Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 02:28, реферат
Функциональные стили складываются из особых, присущих только им устойчивых лексических, синтаксических, морфологических, фонетических единиц, и, тем не менее, не могут быть жестко разграничены. Устойчивые единицы, характерные для одного стиля встречаются в текстах другого стиля. Подобного рода взаимопроникновение достаточно распространено и вызывает интерес у широкого круга лингвистов.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Характеристика и языковые особенности научного стиля……………...5
1.1 Общая характеристика научного стиля речи…………………....5
1.2 Разновидности научного стиля…………………………………...7
1.3 Фонетика научного стиля…………………………………………7
1.4 Морфология научного стиля……………………………………...8
1.5 Синтаксис научного стиля………………………………………...9
2 Характеристика и языковые особенности публицистического стиля…..10
2.1 Общая характеристика публицистического стиля речи……….10
2.2 Жанры публицистики……………………………………………20
2.3 Лексические особенности публицистического стиля………….20
2.4 Синтаксические особенности публицистического стиля……...20
3 Сопоставительный анализ основных стилеобразующих элементов научного и публицистического стилей ……………..…………………..21
Заключение………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………......27
Информационная функция осуществляется через логико-понятийную сторону речи, отличающуюся в известной степени нейтральностью, точностью и объективностью выражения. Она проявляется в газете, прежде всего, в использовании научной, официально-деловой, общественно-политической терминологии; специальной лексики разных областей знания и профессий.
В связи с тем, что на газетной полосе предоставляется слово специалистам – историкам, экономистам, юристам, политологам, экологам, естественно, что терминология и обороты речи соответствующих сфер проникают в газету. Так, становятся широкоупотребительными, например, следующие средства: акции, инвестиции, приватизация, либерализация цен, единое экономическое пространство.
Информационная функция обнаруживается, кроме того, в употреблении пассивных конструкций в сообщениях типа: выращен высокий урожай; строится льнокомбинат; в активности обобщенно-личных форм глагола информационной семантики: сообщают, информируют, передают.
С аналитичностью и вместе с тем нередко обобщенностью выражения связана активность сложных синтаксических конструкций с четким и ясным оформлением смысловых отношений при помощи союзной связи. В связи с необходимостью сочетания информационной и воздействующей функций, а также соединения понятийного аналитического характера речи с действенным и экспрессивным синтаксис публицистической речи отличается при его достаточной сложности отточенностью формулировок. Книжный характер синтаксиса выражается в активности причастных и деепричастных оборотов, обособлений, логических определений, а также в активизации подчинения. Последнее обусловлено повышением роли аргументивной речи в современной газете.
Современной газете свойственна аргументированность изложения, поскольку материал подается аналитико – критически (а порой и полемически). Читателя не удовлетворяет догматичная и бездоказательная речь. Информативно–комментирующие и аналитические публикации в силу аргументированного и терминированного изложения отличаются нередко нейтральным тоном речи. Однако публицистическая аргументация тем и отличается от логического доказательства, например, научной речи, что преследует цель убедить читателя в правильности авторской концепции. Аргументация, таким образом, направлена на то, чтобы мнение автора стало мнением адресата; при этом она обращена не только к интеллекту читателя, но и к его чувствам, воле.
В связи с этим средствами и приемами убеждающей речи оказываются и средства диалога (аргументация изначально диалогична, поскольку включает в себя не только основание авторского тезиса, но и опровержение антитезиса, предполагая спор с оппонентом). Отсюда широкое употребление вопросо – ответных комплексов, риторических вопросов. Синтаксис убеждающей речи не обходится без побуждения и без использования специальных средств (акцентуаторов), подчеркивающих модальность уверенности автора. Все это приводит к тому, что в публицистике
при аргументации логическое дополняется риторическим (тропами и фигурами речи), а диалогичность вызывает использование средств разговорной речи. Тем самым на газетной полосе информационно – аналитическая и экспрессивная функции обычно выступают в единстве.
Правда, соотношение обеих основных стилистических функций публицистики и средства их реализации проявляются неодинаково в разных газетах и газетных жанрах. Однако неверно было бы сделать заключение об отсутствии в газетной речи определенного стилистического единства публицистики и тем более выражать сомнение в существовании вообще публицистического стиля. Несмотря на все жанрово–стилистические различия, газетная речь в целом отвечает основным стилевым принципам функционирования в ней языковых средств и потому обладает достаточной целостностью и единством. И проблемная статья, и публицистические стихи по случаю какого-либо события реализуют в лингвистических средствах открытую оценочность, функцию воздействия, переплетенную с информативной, осуществляют сопряжение экспрессии и стандарта как основного для газеты стилистического принципа речи.
Как бы ни были многообразны газетные жанры, каждый из которых, конечно, обладает своеобразием в стилистическом плане. Однако, характерно, что в текстах разных жанров явно проступают общие черты публицистического, точнее, газетно-публицистического стиля. Это, с одной стороны, информативность и стандартизированность, с другой – экспрессивность и оценочность речи, иначе, сопряжение экспрессии и стандарта. Стилистико-жанровые особенности в основном выражаются в различных долях тех и других средств и функций.
Как и всякий другой функциональный стиль, публицистический –явление историческое, а, следовательно, претерпевающее изменения. Однако последние наиболее актуальны и динамично представлены именно в газетной речи, особенно в газетах нашей современности. Стилистика современной газетной речи по сравнению с предшествующей обнаруживает заметные новации, не изменяя, однако, своих основных принципов и специфических черт. Для современной газетной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, риторичность, неаргументированная директивность. Для нее более характерны аналитичность, доказательность изложения. Однако, это не «отменяет» экспрессивности; просто средства и способы ее несколько меняются. С другой стороны, острая полемичность, свойственная многим современным газетным публикациям, опирается на проверенные стилистические средства воздействия на читателя и, естественно, создает и новые.
Публицистический стиль в его газетном варианте подвержен изменениям как никакой другой функциональный стиль. Это обусловлено его экстралингвистической основой. Лишь за последние десять лет в нем под влиянием изменившейся политической ситуации в обществе появились заметные новации. Наиболее ярко они отображаются в следующих моментах. Основные функции газеты – воздействующая и информативная – естественно, сохраняются, хотя реализация их в речи в известной степени изменяется. Просветительская и популяризаторская функции значительно расширяются в связи со стремлением, прежде всего, восполнения через газетные публикации «белых пятен» в истории страны.
Итак, стилистико-речевое воплощение всех этих функций на газетной полосе видоизменяется. Так, в связи с провозглашением принципа нового мышления и изменением ситуации в мире информации на многие международные темы становятся более сдержанными, спокойными, доброжелательными по тону, лишенными резко негативных окрасок, приближаясь в целом к нейтральному стилю изложения. Другой вид информации – о встречах в верхах, заключаемых соглашениях–сохраняет свой прежний, обычный информативно-официальный характер. Информационные же сообщения на темы внутренней жизни страны приобретают черты яркой оценочности, острой критичности. Комментирование фактов и событий сопровождается порой ироничными замечаниями. Тем самым в речевой реализации этой функции в целом происходят изменения.
Еще более заметно изменилось воплощение в газете просветительской и популяризаторской функций. Речевая реализация их сейчас почти немыслима вне явной, открытой, порой резкой оценочности. Это касается и проблемных статей, статей-прогнозов, в которых вместе с тем усиливаются и аналитическое начало, аргументированность изложения. Тем самым возрастает их теоретичность. Аналитизм и аргументированность изложения приходят на смену декларативности и догматизму, углубляются и расширяются, проникая в самые различные.
Если говорить о речевой реализации воздействующей функции современной газеты, то она, оставаясь ведущей, значительно изменяет стилистико-языковые средства своего воплощения. Прежде всего, утрачивается лозунговость, призывность, риторичность, сменяющиеся порой тоном доверительной беседы, интимизации изложения. В связи с чем, хотя и не только с этим, значительно увеличивается в тексте доля диалоговых форм изложения.Все это, однако, не означает утрату в полном объеме широкого круга разнообразных экспрессивно-эмоциональных и образных средств.
Среди «внешних» примет реализации рекламной функции в газете отметим широкое обращение к развернутым подзаголовкам.
В жанровом отношении происходит как бы перегруппировка жанров. Выходят на первый план, широко представлены диалогические жанры), а также информационно – аналитические, а, например, очерк и репортаж, становятся довольно редким явлением. Ушла в прошлое передовица, появляются новые жанры.
Однако все указанные изменения не коснулись сущностных сторон публицистического стиля. В целом конструктивный принцип сопряжения экспрессии и стандарта, реализация в тексте основных газетных функций и обусловленные этим важнейшие стилевые черты, свойственные газете, остаются. Меняется состав языковых единиц, некоторые особенности использования языка, представленность тех или иных стилистических приемов, но принципиальных изменений не происходит. Недаром публикации наших лучших прежних журналистов, например Аграновского, предвосхищают новации газеты наших дней.
Иллюстрацией сохраняющегося принципа газетного стиля может служить даже такая «чисто» информационная газета, как «Коммерсантъ». При всей ее специфике, обусловленной целями издания, она содержит непременные для газеты экспрессемы, оценочные средства, элементы разговорности и даже ироничности речи.
2.2 Жанры публицистики:
статья
в газете, журнале, очерк, репортаж,интервью,
фельетон,ораторская речь, судебная речь,
выступление по радио, телевидению, на
собрании, доклад.
2.3 Лексические особенности
Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а так же лексики обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутренне состояние, переживания человека. (прим.: Активизировать, благодарить, вдохновлять, великодушный, деструктивный, волнующий, долг, достоинство, заставлять, оправдаться, милосердие, безвозмездный, благоденствие консолидация, консенсус) В публицистическом стиле часто используются слова
С приставками а- анти- де- меж- раз-. С суффиксами -и(я) -ци(я) -изация(я) -изм -ист
С корнями, близкими по значению к приставка все- обще- сверх- .
2.4 Синтаксические особенности публицистического стиля
В публицистическом стиле речи как и в научном часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа: Голос мира, страны, ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.
Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
Глава 3.
Сопоставительный анализ основных стилеобразующих элементов научного и публицистического стилей
На основе текста экономической тематики:
Нередко перед текстом научного стиля помещается весьма пространное введение, указывающее на его содержание. Оно является подобием плана материала: читатель может заранее узнать о содержании текста и настроиться на восприятие информации:
"Эта статья исследует, является ли неоклассическая экономика с 80-ых гг. XX в. в процессе внушения как доминантная исследовательская программа в экономике, совокупностью конкурирующих исследовательских подходов, которые относительно немного взаимодополняют друг друга или с неоклассической экономикой".
В некоторой степени, подобное введение может выполнять функцию привлечения внимания читателя, однако, в отличие от текста публицистического стиля, эта задача не является первоочередной. В текстах публицистического стиля также встречаются небольшие вступления, но их задача состоит не в том, чтобы обозначить содержание материала, а в том, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя:
"Вашингтон,
2 Февраля – попытки
В конце научной статьи обычно размещается резюмирующий абзац или пункт, призванный еще раз обозначить и подтвердить тезисы, данные во введении предоставить читателю выводы:
"В
статье дан анализ реформы
благосостояния Европейских
В тексте публицистического стиля может также встречаться резюмирующий абзац, но, чаще всего, материал заканчивается либо выводами, которые сделал для себя автор, либо прямой речью одного из персонажей материала, упоминающегося в корпусе текста:
"Я
ничего не могу сделать с
неуместными оскорблениями О’
Далее проведем сопоставительный анализ основных стилеобразующих элементов на материале текстов экономической тематики на синтаксическом уровне с учетом некоторых значимых лексических и невербальных параметров.
Порядок слов
в тексте научного стиля, как правило,
прямой, так как язык науки имеет те же
свойства, что и само научное исследование:
логичность, доказательность, рассудочность.1Стилеобразующим
"Помимо
неоднородных фиксированных
Этой же цели служат вводные предложения:
"В
большинстве стран из-за
В тексте же публицистического стиля инверсия привлекает внимание читателя к самому материалу и стремится удержать его.
Информация о работе Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей