Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:31, реферат
Социальная ответственность – это ответственность за формирующуюся социальную среду, моральный климат, нравственность общества. Это ответственность перед настоящим и будущим. Поэтому, журналисты осознавая свою общественную роль, должны сегодня действовать таким образом, чтобы не повлечь социальный взрыв в будущем.
Социальная ответственность как составляющая журналистики
Социальная ответственность – это ответственность за формирующуюся социальную среду, моральный климат, нравственность общества. Это ответственность перед настоящим и будущим. Поэтому, журналисты осознавая свою общественную роль, должны сегодня действовать таким образом, чтобы не повлечь социальный взрыв в будущем.
Социальная ответственность - то же самое, что чувство долга. Долг может быть ситуативным ("Я пообещал - значит сделаю", "Взял слово - держи") или присущим социальной роли, статусу (долг матери, сына, гражданина, человека), мы же поговорим о социальной ответственности как о журналистском долге.
Исследовательская часть моей работы состоит в том, что при ответе на поставленные вопросы я изучила взгляды на социальную ответственность в нашей профессии выдающихся журналистов и критиков России. А после проанализировала и сопоставила их мнения, чтобы выявить насколько злободневна проблема социальной ответственности.
Цель:Определить роль социальной ответственности в журналистике
Задачи - выяснить:
Проблема социальной ответственности журналиста остается одной из животрепещущих и дискуссионных и в журналистике, и в общественном сознании.
Журналисту всегда важно помнить об ответственности за переданную им информацию. Прежде всего, журналист ответственен перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность требует, чтобы во всех обстоятельствах журналист действовал в соответствии со своим нравственным сознанием. Ответственность журналиста возникает и за позицию, выбранную им.
Прежде всего, следует отметить нравственную черту позиции. Так, например, трактует ее Д. С. Авраамов: «Помимо основных мировоззренческих принципов в структуре позиции присутствуют обобщённые знания, идейно-политические и нравственные убеждения. Но многокомпонентность жизненной позиции не исключает её цельности. Причём синтезатором всегда выступает нравственность. Для самого человека позиция – это он сам. Собственные принципы обязательно выступают в нравственной оболочке: «Это исповедую, на том и стою». И поэтому субъективно жизненная позиция совпадает с позицией нравственной. Человек не разделяет в ней знания и нравственность. И то и другое – его личные принципы».
Свои взгляды по этому поводу выразил и российский исследователь проблем коммуникации, профессор кафедры публичной политики Высшей Школы Экономики- Иосиф Михайлович Дзялошинский. Он заглянул вглубь проблемы и в одной из своих работ с заглавием "...Многие журналисты думают о своей гражданской миссии, но боятся говорить об этом с посторонними" постарался найти истоки зарождения этой проблемы. Он пишет: «В первые годы перестройки и примерно до 1993-1994 года многие региональные журналисты рассматривали свою деятельность как социально значимую, а себя - как реализаторов некоей социально значимой функции. Слово "миссия", может быть, и не использовалось ими, но они были уверены: если напишут, что-то изменится. Эта уверенность частично шла от прошлых времен, когда журналистика была не только средством пропаганды и агитации, но и инструментом социального контроля.
Начиная с 1995 года, возникает модель профессии как игры - журналист четко отделяет себя как личность от себя как профессионала. Мои личные взгляды, интересы, убеждения - это одно, а мои действия как профессионала - это совсем другое. Таким образом журналист снимает с себя ответственность за свои профессиональные действия на том основании, что сам к этим действиям относится не как к социально ответственной деятельности, а как к забавной игре, которая, к тому же, неплохо оплачивается. Если же кто-то относится к этой игре серьезно, то это его проблемы.
Так проявился в конкретной ситуации новый феномен журналистики: перевод личностной самоориентации в игровую, фиктивную форму жизнедеятельности. Однако, журналистика - это не театр, люди - не зрители, а журналисты - не актеры.
Понятно, что, переводя себя в пространство игровой самореализации, журналист снимает с себя обязательство соблюдать правила одной игры. А ведь смысл любых правил игры в том, что они однозначно идентифицируют любую игру как данную, а не какую-то другую. Журналист-игрок игнорирует правила игры, если они не заложены жестко, в виде неумолимого закона, в механизм самой игры, а представляют собой некоторое добровольное соглашение. Отсюда полное безразличие российских журналистов к любым этическим и профессиональным кодексам, которые во множестве сочинялись, подписывались и тут же всеми нарушались».
Играя, журналисты забыли о своей миссии, что стало причиной дефицита социальной объективной информации. В наше время часто можно услышать: "Сейчас практически никто ничего не понимает, люди недостаточно информированы". Другой скажет: "Я не могу пользоваться никакой информацией, вся информация неизвестно какая, а самому ничего не выяснить". Странная вещь: ведь, в общем–то, информационные потоки в наше время гораздо более изобильны, разнородны, чем это было 15 лет назад. А люди не удовлетворены.
Дело здесь в том, что у россиян нет осмысленной информации, позволяющей понять, что происходит в стране, ориентироваться в затрагивающих каждого процессах экономической и общественной жизни. Проще говоря, нет знаний как основы любой мало–мальски упорядоченной психологии, упорядоченных позиций личности по отношению к обществу.
Что в этих условиях человеку остается? Нет социальных правил, нет правил игры. И это все подтверждается повседневной социальной практикой: хаос, беззаконие, коррупция – все это известно. Если не известно по личному опыту, то очень широко преподносится теми же самыми СМИ.
Журналисты, конечно, не виноваты в том, что творится в стране. Но ведь это журналисты выбирают и жанр, и тему, и способ подачи материала и могут предугадать тот результат, который даст в сознании аудитории этот материал. Журналисту очень сложно отразить действительность такой, какая она есть. У журналиста есть отношение к жизни, к событию, к человеку, от него зависит, на чем концентрировать свое внимание и внимание тех, кто его слушает или читает. Он выбирает.
Выбирает сам, в зависимости от своих собственных качеств, принципов, устремлений. На сегодняшний день задачи сохранения нравственных ценностей, развития социального оптимизма начинают тревожить журналистов, и именно эти вопросы становятся поводом для саморегулирования, подтверждением которой является появление журналистских публикаций на страницах таких газет, как «Новая газета», «Известия», «Литературная газета», профессиональный журнал «Журналист».
Прежде всего, авторами констатируется, что сегодня СМИ эксплуатируют сниженные темы, потребности, второстепенные ценности, часто просто удовлетворяют низменные потребности аудитории. Об этом говорит в своём интервью газете «Аргументы и факты» телеведущий В. Познер, обнажая причины такого явления: «Беда в том, что в России существует только коммерческое телевидение. Даже канал «Россия», несмотря на то, что считается государственным, на самом деле сильно зависит от рекламы. Деваться некуда – публика хочет смотреть и криминал, и то, что можно назвать «подглядыванием в замочную скважину». Поэтому коммерческое телевидение понижает планку художественного уровня и даёт зрителю то, что он желает… А что касается негативных новостей, люди независимо от страны, где живут, хотят знать об убийствах, изнасилованиях, наводнениях и катастрофах. Хотя аудитория жалуется, что не может больше смотреть чернуху, опыт свидетельствует: как только начинаешь показывать позитив, зритель переключается на другой канал».
И. Петровская - журналист, телекритик,
член Академии
Российского телевидения, считает, что
с этим можно бороться: «...именно телевидение
способно и обязано просвещать и воспитывать
людей, формируя уважение и терпимость
друг к другу и ко всему ″иному″». Ещё
Вольтер учил: «Чем люди просвещённее,
тем они свободней». Впрочем, если свобода
для нас уже не актуальна, то и просвещение
ни к чему. И ТВ вместе со всей страной
может идти своим путём. Особым. Огородами».
Причиной этого Светлана Каимовна Шайхитдинова
— кандидат филологических наук (1989, МГУ),
доктор философских наук (2005, КГУ) видит
в том, что «Последние десять лет журналистская
профессия резко помолодела.
Чаще всего именно по отношению к ним - мальчикам и девочкам с диктофонами и микрофонами в руках – по отношению к их поведению на экране и за его кулисами возникает у российской аудитории дискомфортное чувство, что «что-то у них не в порядке с ответственностью». [...] Принадлежность к публичной профессии, такой как журналистика, усиливает необходимость гармонии отношений индивида и общества, переводя объективные противоречия между ними из частного дела отдельного работника СМИ в вопрос общественной важности и актуальности».
Вопросы поддержания нравственных ценностей в СМИ поднималась и на встрече Президента РФ В.Путина с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004г.). Элла Памфилова, председатель Совета, обратила внимание на то, что серьёзная пресса вытесняется жёлтой. Президент, в свою очередь, отметил, что в самом журналистском сообществе должны вырабатываться определённые принципы поведения. Этот пример свидетельствует об особом внимании к этическим проблемам вообще и поддержанию нравственных ценностей в СМИ в частности, как со стороны общественных структур, так и со стороны государства. Отсюда следует, что саморегулирование СМИ, как наиболее актуальное понятие в системе понятий социальной ответственности журналиста, просто необходимо.
Возникновение идеи саморегулирования связано, как утверждает профессор А.П. Короченский, с целью «побудить персонал масс-медиа придерживаться высоких профессионально-этических стандартов».
На сегодняшний день проблема далека от решения и требует ещё своего осмысления.
Основные причины возникновения данной проблемы:
Но пути решения этих проблем все-таки есть. Например, использование ресурсов медиаобразования, позволяющего изменить потребности аудитории. Все зависит от того, на что человек-журналист - сориентирован и устремлен. Если журналист - человек высокообразованный, читающий, думающий, он заставит и свою аудиторию и думать, и анализировать, и прогнозировать.
Привлечение внимания к роли профессионально-этических кодексов журналистов и усиление и значимости также может привести к благоприятному исходу. Иначе же, это может привести к дефициту социальной объективной информации и равнодушию публики.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная ответственность журналиста непосредственно связана с его нравственными качествами и нормами общественной морали – это требование сегодняшнего дня, поскольку СМИ играют ключевую роль в развитии социального взаимодействия в обществе.
Список литературы и интернет ресурсов
Информация о работе Социальная ответственность как составляющая журналистики