Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:21, доклад
Англо-американский вариант типографской системы мер базируется на других единицах. Основа - королевский дюйм, который составляет 25, 4 мм.
Один англо-американский пункт равен 0, 3514 мм (1/72 королевского дюйма).
12 пунктов – 1 пика.
Удобна для оформителей. Позволяет с равным успехом применить как простую, так и ломаную верстку, облегчает процесс выпуска номера в типографии.
Позволяет четко разграничить материалы различных разделов и рубрик газеты. Полоса получает необычный вид. Но: ограничивает оформителя, вынуждая его отказаться от изменения высоты текстовых колонок. Эффективна лишь при размещении крупных статей. Неумеренное применение приводит к однообразию в оформлении.
Обычно используются смешанные варианты.
Умело сверстанная полоса выглядит привлекательно и может украсить номер. В основном используют при оформлении целевых, праздничных номеров, тематических страниц. Но сложно добиться такой верстки, приходится сокращать материалы.
Более динамична, позволяет оформить газету живо и разнообразно, использовать различные средства выделения важнейших заметок. Должна быть продуманной.
37. Элементы газетного номера и полосы.
Отдельные части газетного
набора имеют характерные названия,
связанные с расположением
Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы
или ее часть. Основные ее элементы: название
газеты; постоянный призыв; название организации
(органа), помещаемое под названием газеты;
календарные сведения и номер выпуска.
Название газеты постоянно и располагается
в верхнем левом углу первой полосы или
в верхней строке первой полосы. Название
отделено от текста чаще всего жирной
линейкой. Календарные сведения и номер
выпуска размещают под названием газеты
или в рамке справа.
Передовую статью помещают
в левой верхней части первой полосы. Ее
набирают на наибольший формат и заверстывают
на одну или несколько колонок. Передовую
статью отбивают линейкой от другого материала
или заключают в рамку.
Подборка - материал однородный
по теме; его размещают на нескольких колонках
и объединяют одним общим заголовком -
шапкой. Подборки могут быть тематическими
и разнотемными. В подборку чаще всего
объединяют небольшие статьи информационного
характера (заметки, интервью, репортажи).
Подборку заверстывают вверху или внизу
полосы и четко отделяют от другого материала.
Несколько подборок заключают в рамку.
Если в подборке много материала, ее заверстывают
на развороте под общей шапкой.
Окно - статья или изображение,
прямоугольно заверстанные в верхнем
правом углу полосы. Окно отбивают от текста
снизу и сбоку жирными линейками.
Фонарь - статья (или изображение),
заверстанные в центре или внизу полосы
на две-три колонки. Высота такой статьи
должна быть больше ее ширины; статью отделяют
от другого материала жирными или фигурными
линейками.
Подвал - статья, размещенная
в нескольких, а чаще всего во всех колонках
внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего
текста линейкой; заголовок подвала располагают
чаще всего над первыми двумя-тремя колонками.
Высота подвала должна быть не больше
1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы.
Стояк - статья, заверстанная
на две-три колонки по всей высоте полосы.
Уголок - статья или иллюстрация,
заверстанные в одном из углов полосы,
за исключением правого верхнего. Уголок
отделяют от другого материала линейками.
Чердак - крупный материал,
подобный подвалу, но размещенный вверху
полосы и заверстанный на всю ширину полосы
или на несколько колонок. Его отбивают
от последующего текста жирными линейками
или заключают в рамку.
Подверстка - материал,
которым заполняют пустое место под статьей,
тематически с ним не связанной.
Объявления заверстывают
обычно на последней полосе
Колонтитулы располагают
либо на весь формат полосы, либо внизу
с заверсткой в углу на формат одной колонки:
на четных страницах - в первой колонке,
на нечетных - в последней. Колонтитул
содержит название газеты, ее номер, дату
и колонцифру.
Также элементы газетной полосы можно разделить по следующему принципу:
38. Особенности оформления первой полосы.
Первую страницу газетного номера не зря называют его витриной, поскольку она должна дать читателям представление о его содержании. Верстка и оформление первой полосы имеют ряд особенностей, связанных с тем, что здесь помещают самые оперативные и самые важные сообщения, официальные документы и тому подобные материалы. Следует также учитывать, что ее полезная площадь меньше, чем у остальных страниц номера, поскольку здесь размещается заголовочная часть газеты.
Планируя первую страницу номера, прежде всего решают вопросы, связанные с версткой и оформлением передовой статьи. Передовица («флаг номера») должна привлечь внимание читателя и быть прочитана. Она помещается «на открытие» полосы — сразу же под названием газеты. Для дополнительного выделения заголовок передовой статьи набирают ярким крупным четким шрифтом. Текст передовицы лучше набрать более крупным шрифтом, чем остальные материалы страницы. Однако решение набирать передовые статьи выделительными шрифтами (полужирным или курсивным) вряд
ли можно признать удачным: такой текст трудно читается. В некоторых газетах передовицу набирают на широкий формат, иногда одновременно обрамляя ее линейками, из-за чего она красиво выглядит и хорошо выделяется на полосе.
Передовая статья — один из элементов, формирующих лицо газеты, поэтому, избрав какой-либо вариант ее верстки и оформления, следует придерживаться его в дальнейшем, не пытаясь менять оформление из номера в номер.
Важным элементом первой страницы является так называемый шпигель — участок сбоку от заголовочной части газеты, над начальными колонками полосы. В шпигеле можно поместить актуальную фотографию, которая иллюстрирует главную тему номера, лозунг, призыв. Отсюда иногда начинают важную статью или подборку. Шпигель является одним из самых заметных мест первой страницы, поэтому занимать его второстепенным материалом нецелесообразно.
Передвижение заголовочной части с ее обычного места вправо открывает дополнительные возможности для верстки и оформления первой страницы. Это позволяет открыть ее передовой статьей, важным официальным сообщением или другим материалом, который выдвигается вверх.
На первой странице можно сообщить читателям о содержании номера, для чего нередко используют яркую «афишку». Сообщения о важнейших материалах с указанием страниц, на
которых они напечатаны, набирают крупными шрифтами, группируют в одной общей рамке или в нескольких рамках и устанавливают в шпигеле или на другом видном месте полосы
Если на какой—либо из других страниц номера публикуют важное интервью, интересную тематическую подборку или иной гвоздь номера, рекомендуется специально сообщить об этом на первой странице с указанием (в редакциях его иногда называют «свистком»), где искать этот материал. Нередко в такую ссылку включают объяснение повода и цели публикации материала.
Первая страница требует яркого, броского иллюстрирования. Здесь можно установить и всего одну иллюстрацию, но она должна сразу же привлечь внимание читателей, украсить всю полосу. Хорошо смотрятся большие крупноплановые плакаты, монтажи, репортажные фотоснимки, фотопортреты, шаржи, карикатуры, но не к месту будет, например, фотопейзаж. Украшает страницу иллюстрация, поставленная «на открытие» номера, если заглавие газеты передвинуто вправо. В практику оформления многих газет вошел прием вверстывания фотоиллюстрации или карикатуры в передовую статью. Такая иллюстрация усиливает воздействие передовицы, украшает страницу.
39. Особенности оформления текстовых материалов разного объема.
Как правило, на полосе необходимо расположить один или несколько крупных материалов.
Нередко крупную статью объемом в несколько сот строк верстают в одну колонку так называемым «стояком» - на три-четыре колонки, во всю их высоту. Такой огромный сплошной «кусок» текста читается с большим трудом. Чтобы улучшить оформление, можно использовать несколько приемов:
Можно применить ломаную верстку.
Можно разделить крупный материал на части с их перенесением на другие страницы номера.
Хроникальные материалы можно оформить колонкой. Небольшие по объему информации объединить в подборку.
40. Основные приемы оформления текстовых материалов, управляющие читательским вниманием.
Существует область дизайна, напрямую связанная с работой каждого журналиста. Если, скажем, выбор рисунка шрифта или правила выключки заголовков (влево, вправо, по центру) не имеют прямого отношения к структуре текста, то средства выделения и обособления во многом предопределены журналистским материалом. Причем для современного газетно-журнального дизайна характерно повышенное внимание к приемам представления тематики номера, разделения публикаций на полосе и выделения фрагментов текста.
Свидетельство подобного внимания — развитие систем навигации, ориентации в газетах. Оформители постоянно расширяют набор инструментов представления, анонсирования основной тематики издания.
Главные материалы номера, как правило, представлены в афише на первой полосе. Наиболее важные начаты, «зацеплены» там. Это так называемые «свистки». Далее публикация заявляется в названии генеральной, надполосной рубрики. Непосредственно к материалу ставится надзаголовочный элемент, уточняющий тему. К системе навигации относятся также врезы (лиды), выносы, подписи под снимками, различные справочные материалы («Досье», «Кстати», «Между тем…», инфографика и пр.). В изданиях с развитой навигацией насчитывается до полутора десятков подобных литературно-визуальных форм ориентации читателя. Ему достаточно прочесть только заголовок, рубрику, чтобы уловить основную мысль журналистского произведения.
В самом общем виде
средства навигации можно отнести
к приемам акцентирования содержания.
Но система представления
Чтобы облегчить читателю ориентацию непосредственно в самом материале, используются средства выделения. Они бывают шрифтовыми, композиционными, комбинированными, а также с использованием дополнительных элементов.
Говорят, что оформлением в газете достигается то, что при разговоре акцентируется интонацией и мимикой.
Набор с разрядкой текста дает ощущение речи по слогам, подчеркивание рождает чувство особой значимости произносимого, ПРОПИСНЫЕ или полужирные буквы в строке привлекут особое внимание как резкое повышение тона… Монотонная, лишенная интонаций, пауз, мимики речь скучна, усыпляюща.
Это важно помнить, оформляя публикации, представляя текст. Но нужно обязательно соблюдать чувство меры в «графической жестикуляции»: чрезмерное употребление средств выделения может привести к обратному результату. Вместо ориентировки читателя они будут рассеивать его внимание. Текст самоценен, главное — его информационная насыщенность, публицистическая яркость.
К нешрифтовым приемам выделений относятся различные изменения вида и формы набора (по сравнению с набором основного текста — без изменения начертания шрифта), например: набор слов вразрядку; так называемая втяжка (укорочение длины строки с левой стороны или с двух сторон); подчеркивание, левая или правая выключка текстовой колонки и пр.
Комбинированным способом (с привлечением дополнительного элемента) выделения текста является так называемое отчеркивание, то есть по сути, тот самый прием, который мы часто используемым при чтении важных текстов: обративший на себя внимание фрагмент текста отмечается вертикальной чертой. Естественно, что использовать этот прием лучше всего в комбинации с втяжкой.
Если перечисленные способы выделения текста сродни интонационным, то сильным «мимическим» средством выделения текста в газете являются уже упомянутые линейки.
Их функции в последние годы свелись практически лишь к выделению. В одном случае, пожалуй, они выполняют и отделительную задачу — когда стоят между колонками текста.
Чаще линейки — это дополнительное средство акцентирования рубрики, заголовка, материала целиком.
При выборе рисунка линейки важно учитывать общий стиль оформления издания. Если газета или журнал избегают пестроты, черноты, то и используемые линейки должны соответствовать этому принципу. Различные рантовые, пунктирные, орнаментальные, шатированные («рашпильные») линейки чрезвычайно активны на наших чаще осветленных полосах. Поэтому редакции избирают в качестве основных преимущественно тонкие светлые пунктовые или двухпунктовые линейки .
Особый вопрос — рамки, так как некоторые оформители используют их довольно активно. Бывает, что в иных изданиях буквально ВСЕ материалы зарамливаются. Тем самым сводится на нет их разделительно-выделительная функция. Остается только декоративная. Но даже эта задача становится труднореализуемой: в силу элементарной необходимости выделения отдельных материалов редакция вынуждена изобретать все новые способы использования рамок — делая их чрезвычайно широкими, растровыми, цветными и т.д.
Лучше всего, выбрав определенное количество начертаний линеек и рамок, закрепить каждое за определенной рубрикой, разделом. Это подчеркнет, в соответствии с принципом повторяемости, стилевое своеобразие верстки.
Традиционно самым распространенным средством выделения текста является так называемый врез, или лид — от английского lead («первое место, вводная часть»). Он сочетает шрифтовой и композиционный приемы. Кроме выделения форматом и шрифтом встречаются иные способы обособления данного элемента: подчеркиванием, отступом, поставленными рядом жирными линейками (отчеркивание), фоном.
Встречаются выделения последнего абзаца текста, и тогда он приобретает резюмирующую функцию. Ставят выделенный текст, как правило, на две колонки, то есть как и врезы.
Близки по своим функциям к врезам и одновременно к выносам блоки различных «справок», «досье», также обособляемых композиционно.
Сродни рассмотренным
приемам выделения текста, а также
упоминавшейся афише — «