Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:05, реферат
Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике термином "сюжет" обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли "фабулой", а то, как эти события изображены автором - "сюжетом". По их истолкованию, если фабула определяет развитие самих событий в жизни персонажей, то сюжет представляет собой порядок и способ сообщения о них автором.
Сюжет и фабула в произведении.
1. В литературном
произведении под сюжетом
Понятие сюжета тесно
связано с понятием фабулы произведения.
В современной русской
Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века, и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов "сюжет" и "фабула" в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.
Существует также точка зрения, что понятие "фабула" самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями "сюжет", "схема сюжета", "композиция сюжета".
Фабула – событийная основа произведения, отвлекаемая от конкретных художественных деталей и доступная внехудожественному освоению, пересказу. Сейчас в науке принято такое разграничение: фабула служит материалом для сюжета, т.е., фабула как совокупность событий и мотивов в их логической причинно-следственной связи; сюжет как совокупность тех же событий и мотивов в той последовательности и связи, в которой о них повествуется в произведении в художественной последовательности и во всей полноте образности.
Таким образом, сюжет
художественного произведения является
одним из важнейших средств обобщения
мысли писателя, выраженной через
словесное изображение
Необходимо отметить,
что о соотношении фабулы и
сюжета принято говорить в основном
применительно к эпическому произведению.
Поскольку в классической драме
прямое слово автора в драматургическом
тексте незначительно, то и сюжет
драматического произведения максимально
приближен к фабульному ряду. Фабула
может пониматься как материал, предшествующий
композиции пьесы, или как уже
структурированные события
В основе внутренней организации сюжета, такой как определенная последовательность хода и развертывание действия лежит конфликт, то есть определенное противоречие в отношениях между героями, проблема, которая очерчивается темой произведения и, нуждаясь в своем решении, мотивирует то или другое развитие действия. Конфликт, который появляется в произведении как движущая сила его сюжета и звено, которое совмещает сюжет и фабулу произведения с его темой, может отражаться в литературоведении и другими, синонимическими ему терминами: коллизия или интрига. Литературный конфликт в его специфической форме принято называть интригой или коллизией. При этом иногда различают их между собой в том отношении, что под интригой понимают столкновение личного значения, а под коллизией - столкновение общественного значения. Однако, ввиду того, что личные и общественные противоречия переплетаются, сливаясь в одно целое, в значении литературного конфликта чаще всего употребляется термин "коллизия" а под интригой понимают запутанность, событийную усложненность сюжета.
В большинстве сюжетов классических произведений ход событий в большей или меньшей степени соответствует жизненной логике развития событий. В основе таких сюжетов лежит, как правило, конфликт, поэтому расположение и взаимосвязь событий в сюжете определяются развитием конфликта.
Сюжет, основанный на конфликте, может включать следующие компоненты: экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку действия. Следует подчеркнуть, что наличие всех компонентов сюжета вовсе не обязательно. Отдельные его компоненты могут отсутствовать. Это зависит от художественной задачи, поставленной писателем.
Экспозиция — наиболее статичная часть сюжета. Ее цель — представить некоторых персонажей произведения и обстановку действия. Основное сюжетное действие в экспозиции еще не начато. Экспозиция лишь мотивирует действия, которые произойдут впоследствии, как бы проливает на них свет. Заметим, что от экспозиции не следует ожидать знакомства со всеми героями. В ней могут быть представлены второстепенные лица. Иногда именно появление главного действующего лица завершает экспозицию и является завязкой действия.
Обстановка действия,
представленная в экспозиции, совсем
не обязательно сохраняется в
ходе сюжета. "Единство места" —
канон классицистической пьесы
— практически не соблюдается
в романтических и
В экспозиции нередко используется повествовательный прием, который называется предысторией.
Завязка действия — событие или ряд событий, которые дают толчок основному действию. Именно в завязке действия резко меняется положение персонажей, между ними могут возникнуть противоречия. Нередко завязкой действия становятся вполне обычные ситуации: приезд или отъезд действующего лица, знакомство, встреча, сообщение о чем-либо или разговор.
Развитие действия — наиболее протяженная и сложная для анализа часть сюжета. В развитии действия реализуется конфликт, если он есть в произведении. Если конфликт отсутствует, то развитие действия складывается из хроники событий, действий, поступков персонажей.
Если сюжет основан на конфликтных отношениях, то в развитии действия напряженность между конфликтующими сторонами нарастает. В процессе анализа целесообразно проследить именно этот аспект сюжета, не стремясь выявить абсолютно все события. Для того чтобы правильно определить границы развития действия, необходимо точно установить завязку действия и тот момент, в который действие достигает наивысшего напряжения.
Кульминация — высшая точка в развитии действия, в которой конфликт достигает наивысшей остроты и напряжения. После кульминации действие неизбежно идет на спад, так как конфликт оказывается исчерпанным. Кульминация — поворотный момент в отношениях между противоборствующими сторонами. Как правило, после кульминации изменения конфликтующих сторон становятся неизбежными. Кульминацией нередко являются объяснение героев или дуэль.
В сюжетах хроникального типа кульминация либо слабо выражена, либо полностью отсутствует.
Развязка действия
— завершающая часть сюжета, следующая
после кульминации. В развязке действия
обычно выясняется, как изменились
отношения между
Нередко для того,
чтобы разрушить стереотип
Иногда развязка действия представляет собой последующую историю одного или нескольких персонажей. Это повествовательный прием, который используется для сообщения о том, как сложилась жизнь персонажей после завершения основного действия.
В отдельных случаях сюжетное построение произведения может устанавливаться введением в ней, так называемых вставных эпизодов, которые обычно даются в форме рассказа одного из героев произведения об определенных жизненных событиях, которые к изображаемому в самом произведении действию не имеют непосредственного отношения. Не мотивируя прямо развитие действия, подобные эпизоды имеют своей цель пролить свет на отдельные сюжетные звенья, выступая в роли таких аналогий изображаемому действию, которые заостряют ее конфликтную суть.
Конфликт – противоречие
как принцип взаимоотношений
между образами художественного
произведения. Конфликт стал отличительной
чертой драмы и театра. Драматургический
конфликт проистекает из столкновения
антагонистических сил драмы. Чаще
всего конфликт выступает в виде
коллизии, т.е. в виде открытого противостояния
между противоборствующими
Конфликт возникает, когда персонаж, добиваясь своей цели, противостоит другому персонажу, сталкивается с психологическим, нравственным или фатальным препятствием. Исход же конфликта неизбежно связан с пафосом произведения: он может быть комическим, т.е. примирительным или трагическим, когда ни одна из сторон не может пойти на уступки, не понеся урона. Приблизительную теоретическую модель всех мыслимых драматических ситуаций, определяющих характер театрального действия, можно было бы определить следующим образом:
-соперничество двух персонажей по экономическим, любовным, нравственным, политическим и др. причинам;
-конфликт двух
мировоззрений, двух
- конфликт интересов индивидуума и общества;
- нравственная или
метафизическая борьба
Конфликт чаще всего
реализуется в форме словесной
дуэли, в словесной борьбе с аргументами
и контраргументами, здесь же уместен
и монолог для изложения
2. Мотив, вслед за А. Н. Веселовским, в общем виде определяют как повторяющийся элемент фольклорного и литературного повествования.
В наше время
категория мотива оказывается
в центре внимания не только
фольклористов, но и
Самую категорию
повествования мы трактуем
С одной стороны,
изложенные события можно увидеть
с точки зрения причинно-следственных
и пространственно-временных