Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 00:22, творческая работа
У замечательного польского писателя Юлиана Тувима есть блестящее эссе — соображения по поводу оперетты в состоянии замшелого и комичного упадка. В этом эссе от души достается всем разновидностям искусственности, которые пытаются подменить искусство, — и вымученному сюжету (“отец не узнает свою дочку, потому что она надела другие перчатки”), и исполнителям-бабушкам, которые мужественно продолжают играть девушек, и чудовищному стихотворному тексту, кое-как втиснутому в музыкальный размер. Один пример просто незабываем.
У замечательного польского писателя
Юлиана Тувима есть блестящее эссе
— соображения по поводу оперетты
в состоянии замшелого и
Давно что-то нету ее уж нас средь
Это уникальное двустишие — красный
сигнал светофора для каждого, взявшегося
сочинять рекламу в стихах. Вот
она — смертельная угроза, поджидающая
стихотворный текст там, где ему
отводится вспомогательная
Профессиональный поэт в принципе не воспринимает
стихи как форму, в которую можно втиснуть
нечто. Для поэта стих органичен, это его
язык, на него он свободно способен переводить
визуальные и смысловые образы. Поэтому
и рекламная задача не представляет для
поэта никакой угрозы. Его стихи не станут
уродливыми из-за прагматической нагрузки.
И профессиональная рекламная частушка
так же полноценна, как лирическая поэма.
Но, к сожалению, русская реклама за свои
сто с лишним лет лишь единожды широко
прибегала к услугам профессионального,
более того — великого поэта. Который,
кстати, нисколько не стеснялся своих
рекламных опытов. И не скрывал своего
имени. Поэтому мы точно знаем, что автор
самой удачной русской стихотворной рекламы
— Маяковский.
Каждому нужно
Обедать и ужинать.
Где?
Нигде кроме
Как в Моссельпроме.
Любым папиросам
Даст фор
Герцеговига Флор.
Дождик, дождь, впустую
льешь,
Я не выйду без галош.
С помощью Резинотреста
Мне везде сухое место.
Здесь, во-первых, блестяще решена главная
функциональная задача рекламного стихотворного
текста — здесь зарифмована торговая
марка. Причем, так, что помнится уже
70 лет. Здесь нет лишних слов. Текст
абсолютно откровенен и лишен
жеманства. И, наконец, здесь соблюден
истинно рекламный пафос. Текст
агрессивен не только по сути, но и ритмически.
Кстати, вопреки распространенному заблуждению,
Маяковский начал заниматься рекламой
задолго до октябрьской революции. Так,
например, во время первой мировой войны
был объявлен “Военный 5,5% заем” (“Цель
займа — ускорить победу над врагом”).
Существовали рекламные комиксы по поводуэтого
займа, текст к которым писал Маяковский:
В славном лесе августовом
Битых немцев тысяч сто вам.
Враг изрублен, а затем он
Брошен плавать в синий Неман.
Увы, у русского человека свои, особые отношения со стихами. Примеры великих не заставляют нас задуматься, но коварно вдохновляют на собственные подвиги.
Я — поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик.
Дембельские альбомы, песенники, галстуки,
расписанные на прощанье в пионерских
лагерях, стихи “по случаю”, берущие
начало в девичьих альбомах прошлого
века, — все это всегда составляло
часть культурного поля не очень
культурного человека, домашние радости
среднего класса.
Но этот милый продукт совершенно справедливо
не выходил за пределы домашних стен, в
лучшем случае — служебных “капустников”.
И вдруг случилось ужасное: он хлынул —
вместе со всеми своими кривыми рифмами,
страстью переделывать давно известное
“на злобу дня”, дикой эклектикой семантических
рядов — в рекламу.
Не секрет, что на заре своего существования
реклама временно становится прибежищем
непрофессионалов и неудачников в своей
профессии. Профессионалы появляются
чуть позже, смыкают свои ряды, и “художественная
самодеятельность”, не выдержав конкуренции,
вынуждена отступить.
Сегодня наша реклама (остановимся на
видео как на жанре, доступном наиболее
широкой аудитории) вполне профессиональна.
В ней существуют мастера и даже культовые
фигуры: режиссеры, операторы, композиторы,
художники. Меньше всего повезло тексту.
И уж совсем в сиротском положении оказался
текст стихотворный.
Что интересно: рядом с жанром “стихов
по случаю” в русской фольклорной традиции
всегда существовал куда более емкий —
и смыслово, и ритмически — жанр частушки.
Его, однако, реклама последовательно
отвергает — как “нечистый”. Хотя именно
частушка, в силу своей органичности для
русского языка и русского уха, имеет все
шансы стать самым непобедимым рекламоносителем.
Ложно понятая “литературность” заставляет
рекламистов и их заказчиков искать там,
где поиски (особенно при участии откровенно
слабых поэтических сил) бесплодны — в
области вялых стихотворных размеров,
внутри которых невозможно построить
функциональную образную систему.
Лондаколор — он удивляет
всех.
Попробуй раз, всего лишь раз,
И гарантирован успех.
Что это? Ясно, как Божий день, что авторам о своем продукте решительно нечего сказать. Так не бросовый ли продукт?
Amazing fruit — Hershey’s —
сладкая страна,
Полна радости она, —
аналогично. Не говоря уже о том, что громоздкие заморские названия вообще плохо запоминаются и с трудом находят себе рифму в русском языке. Тогда приходится или кривить душой:
Молоко вдвойне вкусней,
Если это Milky Way
(при том, что Milky Way, как известно, вовсе не молоко), или просто не рифмовать — и тогда запоминается все, кроме самого главного — торговой марки, на месте которой можно поставить любую другую:
От Парижа до Находки
Омса — лучшие колготки.
Впрочем, иногда нерусское название
может запомниться и безо всякой
рифмы. И даже безо всякого старания
рекламиста. Так сказать, от противного.
Речь шла о финской фирме по производству
мясопродуктов. Фирма называлась Porti. Для
русского уха это звучит, естественно,
как “порти!”. Текст песенки был такой:
Porti колбаски и Porti сосиски,
Porti сардельки, бекон, ветчина
Все это можно купить в магазине.
Свежесть и качество Porti всегда!
Что тут скажешь? Да и рифма —
достойная Незнайки: ветчина —
всегда. И замечательный для рекламы
пассаж “все это можно купить в
магазине”. Впрочем, этот пример —
уникальный.
Но есть и другие. Их объединяет одно (помимо
низкого стихотворного уровня) — абсолютная
необусловленность появления стихов или
песенки. Исключением является, пожалуй,
только ролик “Доктор МОМ” — заказчикам
можно посоветовать иметь в виду этот
ролик как пример профессионального подхода
к рекламной задаче. Это мини-мюзикл, где
стихотворный текст организует действие,
где песенка придумана ради образного
и ритмического внедрения торговой марки.
Чего не скажешь о других попытках в этом
жанре.
Скажем, милый мультик про жирафа, который
простудился и теперь будет лечиться средством
Себидин. Многие, наверное, запомнили жирафа,
однако название лекарства встроено в
стишок так, что не запоминается напрочь.
Но даже не это самое страшное. Детский
стишок внезапно заканчивается, прямо-таки
как реклама презерватива:
Себидин спасет не раз
Вас от всяческих зараз!
Путаница в семантических
Новый “Миф-Универсал”
Сохраняет капитал!
Иными словами. Миф-Универсал вовсе
не стиральный порошок, а по меньшей
мере финансовая компания.
Но особенно жалко выглядят попытки перефразировать
старое доброе. По иронии судьбы не повезло
как раз Маяковскому:
К маме крошка-дочь пришла...
(дочка интересуется стиральными порошками)
Отстирает порошок
Юбку и панаму.
“Эра” — очень хорошо.
Так сказала мама.
На формальном уровне нельзя не заметить, что на месте “Эры” с успехом мог стоять, например, “Лотос”. А в целом мы имеем дело — и не только здесь — с вопиющей пошлостью, с запредельным снижением эстетической и этической планки. Недалек тот день, когда мы увидим и услышим:
Мороз и солнце! День чудесный
Достань прокладки, друг прелестный! —
и никто не вздрогнет.
Что поражает: мы, народ глубоко вербальной
культуры, народ, бесконечно доверяющий
Слову, и особенно — стихотворному слову,
смотрим сквозь пальцы на самый факт рекламных
стихов “второй свежести”. А они потихоньку
становятся частью массовой культуры,
пробираясь к нам из радио и телевизора,
размывая вкусовые и этические критерии.
Равнодушие заказчиков к этой составляющей
их рекламы просто удивительно. По требованию
заказчика многократно переделывается
сценарий ролика, переделываются эскизы,
меняются исполнители — а несчастный
стишок так и остается без изменений на
совести автора.
Как ни странно, мы редко говорим о гуманитарной
ответственности рекламиста, выходящего
на широкую аудиторию. В то время как очевидно,
что рекламный продукт решает не только
функциональные задачи. Тиражируясь, он
оказывается частью культурного поля.
И стыдно не задумываться о том, что мы
в этом поле посеем.
Справедливости ради надо заметить, что
у низкого качества стихотворной рекламы
имеется еще одна, технологическая причина
— абсолютное отчуждение продукта от
создателя. Сочинитель песенки зачастую
не знает ни картинки, ни даже музыки. Ему
просто диктуют по телефону “рыбу” (та-та-та-та),
в результате чего он в принципе не может
создать нечто вполне адекватное. Но что
бы он ни создал — оно все равно остается
анонимным — автор стихотворного текста
не упоминается нигде и никогда, что явно
не способствует чувству ответственности.
И не способствует тому, чтобы заказчик
мог ориентироваться — кому и что заказывать.
Поэтому: автора! Мы коснулись здесь далеко
не всех проблем стихотворной рекламы.
Но, думается, авторство (объявленное хотя
бы в узком профессиональном кругу) —
первое лекарство “от всяческих зараз”.