Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:09, курсовая работа
Цель работы – определить степень распространенности материалов на экологической проблематику в региональной прессе, выявить их основную тематику, жанровое и лексическое своеобразие. Задачи исследования: Изучить историю развития экологической журналистики в России. Изучить особенности экологической прессы. Проанализировать номера газеты «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за 2002, 2007, 2012 гг. на предмет наличия в них публикаций, освещающих экологическую проблематику. Выявить особенности материалов об окружающей среде, представленных на страницах газеты «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за 2002, 2007, 2012 гг.
Введение 4
1 Особенности экологической журналистики 6
1.1 История развития экологической проблематики в СМИ 6
1.2 Специфика экологической журналистики 13
1.3 Тематические, жанровые и стилевые особенности освещения экологической
проблематики в СМИ 19
1.3.1 Тематическая направленность экологических публикаций 19
1.3.2 Жанровое своеобразие экологических публикаций 21
1.3.3 Стилистическое и лексическое своеобразие экологических публикаций 23
2 Анализ материалов на экологическую проблематику в общественно-
политической газете «”Комсомольская правда” в Благовещенске» за
2002, 2007, 2012 гг. 25
2.1 Степень освещенности экологической проблематики в Амурской области 25
2.2 Общие сведения о газете «Комсомольская правда» 28
2.3 Анализ публикаций, освещающих экологическую проблематику,
в газете «”Комсомольская правда” в Благовещенске»
за 2002, 2007, 2012 гг. 29
2.3.1 Степень освещенности экологических вопросов 29
2.3.2 Жанровое и тематическое разнообразие публикаций на
экологическую проблематику 31
2.3.3 Лексические и стилистические особенности экологических
публикаций в газете «”Комсомольская правда”
в Благовещенске» 35
Заключение 39
Библиографический список 41
Для читателей, живущих в регионах, прежде всего, важна экологическая информация не только российского и мирового значения, но и более локального характера. И если сообщения о наиболее глобальных экологических событиях аудитория может в полной мере получить из федеральных СМИ, то осведомление читателей о состоянии окружающей среды в регионе, полностью ложится на плечи местной прессы. На решение этой проблемы и направлены усилия журналистов местных изданий.
Экологическая информация, как мы уже отмечали, может быть представлена в виде отдельных публикаций и рубрик в общественно-политических газетах и журналах, также на страницах специализированных изданий. На Дальнем Востоке существует несколько подобных изданий. Среди них журнал «Родное Приамурье», выпускаемый в г. Хабаровске с 2003 года, 1 раз в два месяца. «Родное Приамурье» является экологическим приложением к журналу «Дальний Восток» и рассчитано на читателей, неравнодушных к миру природы. В состав редакции входят ученые, писатели, журналисты, что помогает сочетать в журнале информационные, проблемные и познавательные материалы. Еще одним примером является независимая экологическая газета «Свежий ветер Приморья», издаваемая в г. Артеме. Газета появилась в 2007 году и на сегодняшний день доступна как в печатном, так и электронном вариантах. Издание повествует о наиболее значимых вопросах экологии в регионе, стране и мире, а также о любопытных фактах из мира живой природы. В 2002 году в г. Владивостоке был учрежден журнал «Экология. Культура. Общество», выходивший в количестве 3200 экземпляров. В нем публиковались очерки и стихи о природе, научные и научно-популярные статьи, обсуждались наиболее злободневные проблемы экологии. На сегодняшний день издание прекратило свое существование. Также следует отметить существование дальневосточного Интернет-сайта «ЭХО-ДВ», который является проектом российского информационного агентства «Восток-Медиа». Основной задачей сайта является наиболее оперативное и полное освещение актуальных вопросов в сфере экологии в регионе. «ЭХО-ДВ» ведет активное сотрудничество с экологическими организациями и заповедниками Дальнего Востока.
В Амурской области ситуация с экологическими изданиями обстоит иначе. Свой сайт имеет тындинская детская экологическая организация «Зеленый мир». Материалы, размещенные на сайте, в доступной форме информируют юных читателей об экологии родного города и области, рассказывают об интересных фактах из жизни растений и животных, а также позволяют детям попробовать себя в роли публициста-эколога. Свой информационно-методический журнал «Юннатский вестник» имеет Амурский областной эколого-биологический Центр, однако невысокий тираж (всего 320 экземпляров), сложность изложения материалов, практически полное отсутствие иллюстраций делают его доступным для узкого круга специалистов. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время в Амурской области не существует специализированного экологического издания, направленного на широкую читательскую аудиторию. Причин этому несколько. Во-первых, это связанно с непостоянством интереса к экологической проблематике. Как уже говорилось в теоретическом исследовании, в настоящий момент экологическая пресса находится на стадии возрождения после длительного информационного кризиса конца 20 – начала 21 века. Для появления же специализированного издания в удаленном от центра регионе требуется более высокий интерес к данному виду прессы со стороны аудитории. Привлечь внимание населения к вопросам экологии можно с помощью активизации деятельности природоохранных организаций, а также проведения государственной политики по защите природной среды, что поспособствовало бы повышению интереса населения к вопросам экологии и пропаганде бережного отношения к природе.
Вторая причина, лежащая в основе отсутствия экологических изданий в области – это нерентабельность данного вида прессы. Для подтверждения данного тезиса, мы провели опрос, в котором приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 45 лет, имеющие или получающие высшее образование. Респондентам был заданы вопросы: «Достаточно ли Вам информации об экологии, публикующейся в общественно-политических изданиях?» и «Хотели бы вы знать больше о состоянии окружающей среды в регионе?». Результаты опроса показали, что 87 человек считают достаточной экологическую информацию, получаемую из универсальных СМИ; 13 человек считают подобную информацию недостаточной и хотели бы обладать более полными сведениями о состоянии окружающей среды в области. Из результатов опроса следует, что большинство читателей довольствуются экологической информацией, освещаемой в общественно-политических СМИ, и не заинтересованы в создании специализированного издания.
Еще одной причиной неразвитости
экологических изданий в
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее значимым источником информации о состоянии окружающей среды для аудитории Амурской области являются местные общественно-политические издания.
2.2. Общие сведения
о газете «Комсомольская
Первый номер газеты «Комсомольская правда» вышел в свет 24 мая 1925 года. Редакция газеты «Комсомольская правда» разместилась в историческом месте Москвы, недалеко от знаменитого дома Пашкова на Ваганьковском холме. С первых же шагов и сама газета, и ее организаторы самое пристальное внимание уделяли тиражам и стремились завоевать лидерские позиции, каких достигли в 1990 году, став ежедневной газетой с самым большим в мире тиражом (22 миллиона 370 тысяч экземпляров).
Изначально до 1991 г. газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную советскую аудиторию. В ней было много научно-популярных и приключенческих статей. Молодые советские писатели и поэты публиковали в «Комсомольской правде» свои произведения. После распада СССР в 1992 году газета была приватизирована и изменила свою концепцию на развлекательную, и на сегодняшний день является одним из крупнейших российских таблоидов.
Начиная с 1993 года, в свет выходит еженедельник «Комсомольская правда» с увеличенным объёмом. Его тираж значительно превышает тираж ежедневного номера и достигает 2,7—3 миллионов экземпляров. До 2005 года еженедельник выходил по пятницам, затем по четвергам.
В 1992 году начинается создание региональных редакций газеты. В настоящее время газета выходит в большинстве регионов страны, в том числе и в Амурской области, тиражом от 5500 экземпляров (ежедневник) до 16000 экземпляров (КП-толстушка). Количество полос варьируется от 16 до 56.
Газета «Комсомольская правда» распространяется на всей территории области и является одним из наиболее популярных изданий среди амурских читателей.
2.3 Анализ публикаций,
освещающих экологическую
2.3.1 Степень
освещенности экологических
Экологическая проблематика представлена на страницах «”Комсомольской правды” в Благовещенске» в виде отдельных публикаций, а также в рубриках «Окно в природу» и «Экология» (данная рубрика не является постоянной). За обозначенный в данной работе период (2002, 2007, 2012 гг.) нами обнаружено 156 публикаций, затрагивающих проблемы окружающей среды. Из них 37 материалов за 2002 год, 21 – за 2007 год и 98 – за 2012 год. Данные результаты являются подтверждением высказанного ранее тезиса о «волновом» интересе СМИ к вопросам окружающей среды.
В ходе исследования публикаций об окружающей среде за 2012 год, нами также были рассмотрены материалы рубрики «Окно в природу», которые составили половину от общего числа публикаций. Данная рубрика появилась в начале 70-х годов ХХ века, но в связи со спадом интереса к экологической проблематике, во второй половине 90-х годов на время прекратила свое существование, вернувшись в печать в первозданном виде лишь в 2008 году. В рамках рубрики «Окно в природу» публикуются очерки о природе и животных, а также фотографии окружающего мира.
Бессменным автором материалов, размещенных в данной рубрике, является В. М. Песков – советский писатель, путешественник, журналист и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 гг. Свою журналистскую карьеру он начал в 1953 году с воронежской областной газеты «Молодой коммунар», с 1956 года и до настоящего времени остается сотрудником «Комсомольской правды». Его очерки, опубликованные в газете, вошли в цикл книг под общим названием «Окно в природу». В.Песков – единственный журналист «Комсомольской правды», специализирующийся исключительно на материалах, посвященных вопросам окружающей среды.
В целом, среди журналистов «”
Несмотря на повышение внимания общества к вопросам экологии в последние годы, в газетном номере материалы на экологическую проблематику, в большинстве случаев, располагаются в конце газетного номера, уступая место информации из других сфер человеческой жизни. В рассмотренных нами номерах газеты «”Комсомольская правда” в Благовещенске», экологическая информация не имеет четкой привязанности к полосе. Несмотря на это, нам удалось выявить некую закономерность. Так материалы, освещающие катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии чаще всего публикуются на 2 – 7 полосах газеты в рамках рубрики «Картина дня»; необычные факты из мира живой природы располагаются на 13-18 полосах газеты; рубрика «Окно в природу» в большинстве своем печатается на 18-36 полосах. При этом стоит отметить, что, несмотря на сравнительно редкое обращение журналистов к теме экологии, материалы, освещающие наиболее актуальные проблемы окружающей среды нередко занимают как всю полосу: «Пришла весна – мусором красна!» (15.03.2002), «Как снизить вредные выбросы в атмосферу» (8.06.2007); так и разворот: «Убийственную волну, накрывшую Крымск, вызвал оползень, запрудивший горные реки» (11.07.2012), «В Приамурье начинается пожарный сезон» (07.04.2012). Также на двух полосах располагаются некоторые очерки В. Пескова из рубрики «Окно в природу»: «В гостях у Сетона» (26.04 -3.05.2012), «Селигер» (27.09 – 4.10.2012). Таким образом, редкое обращение к экологической проблематике, компенсируется большим объемом отдельных журналистских материалов.
2.3.2 Жанровое и тематическое разнообразие публикаций на экологическую проблематику.
Как уже отмечалось ранее, экологические публикации в общественно-политических изданиях в большинстве своем выполняют информационную функцию и газета «”Комсомольская правда” в Благовещенске» не является исключением. Ее целью является информирование общества о наиболее значимых вопросах окружающей среды, имеющих непосредственное отношение к жизни и здоровью населения. Поэтому на первый план в газете «”Комсомольская правда” в Благовещенске» выходят материалы, связанные с катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями: «Горит Хинганский заповедник» (15.05.2002), «Разлив нефти – экологическое бедствие» (1.02.2012), «В Амуре найден вирус гепатита» (20.06.2007). Данные публикации информируют читателей капризах стихии, а также ее последствиях: жертвах, разрушениях; а также мерах по их устранению. Дополнительно данные материалы могут содержать рекомендации к действию в сложившейся ситуации: «За полчаса в Благовещенске выпала десятидневная норма осадков» (20.07.2012), а также данные для оказания помощи пострадавшим и содействию МЧС: «Наводнение на Кубани» (11. 07.2012). Подобные темы могут освещаться на протяжении нескольких номеров, демонстрируя развитие событий: «В Бурейском районе полыхали сошедшие с рельсов 13 цистерн с нефтью» (30.01.2012), «Амурские спасатели потушили пожар в Малиновке» (31.01.2012), «Разлив нефти – экологической бедствие» (1.02.2012), «Разлив нефти у Малиновки, как и предыдущие, полностью не ликвидируют» (3.02.2012).
Для Амурской области наиболее освещаемым природным явлением являются лесные пожары: за исследуемый период им посвящались 16 публикаций. Данные материалы можно причислить к познавательному тематическому направлению и к экологизации нравственности, так как помимо изложения фактов о стихийном бедствии, они содержат открытый призыв к защите лесов от возгорания, а также информацию о функционировании лесных экосистем после пожара.
Вторыми по популярности являются информационные материалы, посвященные необычным событиям в области экологии: «В Благовещенске нашествие богомолов» (10.08.2007), «В Благовещенске растут вечнозеленые тополя» (20.12.2002). Данная категория публикаций является нехарактерной для общественно-политических изданий и больше присуща специализированным экологическим СМИ.
Третью группу публикаций составляют материалы, информирующие читателей о разнообразных акциях, направленных на охрану окружающей среды: «В Благовещенске стартовала акция “Чистый город”» (1.10.2012), «Благовещенск станет чистым» (6.09.2002). Особое место среди них занимают акции, проводимы коллективом редакции «”Комсомольской правды” в Благовещенске»: «4 мая мы будем с граблями и метлами» (30.04.2002), «”Комсомольский” десант высадил в Муравьевском парке целую плантацию будущего леса» (15.05.2012). Подобные публикации не только выполняют организаторскую функцию, побуждая людей присоединиться к действиям по охране окружающей среды, но и способствуют экологизации сотрудников, а также формированию положительного корпоративного имиджа как внутри редакции, так и со стороны аудитории.
Информация о работе Экологическая проблематика в региональной прессе