40% Происходит это потому, что некоторые журналисты склонны искажать факты. Но всегда ли это зависит от них самих? «Журналист – это зеркало города. Он отражает то, что в нем происходит со слов самих жителей», - уверенно сообщает Николай Завадский, редактор журнала Вечерний Котлас.

Мы выяснили, что пресса, так или иначе, влияет на общество. Для начала рассмотрим какие существуют сферы влияния.  В современном обществе на человека действует множество потоков информации, и он зачастую не справляется с таким огромным количеством. Здесь к нам на помощь приходят СМИ. Но бывает так, что в определенный момент вместо правдивой информации подается ложь. Это безусловный минус. Печать воздействует на каждого человека в отдельности, задевая определенные эмоции и побуждая к действию. Но с другой стороны та или иная информация вызывает либо позитивные, либо негативные ассоциации. И в связи с этим информация в целом может быть воспринята неправильно. СМИ формируют общественное мнение, но зачастую создают стереотипы, стандартизируя общество и заставляя думать одинаково. Так какое же влияние преобладает? 45% респондентов считают, что влияние положительно, тогда как отрицательное выбрали только 5%. А большинство (50%) считают, что газета воздействует с обеих сторон равнозначно. Действительно, в разных случаях печатные издания могут совершенно по-разному влиять на людей. Возьмем, к примеру, культуру. С одной стороны, пресса может развивать интерес к каким-либо культурным явлениям (например, статья о художественной выставке) или, напротив, снижает культуру (использование сленга в газетной речи).

Чтобы выяснить, каков эффект влияния с помощью печатных изданий  на жителей города Котласа, я провела  социальный эксперимент. За основу была взята одна из важнейших сфер жизни  общества – политическая. Эксперимент  заключался в следующем. Я смоделировала  ситуацию предвыборной кампании кандидатов на должность Главы МО Котлас и  предлагала гражданам выбрать, за кого бы они проголосовали.

  1. Кандидат N. Его политическая программа подробно изложена в печатных изданиях. Он регулярно проводит встречи со своими избирателями, о чем подробно сообщается в местных газетах. Кандидат N с удовольствием дает интервью, участвует в различных мероприятиях, о которых сообщается в печатные издания.
  2. Кандидат Z. Его политическая программа изложена в СМИ в общих чертах. Он пару раз появился на экране телевизора и повесил плакат с призывом голосовать за его кандидатуру. Его фигура остается в стороне от каких-либо событий и не освещается в печати.
  3. Кандидат X. В СМИ регулярно появляются сообщения о «темном прошлом» этого кандидата. Никто точно не знает, проверена ли эта информациях, но периодическая печать то и дело предоставляет «новые факты» из его жизни, дополняя материалы размытыми фотографиями. Политическая программа его опубликована в СМИ частично

По окончанию работы я получила следующие результаты. 4% сказали, что проголосуют за третьего кандидата (мотивируя это тем, что фигура эпатажная и будет привлекать к себе внимание), 16% - за кандидата Z. И 80% - за кандидата N, который больше остальных привлекал печатные издания для своей предвыборной кампании. Таким образом, мы еще раз убедились в том, что СМИ формируют общественное мнение и влияют на принятие решений граждан.

В ходе исследования выяснилось, что СМИ, а в частности печатные издания, обладают значительной сферой влияния. Несмотря на ускоренную компьютеризацию  общества, периодическая печать все  еще пользуется большим спросом.

В современном обществе никакая  общественно-политическая организация  и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной  политике без доступа к СМИ. Средства массовой информации совершенно справедливо  называют «четвертой властью».

Проведенное исследование имеет  большую значимость в первую очередь  для печатных изданий. Они могут  использовать полученные результаты для  анализа читательской заинтересованности в том или ином материале. Периодическая  печать может влиять на формирование мнения в обществе, только нужно  выбрать правильный метод. Результаты исследования могут и должны быть применены на практике. Я планирую опубликовать мою работу в котласской молодежной газете «Котлас-точка» и использовать это исследование в своей будущей профессии.


Информация о работе Сми - четвертая власть?