Функции журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:29, реферат

Краткое описание

Управление нашим сознанием и поведением человека массовой информации, формирование картины действительности, а так же представлений о «желаемом будущем» и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и.т.д. – все это функциональные задачи журналистики на современном этапе. И это естественно: от информационной природы журналистики прямой путь именно к вопросу о функциях журналистики, так как именно через функции характеризуется место и роль в жизни любого предмета, явления или вида деятельности.
Функции – (лат. Function «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность её обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. Говоря о разнонаправленности функции журналистики, можно сказать следующее:
Разнонаправленность связана с присущим каждому участнику массово-информационной деятельности представлениями об объективных потребностях развития, в том числе об информационных потребностях его аудитории и находящихся в поле его внимания. Потребности людей определяются необходимостью в информационном обеспечении Наиболее полное информационное обеспечение их жизнедеятельности и составляет журналистика как социальный институт общества. Это связано законами функционирования и развития общества, которые журналисты лишь так или иначе интерпретируют в соответствии с поставленной целью. Отсюда – высокая ответственность журналистов за трактовку функций журналистики и реализацию их в соответствии с нуждами общества.

Содержание

Введение
Идеологическая функция
Коммуникативнаяфункция
Информационная функция
Культуро – формирующая функция
Рекламно справочная функция
Рекреативная функция
Непосредственно-организаторская функция
Интегративная функция
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Функции журналистики ред..doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)
 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра кинотележурналистики 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: Основы журналистики

Тема: «Функции журналистики» 
 
 
 
 

                                                                            
                       

                                        Выполнила:

                                        Жукова С.С

                                                                                                                                                                          Факультет: ФМК

                                                                                                                                                          5курса, специальность:  PR

                                                                                                                                                               Проверил:____________

                                                        
 
 
 
 
 

           

Санкт-Петербург 

                                                                        2011

         Содержание

      Введение

  1. Идеологическая функция
  2. Коммуникативнаяфункция
  3. Информационная функция
  4. Культуро – формирующая функция
  5. Рекламно справочная функция
  6. Рекреативная функция
  7. Непосредственно-организаторская функция
  8. Интегративная функция

    Заключение

    Список  литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 Введение 

Управление нашим сознанием и поведением человека массовой информации, формирование картины действительности, а так же представлений о «желаемом будущем» и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и.т.д. – все это функциональные задачи журналистики на современном этапе. И это естественно: от информационной природы журналистики прямой путь именно к вопросу о функциях журналистики, так как именно через функции характеризуется место и роль в жизни любого предмета, явления или вида деятельности.

    Функции – (лат. Function «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность её обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. Говоря о разнонаправленности функции журналистики, можно сказать следующее:

    Разнонаправленность связана с присущим каждому участнику  массово-информационной деятельности представлениями об объективных  потребностях развития, в том числе  об информационных потребностях его  аудитории и находящихся в  поле его внимания. Потребности людей определяются необходимостью в информационном обеспечении Наиболее полное информационное обеспечение их жизнедеятельности и составляет журналистика как социальный  институт общества. Это связано законами функционирования и развития общества, которые журналисты лишь так или иначе интерпретируют в соответствии с поставленной целью. Отсюда – высокая ответственность журналистов за трактовку функций журналистики и реализацию их в соответствии с нуждами общества.

      Учитывая социальное предназначение  журналистики как системы задач по информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов с их информационными потребностями, нужно рассматривать всё «пространство функций» во всём их разнообразии и взаимодействии. Это «пространство функций» очень широкое и продолжает расширяться, что связано с увеличением роли информации в жизни общества, вступающего в «информационную эру», и быстрым ростом значения массовой информации.  
 

    1. Идеологические функции

    С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина  и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Термин «идеология» обозначает учение об идеях (взглядах), а также  систему взглядов (идей).

    Для взаимоотношений с МА первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания  и прежде всего общественного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы, стремления, включая мотивацию поведенческих актов. Эта группа функций называется идеологической, социально ориентирующей.

    Идеология – это система взглядов, в которых  осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеология может быть научной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или прогрессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром её остаётся отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, ассоциаций.1

    Понятно, что в условиях  существования  множества социальных групп с их особым положением в обществе, особенностями их потребностей, интересов и стремлений, возникает множество  идейных течений, формируются различные идеологии. И между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. При этом идеологии в целом или включенные в них те или иные идеи могут быть как верными, так и неверными. Кроме того, в соответствии с интересами людей верные идеи могут считаться неверными и наоборот.

    Идеологические  представления (политические, экономические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, а следовательно, формируют и отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции. В частности, от того, как понимается такая ценность, как «справедливость», зависит реакция человека на политические и экономические программы (и характер деятельности ) тех или иных общественных сил.

    Идеологическая  ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты  массового сознания. Если «специализированное» сознание человека формируется системой специального образования (и с помощью самообразования и личностных «накоплений» в процессе работы)

      Прохоров Е.П. «Введение в теорию  журналистики» с 69 
 

    и необходимо как база профессиональной деятельности, то массовое

    сознание  – это совокупность представлений  различных социальных групп о

    мире  явлений окружающей жизни (экономической, политической, культурной и.т.д.), которые затрагивают их социальные интересы и

    сказываются на характере  их жизнедеятельности  как членов общества. Массовое сознание больших групп людей (классовых, национальных, региональных, конфессиональных, профессиональных и.т.д.) и все чаще населения стран и континентов, даже всего человечества (по глобальным вопросам жизни на земле). Объединяет людей и оказывается мощным двигателем социальной активности. Уровень сплоченности групп и наличие лидирующих сил (активистов, организаторов, политических партий) определяет меру и направленность этой активности.

    Таким образом, сущность идеологических функций  журналистики состоит в том, чтобы  постоянно способствовать росту  и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.1

    2. Коммуникативная функция

    Предварительным и обязательным условием информационного воздействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами.

Общеизвестно, что исходной функцией журналистики является коммуникативная функция (лат. Communication «путь сообщения, форма  

      Прохоров Е.П. «Введение в теорию журналистики» с 72. 

связи») – функция общения, налаживания  контакта. Эта функция эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Она заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж – МА и (или) Ж – СИ, но и происходит знакомство МА и СИ и Ж как носителем информации,  

занимающим  определённую позицию и стремящимся  проводить устраивающую (или не устраивающую) потребителя информационную политику. 

    Прочный контакт с Ж установится тогда, когда МА окажет доверие органу журналистики, признает его «своим», а СИ ощущат его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории  и действием закона. Также через  журналистику устанавливаются контакты, происходит знакомство потребителей информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ. Благодаря возможности с помощью журналистики войти в искомый и необходимый потребителю контакт и устанавливаются прочные связи Ж – МА и Ж – СИ обоюдоважного и обоюдозначимого характера. И журналистика, чутко реагируя на состояние, запросы и потребности своего «контрагента», должна постоянно корректировать характер этих связей с миром – усиливая и расширяя или, наоборот, сужая и ослабляя их. Поэтому в хорошо  отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо – отличаются характером своей «модели мира», удовлетворяя потребности своих «контрагентов»  в информации. Прочный контакт с Ж установиться тогда, когда МА окажет доверие органу журналистики , признает его «своим» а СИ ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и действием закона. Доверие и авторитет - это тот приобретенный Ж «капитал», который затем

    «конвертируется» в действенность и эффективность его деятельности.2

    3. Информационная функция

Также, в качестве важнейшей функции  журналистики следует назвать информационную функцию современных СМИ. Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением  
 

сведений, касающихся частной жизни).

 Это  всеобъемлющее право определено  Декларацией прав человека и  записано в конституциях всех  демократических государств. Причем важно подчеркнуть, что речь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах.

    Это вовсе не значит, что журналистская информация всегда и во всех случаях должна быть лишена какой-либо тональности и окраски, как вовсе не значит, что журналисты не должны иметь собственного мнения по поводу сообщаемых фактов. Все дело в том, какая задача стоит перед журналистом и какую информационную функцию в том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примера продемонстрируем это положение на деятельности телевизионных компаний.

    Программа “Время” Общественного российского  телевидения, или “Вести” Российского телеканала, или ежедневные выпуски программы “Сегодня” НТВ – это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовую аудиторию. Именно в них подавляющее большинство наших соотечественников черпают информацию  

2Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001с 38. 

    о событиях текущего дня. Здесь не место  для детального анализа и подробного комментирования тех или иных событий. Задача выпусков – максимально  точно, подробно и достоверно сообщить обо всем, что произошло за день. Сообщить только факты, по возможности не упустив ничего существенного. Анализ этих фактов, поиск причинно-следственных связей различных событий, определение перспектив и тенденций – задача других передач (например, “Зеркало” РТР, “Итоги” НТВ) и других журналистов.

    Здесь практически не встречается субъективного  изложения событийной информации, личные пристрастия журналистов остаются за кадром. На экране царит Его Величество факт, причем журналисты, как правило, первыми оказываются на месте  чрезвычайного события, стремятся к сенсационности в здоровом смысле этого слова, беспристрастно сообщают зрителям самые разные точки зрения, а в случае несовпадения – представляют мнение противоположных сторон.

Информация о работе Функции журналистики