Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа
Цель работы заключается в описании и попытке классифицировать типы маркированных слов в «Экспресс газете».
Поставленные цели привели к следующим задачам:
· рассмотреть понятие "Стилистически маркированная лексика";
· описать использование разностильной лексики в публицистической речи;
· классифицировать типы маркированных слов в «Экспресс газете».
ВВЕДЕНИЕ. 2
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. 3-5
СТИЛИСТИКА И ПРЕДМЕТ СТИЛИСТИКИ. 6
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА. 7-9
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. 10
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА. 11-12
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА. 13-14
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНО ОКРАШЕННАЯ ЛЕКЕСИКА. 15
ХАРАКТЕРИСТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВА. 16-17
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 18-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23
Прежде чем приступить к рассмотрению стилистически маркированной лексики на страницах современных изданий целесообразно уточнить понятие самой стилистики, ее предмета.
В настоящее время стилистику обычно определяют как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения (М. Н. Кожина), то есть как науку о стилях языка и закономерностях его функционирования в разных стилях.
В стилистике прежде всего изучают:
1. Выразительные возможности и стилистические средства языка, языковых единиц различных уровней - фонетических, лексических, синтаксических и т. д.
2. Стилистическое значение и окраску языковых единиц.
3. Закономерности употребления (функционирования) языка в разных сферах и ситуациях общения.
4. Особенности организации речи, специфичные для каждой из этих сфер.
В рамках общей стилистики выделяют четыре основных направления:
1. Стилистика ресурсов или средств, которая изучает стилистические возможности языковых единиц разных уровней: что есть стилистически важного, значимого на каждом языковом уровне. Это "описательная стилистика, характеризующая стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций. Один из центральных объектов этой науки - стилистическая синонимия языка (М. Н. Кожина).
2. Функциональная стилистика. Она исследует закономерности функционирования языка в той или иной сфере общения, специфику и речевую системность функциональных стилей и т. п. Это одно из центральных направлений в современной стилистике.
3. Наука о стилях художественной литературы, рассматривающая взаимодействие языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии и имеющая в основном лингволитературоведческий характер (В. В. Виноградов).
4. Практическая, или нормативная стилистика. Предметом ее изучения являются стилистические нормы употребления единиц языка во всех функциональных стилях. Она рассматривает целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения и конкретных его целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и т. п.
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА.
В языке обычно выделяют четыре основных уровня: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. Языковые единицы каждого из этих уровней могут быть либо стилистически нейтральными, либо стилистически окрашенными. В данном случае рассматриваются только единицы лексического уровня.
1. Стилистически нейтральные единицы (средства, ресурсы) языка - это единицы, которые могут свободно использоваться в различных сферах, стилях и условиях общения, не привнося в высказывание особого стилистического признака, например: дом, рука, читать, говорить, легкий, красивый и т. п. Они имеют повсеместное распространение, их употребление ничем не ограничивается. В этом случае обычно говорят о языковых единицах нулевого (или нейтрального) стилистического уровня.
2. Стилистически окрашенные единицы (средства, ресурсы) языка - это единицы, обладающие стилистической окраской, выявляемой на фоне нейтральных единиц.
Что же такое стилистическая окраска?
Под стилистической окраской языковой единицы понимают дополнительные (коннотативные) к ее основному (номинативному, предметно-логическому и грамматическому) значению эмоционально-оценочные, экспрессивные и функциональные свойства. Эти свойства ограничивают употребление единиц языка определенными сферами, стилями, жанрами и условиями общения (ситуацией) и тем самым несут стилистическую информацию. Стилистически окрашенные единицы не могут употребляться повсеместно, а только в определенных условиях.
Обычно говорят о двух (или трех - с учетом нулевого) стилистических уровнях: положительном и отрицательном, что можно представить в таблице стилистических парадигм.
Выделяют два типа стилистической окраски: функционально-стилистическую и эмоционально-оценочную. Рассмотрим их подробнее.
1. Функционально-стилистическая (стилевая) окраска. Она обусловлена регулярным употреблением той или иной единицы языка в определенном функциональном стиле языка. Это приводит к тому, что и сама данная единица языка (слово и т. п.) получает окраску, отпечаток той сферы или стиля, в которой оно обычно встречается, т. е. слово несет на себе окраску деловой, официальной, научной, публицистической и т. п. речи (например: социальный - публицистическое, синхрофазотрон - научное, дебет - деловое).
Это окраска слова особенно ярко проявляется в "чужих" для него контекстах: книжные слова в разговорной речи, разговорные - в книжной и т. п. Иногда это свойство специально используется писателями в определенных художественно-выразительных целях, чаще всего - иронических, юмористических, каламбурных и т. д. Однако неосознанное, неспециальное употребление стилистически окрашенного слова в несвойственном ему функциональном стиле является ошибкой, иногда достаточно грубой, искажающей сам смысл высказывания.
Вот примеры употребления разговорных слов в книжно-письменной сфере:
- Руководители общественного питания города хлопочут о том, чтобы расширить обеденный зал.
- Держатель электрода можно изготовить из деревяшки.
- По сути дела нам без передыха предстоял второй длинный рейс.
- Мы усекли все указания и подключились к работе.
Все эти слова (хлопотать, деревяшка, передых, усечь) несомненный факт русского языка. И где-то в быту, в непринужденной, фамильярной речи они вполне могут быть использованы. Здесь же их употребление является стилистической ошибкой, довольно распространенной в речи малограмотных русских людей.
Ошибки противоположного характера, когда книжные слова попадают в обычную разговорную речь, столь же неуместны:
- Я вручил тебе билет? (Разговор двух мальчиков.)
- Химия связана с сельским хозяйством неувядаемыми узами.
- После двух шахматных туров впереди шествуют российские гроссмейстеры.
- В летнее время в городе не был налажен полив воды.
Как видно из этих примеров, часто бывает очень важно не только знать и понимать основной смысл слова, но и учитывать условия его употребления.
2. Эмоционально-оценочная (стилистическая) окраска. Если функционально-стилистическая окраска окрашивает само слово как языковую единицу, то при помощи слов с эмоционально-оценочной окраской осуществляется "окраска" самих обозначаемых объектов, выражается отношение к ним, производится их оценка и т. п. Эта окраска органически свойственна языковой единице, неотделима от ее значения. Она проявляется в любой сфере использования этой единицы, в самых минимальных контекстах и даже изолированно. Так, сниженную (отрицательную) окраску имеют слова: губошлеп - человек с большими отвислыми губами и непонятно говорящий; шалопай - бездельник, любящий пошалить; чмокать - целовать.
С другой стороны, возвышенную (положительную) окраску находим в словах: стяг - знамя; грядущий - наступающий, будущий; парить - устремляться к возвышенным мыслям, чувствам.
Слова с эмоционально-оценочной окраской иногда очень трудно переводить на другие (даже родственные) языки, так как они часто обладают ярким национальным колоритом. Так, практически никогда не возникает трудностей при переводе нейтрального глагола упасть, допустим, в предложении: он споткнулся и упал в грязь. Но перевод в том же самом предложении ряда его эмоционально-оценочных синонимов (шлепнуться, бухнуться, шмякнуться, брякнуться и т. п.) вызывает определенные затруднения и далеко не всегда бывает равноценным. Так же обстоит дело и с переводом двух очень близких по своему значению предложений: Мне весь день очень хотелось позвонить ей и Меня весь день так и подмывало позвонить ей.
Неуместное употребление слов с эмоционально-оценочной окраской также ведет к стилистической ошибке: например, писакой можно назвать только плохого писателя, явно выражая пренебрежительное к нему отношение. Поэтому совершенно неуместными будут выражения типа известный писака (только утрируя, иронизируя и т. п.). Слово рифмоплет также имеет ярко выраженную сниженную окраску, проявляющуюся при сравнении с нейтральным синонимом поэт.
Приведем несколько примеров неправильного употребления слов с эмоционально-оценочной окраской.
"Ковалев - поборник (экономит горючее) экономии горючего".
"Сорок лет трудился на посту (работал) слесаря-сантехника В. Н. Крылов".
"Механизаторы завалили (не справились с) уборку урожая".
Необходимо отметить, что разграничение функционально-стилистической и эмоционально-оценочной окрасок проводится прежде всего в научно-познавательных целях и носит абстрактный характер, то есть характер отвлечения их как друг от друга, так и от других сторон (свойств) слова. В реальной же речевой действительности слово всегда предстает перед нами в единстве своего формального, функционального и содержательного своеобразия; в единстве фонетической, грамматической, морфологической, словообразовательной синтаксической, лексико-семантической и стилистической сторон. Очень часто в нем одновременно проявляются и оба рассмотренные выше вида стилистической окраски. Слово, таким образом, может быть одновременно охарактеризовано и с функционально-стилистической, и с эмоционально-оценочной точек зрения. При этом, если под стилистической окраской в общем виде подразумевать только коннотативные элементы содержания слова, эмоционально-оценочная окраска слова обычно как бы наслаивается на его функционально-стилистическую окраску, а не наоборот. Следовательно, эмоционально-оценочной окраской обладают только слова с той или иной функционально-стилистической окраской, не нейтральные (не межстилевые) в этом отношении. Кроме того, в русском языке, как и в других языках, существуют особые группы слов, выражение эмоционально-оценочного значения в которых происходит не при помощи их стилистической окраски (коннотаций, дополнительных оттенков, накладывающихся на собственно предметно-логическое значение слова), а за счет самого их понятийного содержания: добрый, хороший, плохой, злой. Но это явление уже принципиально иного уровня, и говорить о стилистической окраске таких слов просто не имеет смысла - они всегда стилистически нейтральны, хотя и могут быть использованы в стилистических целях, так могут быть в них использованы и все другие стилистически нейтральные единицы языка. Так как нами рассматривается только стилистически окрашенная лексика русского языка, то подобные слова оказываются вне предмета настоящего разговора.
С другой стороны, слова функционально-стилистически окрашенные могут и не иметь эмоционально-оценочной окраски - это слова специальные, терминологические, номенклатурные и т. п.
Поясним сказанное на примере.
Глагол говорить в русском языке является общеупотребительным нейтральным словом, т.е. он свободно употребляется во всех социальных, территориальных и функциональных разновидностях русского языка.
Существительное говорение может быть охарактеризовано прежде всего как специальное, терминологическое слово разных областей науки (физиологии, психологии, языкознания и т. д.), в связи с чем оно свободно употребляется в научном функциональном стиле и ограниченно (лишь в специальных условиях) в других сферах национального языка. Никакой эмоционально-оценочной окраской это слово не обладает и никакого эмоционально-оценочного значения не выражает.
Глагол вещать в значении "говорить" имеет два эмоционально-оценочных оттенка - высокий и иронический, накладывающиеся (дополняющие) на его предметно логическое содержание и книжную функционально-стилистическую окраску, что и определяет характер и возможности его употребления в речи. В значении "передавать для слушания по радио" это слово может быть охарактеризовано как публицистическое, специальное и т. п. с функционально-стилистической точки зрения и как нейтральное с точки зрения эмоционально-оценочной, т. е. сфера употребления слова определяется в этом случае только его функционально-стилистическими свойствами.
Словосочетания типа говорить хорошо (плохо, смешно и т. п.) индифферентны к стилистической окраске, хотя и являются непосредственными наименованиями оценок (впрочем, как и все качественные слова и словосочетания). Употребление таких выражений ничем(в стилистическом отношении) не ограничено, и они должны рассматриваться в одном ряду со всеми другими стилистически нейтральными единицами языка.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА.
Предметом рассмотрения здесь будет функционально-стилистически окрашенная лексика русского языка, т. е. речь пойдет о словах, имеющих ту стилистическую окраску, которую они приобретают в результате преимущественного употребления (функционирования) в той или иной сфере языка, в том или ином его функциональном стиле. Обычно эти два аспекта (сфера и стиль употребления) в учебной литературе принято разграничивать, причем основное внимание уделяется характеристике лексики функциональных стилей литературного языка, понимаемых в широком смысле. Однако думается, что студенты-журналисты должны обладать более широкими знаниями в области функционально-социальной структуры русского национального языка (его сфер, вариантов и т. п.) и его лексического состава, тем более что нет никаких принципиальных преград для совместного рассмотрения указанных аспектов. В пользу такого подхода свидетельствуют и группировки стилистических помет, принятые в толковых словарях (см. ниже).
При изучении русского национального языка в полном объеме на фоне стилистически нейтральных общеупотребительных слов (небо, писать, красивый, громко и т. п.) выделяются две большие группы:
Информация о работе Стилистически маркированная лексика на страницах газет