Стиль работы В.А. Гиляровского-репортера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала этот жанр. В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение исторического опыта отечественной журналистики в освещении сенсационных фактов, анализ творческой деятельности выдающихся репортеров. Среди признанных мастеров жанра репортажа одно из первых мест по праву принадлежит Владимиру Алексеевичу Гиляровскому, которого еще при жизни называли «королем репортеров». Оперативный репортаж о сенсационном факте стал визитной карточкой Гиляровского и принес ему известность в России и за ее пределами.

Содержание

Введение…….………..………………..……...…………………………………..3

Глава 1. Из жизни В.А. Гиляровского…………………...…………….......….5

Глава 2. Стиль работы репортёра…………………………………...…….....7

Заключение…….……………....………………………………………………..13

Список использованных источников и литературы.…………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Кр ИОЖ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации

Московский  государственный  университет  печати
им. ивана фЁдорова

Факультет издательского дела и  журналистики

Кафедра истории литературы

 

Контрольная  работа

 

по дисциплине:

История отечественной журналистики

 

 

на тему:

 

Стиль работы В.А. Гиляровского-репортера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение…….………..………………..……...…………………………………..3

 

Глава 1. Из жизни В.А. Гиляровского…………………...…………….......….5

 

Глава 2. Стиль работы репортёра…………………………………...…….....7

 

Заключение…….……………....………………………………………………..13

 

Список использованных  источников и  литературы.…………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В современных средствах  массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала этот жанр. В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение исторического опыта отечественной журналистики в освещении сенсационных фактов, анализ творческой деятельности выдающихся репортеров. Среди признанных мастеров жанра репортажа одно из первых мест по праву принадлежит Владимиру Алексеевичу Гиляровскому, которого еще при жизни называли «королем репортеров». Оперативный репортаж о сенсационном факте стал визитной карточкой Гиляровского и принес ему известность в России и за ее пределами.

Роль репортажа в  средствах массовой информации резко  возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события.

В советский период репортерское искусство Гиляровского не привлекало  значительного внимания исследователей. Одна из причин заключалась в том, что в отечественной историко-журналистской науке преобладал интерес к революционно-демократической прессе, в которой Гиляровский не принимал участия. Объективную оценку состоянию научной разработанности творческой деятельности Гиляровского дал Б.И. Есин: «К сожалению, обстоятельная научная биография журналиста еще не написана, его творчество не становилось предметом серьезного изучения. Нет удовлетворительной летописи жизни и деятельности Гиляровского» (1985).

Значительным препятствием для исследования творчества Гиляровского-репортера является труднодоступность источников. Как справедливо замечает Б.И. Есин, «до сих пор огромный пласт газетного творчества журналиста, большое число его репортажей остаются недоступными исследователю, ибо многие из них печатались анонимно». К этому следует добавить, что богатейший архив Гиляровского с рукописями материалов погиб во время пожара на его даче.

Исследователи творческой деятельности В.А. Гиляровского сосредотачивали внимание на биографических подробностях незаурядной личности, его литературных трудах, исторических разысканиях. Таковы монографии В.В. Гуры «Жизнь и книги дяди Гиляя» (1959), Н.И. Морозова «Сорок лет с Гиляровским» (1963), В.М. Лобанова «Столешники дяди Гиляя» (1972), Е.Г. Киселевой «Рассказы о дяде Гиляе» (1983) и др. В «Библиографическом указателе диссертаций по журналистике 1990-2008» Л.Г. Фещенко (2010) значится единственная диссертация Л.Н. Павловой на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Жанровое своеобразие очерков В.А. Гиляровского» (2002). Как и в ранее названных работах, в ней исследуется литературное творчество писателя.

Наибольший интерес  в связи с поставленной проблемой  представляет исследование Б.И. Есина «Репортажи В.А. Гиляровского» (1985). Автор предпринял, по собственному признанию, попытку «создать документированный обзор-очерк его журналистской деятельности в московских газетах» и особое внимание уделил репортажам. Ценность работы Б.И. Есина заключается не только в характеристике творческого участия журналиста в «Московском листке», «Русских ведомостях» и «Русском слове», но и в публикации текстов 24 репортажей, взятых непосредственно из газет.

Творческая деятельность Гиляровского-репортера и непосредственно с ней связанная работа в созданном им рекламном агентстве, спортивном журнале, а также его автобиографическая проза, раскрывающая лабораторию этой деятельности, заслуживают специального рассмотрения.

 

 

Глава 1. Из жизни В.А. Гиляровского

 

«Гиляровский, как многие из нас сегодня, человек двух эпох. Он родился в середине. XIX столетия, а ушел в вечность в 1935-м. Но душа его целиком и полностью оставалась в дореволюционной Москве. Описания той столицы до боли похожи на самые современные репортажи о жизни нашего мегаполиса»

Константин  Кедров

 

Владимир Алексеевич Гиляровский родился 8 декабря (26 ноября) 1853 года (по другим сведениям - 1855 года) на хуторе в Вологодской губернии. Его отец был помощником управляющего лесным имением.

В 1860 году семья переехала в губернский город Вологду, где отец получил место чиновника. В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс вологодской гимназии и в первом же классе остался на второй год. В гимназии он начал писать стихи и эпиграммы на учителей, переводил стихи с французского. Во время учебы в гимназии два года изучал цирковое искусство: акробатику, джигитовку и т.д.

В июне 1871 года после неудачного экзамена Гиляровский без паспорта и денег сбежал из дома. В Ярославле  он стал бурлаком, потом работал крючником в порту. Учился в юнкерском училище. После исключения из училища сделался истопником, работал на белильном заводе купца Сорокина в Ярославле, был пожарным, работал на рыбных промыслах, потом табунщиком в Царицыне, выступал наездником в цирке в Ростове.

В 1875 году начал работать актером в театре: выступал на сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и т.д.

Летом 1877 года Гиляровский  добровольно вступил в солдаты  и воевал на Кавказе. Служил в разведке, был награжден Георгиевским крестом. Все это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Отец хранил рукописи сына. Первое стихотворение Гиляровского было напечатано в Вологде в 1873 году.

В 1881 году Владимир Гиляровский  поселился в Москве и работал в театре Бренко.

Осенью 1881 года он бросил театр и занялся литературой. Около года Гиляровский писал  статьи для различных периодических  изданий: сначала он печатался в "Русской газете", с 1882 года работал  репортером в "Московском листке", в 1883-1889 годах –  в "Русских ведомостях". Печатался в газетах "Русская мысль",  "Петербургский листок", "Новое время", "Муравей", "Оса", "Русское слово" и других изданиях. В 1889-1891 годах Гиляровский  числился штатным сотрудником в газете "Россия". Он стал одним из лучших в этой области, отчего получил своеобразный титул "короля репортеров". Писал репортажи о самых заметных и нашумевших событиях в столице. 

Первыми рассказами Гиляровского были "Человек и собака" и "Обреченные" (1885).

В 1887 году Гиляровский подготовил для печати свою книгу "Трущобные люди", но книга была запрещена цензурой, и весь тираж был сожжен в Сущевской полицейской части Москвы. Рассказы из нее вошли в более поздние сборники писателя "Негативы" (1900) и "Были" (1909). В 1894 году Гиляровский издал сборник стихов "Забытая тетрадь".

Владимир Алексеевич продолжал  работать репортером в "Русских ведомостях", писал репортажи с Дона, из Албании, статьи о Русско-японской войне. После  Октябрьской революции Гиляровский  писал для газет "Известия", "Вечерняя Москва", "Прожектор", "Огонек". В 1922 году он издал поэму "Стенька Разин".

Гиляровский был самым известным  и признанным знатоком Москвы: изучал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно" –  Хитровку, приют нищих. Его "визитной карточкой" стала книга "Москва и москвичи" (1926), в которой писатель подробно, правдиво и увлекательно рисует жизнь Москвы 1880-1890-х годов: рынки и трущобы, книжные магазины и трактиры, улицы и бульвары, людей искусства, торговцев, чиновников и т.п.

В конце жизни Гиляровский обратился  к мемуарам, вспоминая о своих  многочисленных встречах с великими людьми в книгах "Мои скитания" (1928 год), "Записки москвича" (1931 год), "Друзья и встречи" (1934 год).

В старости Гиляровский почти полностью ослеп, но продолжал писать.

Владимир Гиляровский скончался 1 октября 1935 года в Москве и был  похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Глава 2. Стиль работы репортёра

 

Не окончив гимназии, Владимир Гиляровский почти 10 лет  бурлачил на Волге, работал крючником, пожарным, объездчиком диких лошадей, циркачом, актером… А когда началась Русско-турецкая война 1877-1878 годов, добровольно пошел на военную службу и был награжден за храбрость Георгиевским крестом. 

В журналистике Владимир Гиляровский начал себя пробовать еще во время скитаний, но профессионально на этом поприще стал работать, поселившись в Москве в 1881 году. Сначала около года писал статьи для различных периодических изданий, с 1882-го сотрудничал как журналист в газете «Московский листок». Привычка все замечать и отмечать в событиях самое характерное вкупе с природой данным журналистским «бзиком» сделали Гиляровского одним из лучших репортеров столичной прессы. Он блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское «дно». Остановимся на его деятельности подробнее.

Осенью 1881 г., вернувшись с  театральных гастролей по России, Гиляровский впервые приобщился к профессиональной работе журналиста-газетчика - несколько мелочей в «Русской газете», а со следующего года - уже постоянный репортер только что открытой Н.И. Пастуховым газеты «Московский листок» с оплатой по 5 коп. за строку. Журналисту вменялось в обязанность знать все, что происходит в Москве и ее окрестностях. Пастухов был и первым наставником Гиляровского: знакомил его с Москвой, Подмосковьем, миром преступников и бродяг, официальными лицами московской полиции, у которых можно было получить сведения о происшествиях.

Гиляровский, уже имея немалый  жизненный опыт и будучи человеком  физически выносливым, увлекся этой работой. В поисках материала репортер пешком ходил за Даниловку, Марьину Рощу и другие по тем временам окраины, изучал городские трущобы.

Издатель газеты Пастухов был дотошным на правду сообщений, правду подробностей происшествий, которые могли бы заинтересовать средне-обывательскую публику. И Гиляровский выработал в себе обязательные качества - правдивость, оперативность, высокую осведомленность. Он составил круг надежных источников дополнительной информации, выходившей за рамки сведений официальных городских, полицейских и прочих учреждений. Недаром впоследствии Гиляровский не раз посмеивался над полицией, заявляя: «...мои агенты лучше ваших». У него везде появились знакомые: сторожа на вокзалах, писцы в канцеляриях, обитатели трущоб, трактирщики, кустари, гостиничная прислуга, охотники, пожарные… Они оперативно сообщали ему, где что случилось. Впрочем, Гиляровский старался сам побывать на месте каждого значительного происшествия и имел даже специальное разрешение ездить на пожарных обозах.

Оперативность репортера ярко иллюстрирует следующий  случай. Было это в 1885 г. В поисках  сенсации журналист «Голоса Москвы»  В.Дорошевич узнал, что в сарае  при железнодорожной будке близ Петровско-Разумовского зарезали сторожа  и сторожиху. Полный надежд дать новинку, он пешком бросился на место происшествия. Отмахав верст десять по июльской жаре, он застал еще трупы на месте. Сделав описание обстановки, собрав сведения, он попросил разрешения войти в будку, где судебный следователь производил допрос.

«Я обратился  к уряднику, - вспоминал Дорошевич, - караулившему вход, с просьбой доложить следователю обо мне, как вдруг отворилась дверь будки, из нее быстро вышел кто-то - лица я не рассмотрел - в белой блузе и высоких сапогах, прямо с крыльца прыгнул в пролетку, крикнул извозчику, лихач помчался, пыля по дороге. Меня принял судебный следователь Баренцевич, которому я отрекомендовался репортером: «Опоздали, батенька! Гиляровский уже был и все знает. Только сейчас вышел... Вон едет по дороге!» Я был оскорблен в лучших своих чувствах...».

Весной 1883 года Гиляровский снова уехал на гастроли с театром В. Андреева-Бурлака, а осенью, по возвращении из поездки, становится сотрудником газеты «Русские ведомости», решившей улучшить свою репортерскую часть. «Я вел городские происшествия и в случае катастрофы, эпидемии или лесных пожаров командировался специальным корреспондентом», - вспоминает Гиляровский. Бродяжничество, писал он, «я сменил на обязанности летучего корреспондента, вездесущего столичного репортера».

День был заполнен до предела: «Днем завтракаешь в  «Эрмитаже», ночью, добывая материал, бродишь по притонам Хитрова рынка. Сегодня, по поручению редакции, на генерал-губернаторском рауте, а завтра едешь осматривать задонские зимовники, занесенные снегом табуны... Рубинштейн дирижирует в Большом театре на сотом представлении «Демона», присутствует вся Москва в бриллиантах и фраках, - я описываю обстановку этого торжественного спектакля, а через неделю уже Кавказ... А через месяц Питер... И опять курьерский поезд, опять мечешься по Москве, чтобы наверстать прошедшую прогульную неделю».

Редакция ценила его, платила ему, кроме обычного гонорара 5 коп. за строку, 100 руб. в месяц  и оплачивала отдельные расходы  на командировки. Заработок журналиста составлял 300 руб. в месяц. «В те годы, - вспоминает Гиляровский, - я занял в «Русских ведомостях» солидное положение и, кроме репортерства, печатал статьи и фельетоны».

В 80 - 90-е годы имя Гиляровского становится популярным и часто мелькает на страницах  газеты, появляясь то в хронике, то в объявлениях по поводу открытой журналистом в 1896 г. конторы по приему объявлений во все газеты. Печатаются очерки, репортерские отчеты, рассказы Гиляровского. 

Информация о работе Стиль работы В.А. Гиляровского-репортера