Элементы информационной войны. XX век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:39, реферат

Краткое описание

Взаимоотношения прессы и военных в России накануне Первой мировой войны складывались по заранее разработанным правилам. Еще за два года до того, когда началась эта война, 5 июля 1912 года, был подписан закон, значительно расширявший представление о государственной измене и
шпионаже. Согласно ст. 10344 этого закона «виновный:
— в возбуждении в печати учащихся к прекращению, приостановлению или невозобновлению занятий в учебных заведениях;
— в возбуждении в печати к устройству воспрещенных законом скопищ;

Вложенные файлы: 1 файл

Инф война XX век.docx

— 63.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элементы  информационной войны 

XX век

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы С4405а

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение военных корреспондентов в России

Взаимоотношения прессы и военных в России накануне Первой мировой войны складывались по заранее разработанным правилам. Еще за два года до того, когда началась эта война, 5 июля 1912 года, был подписан закон, значительно расширявший представление о государственной измене и

шпионаже. Согласно ст. 10344 этого закона «виновный:

— в возбуждении  в печати учащихся к прекращению, приостановлению или невозобновлению занятий в учебных заведениях;

— в возбуждении  в печати к устройству воспрещенных законом скопищ;

— в распространении  посредством печати заведомо ложных о деятельности правительственного установления или должностного лица, войска или воинской части сведений, возбуждающих в населении враждебное к ним отношение;

— в распространении  посредством печати заведомо ложного, возбуждающего общественную тревогу, слуха о правительственном распоряжении, общественном бедствии

или ином событии;

— в распространении  посредством печати сведений, касающихся внешней безопасности России или вооруженных сил ее или сооружений, предназначенных для военной обороны страны, вопреки состоявшемуся в установленном порядке воспрещению об их оглашении;

— наказываются заключением в тюрьме на время от двух до восьми месяцев, или арестом на срок не свыше трех месяцев, или денежным взысканием не свыше трехсот рублей».

В 1912 году военное  ведомство разрабатывает и утверждает специальное «Положение о военных корреспондентах в военное время». Оно определяло, что военным корреспондентом на театре военных действий считается лицо, особо уполномоченное редакцией издания или телеграфным агентством для сообщения сведений с театра войны и утвержденное в этом звании начальником Генерального штаба в порядке, установленном указанным положением. Подчеркивалось,что, кроме утвержденных начальником генштаба военных корреспондентов, ни одно лицо не имеет права посылать с театра войны какие-либо сведения, предназначенные для печати. Предусматривался допуск в армию 20 (в том числе 10 иностранных) корреспондентов. Военным корреспондентам разрешалось пользоваться фотоаппаратами. Кроме корреспондентов на театр военных действий допускались три русских военных фотографа (из профессионалов), утверждаемых в этом звании также начальником Генштаба. Военным фотографам запрещалась подготовка текстовых публикаций; им разрешалось лишь помещать под иллюстрациями краткие

подписи.

Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что руководство  страны четко контролировало количество и качество  информации, выходящей  в массы, чтобы ограничить возможность  возникновения множества трактовок  ситуации, неугодных власти.

 

Официальные сообщения с фронта

Одной из особенностей Первой мировой войны было то, что в прежние войны официальные донесения и сообщения, публикуемые для всеобщего сведения, отличались большой подроб- ностью, и, кроме того, в печати появилось много подробных корреспонденций с театра военных действий. «В настоящее время не только у нас, но и в других государствах признается

нежелательной широкая огласка хода боевых действий». Официальные донесения характеризовались значительной краткостью и сдержанностью своих выражений. Обусловлено такое изменение в деле осведомления общества о ходе военных действий тем, что сама война приняла иной характер, чем раньше. Прежде сражения, даже наиболее крупные, велись в течение одного же дня или, самое большее, затягивались дня на два, на три. Тогда всякий отчет о каком-

нибудь деле являлся уже в значительной степени отчетом о законченной операции, оглашение подробностей о которой не могло бы повредить интересам дела. В начавшейся войне бои

длились неделями или  месяцами, одно сражение переходило незаметно в другое, и связь между различными участками театра военных действий являлась гораздо более тесной, чем раньше. Вследствие этого стало трудно говорить о «законченных» операциях, и время для опубликования подробных сведений о них наступало гораздо позже, чем в прежние войны. Также в связи с развитием телеграфных, телефонных и почтовых линий какое-либо сведение, неосторожно проникшее в печать, могло теперь гораздо быстрее стать достоянием противника, чем это возможно было раньше. Этими двумя обстоятельствами военные всех воюющих государств объясняли сухость своих официальных сообщений.

 

Бюро  печати при Ставке

Михаил Лемке, штабс-капитан, призванный из запаса, был назначен офицером Бюро печати, созданного в конце 1915 года при Ставке Верховного главнокомандования, которое должно было нормализовать ее отношения с периодической печатью. Офицеры, входившие в него, относились

к отделу генерал-квартирмейстера штаба Верховного главнокомандующего. Группа офицеров, занимавшихся печатью, входила и в состав отдела генерал-квартирмейстера Генерального штаба, который находился в Петрограде. Их задачей было информировать печать о ходе военных действий и боевых эпизодах как в России, так и за границей, а также предупреждать нежелательное толкование военных вопросов, которые встречались в печати, несмотря на наличие

военной цензуры. С  этой целью полковник А. М. Мачульский и другие офицеры Генштаба, отвечавшие за работу с печатью, проводили беседы с журналистами, готовили военные обозрения. Они, по соглашению с Министерством иностранных дел, составляли и редактировали особые нео-

фициальные брошюры для распространения в нейтральных государствах с целью создания там благоприятного для России общественного мнения, а также для опровержения сообщений враждебной печати. Там же готовились статьи, которые под видом неофициальных распространялись в прессе. Для их размещения были установлены связи с редакциями, принимавшими к исполнению все то, что им предлагалось провести негласно, под видом редакци-

онных статей. Создание Бюро печати при Ставке, где должны были находиться корреспонденты ведущих газет и агентств, должно было ускорить информирование печати о военных событиях. Кроме того, Ставка должна была указывать Генштабу и на перспективные направления работы с печатью хотя бы общего характера. Однако эти задачи оказались очень сложными для Бюро печати из-за отсутствия четкой концепции в информационной работе и недостаточной подготовки офицеров к такому характеру деятельности. Офицерам, возглавлявшим Бюро печати, недоставало: доброжелательного отношения к печати; понимания, что пресса нужна армии для поддержания падающего настроения и энергии народа, участвующего в затянувшейся войне; желания предоставить корреспондентам таких условий работы, при которых были бы компенсированы расходы газет на их содержание; понимания необходимости полной неприкосновенности прав офицеров Ставки выступать в печати при соблюдении ими всех правил цензуры. От русских журналистов было немало предложений о том, как лучше организовать взаимоотношения печати и армии и наладить их сотрудничество. Член редакции «Русского слова» В. Филатов, например, представил проект «О пользовании печатью», в котором отмечал, что немцы умеют превосходно направлять печать и посредством ее ложных сведений отвлекать внимание противника от своих действительных планов: «Так, все внимание немецкой и нейтральной печати было сосредоточено на Ипре и потому ждали удара там и к нему готовились, а Верден упорно считали демонстрацией,

о чем даже писали французские газеты».

Филатов утверждал, что достигнуть такого же управления русской, а через нее и нейтральной печатью в нашу пользу при настоящем положении мы не сможем в силу того, что с начала войны на такую сознательную помощь со стороны печати не было обращено должного внимания. Однако он считал, что теперь возможно постепенно установить руководство нашей печатью для трех целей:

1) Для более широкого осведомления публики и для придания газетам авторитетности.

Для этого журналист  предлагал давать им сведения о прошедших и, когда возможно, о текущих операциях с не подлежащими сокрытию фактическими, статистическими и прочими данными.

 

2) Для создания  ложного представления у врага о предстоящих с нашей стороны операциях или о мерах нашей готовности для отражения его операций. Для этого Филатов считал необходимым по временам сосредоточивать в печати внимание на избранных штабом Верховного главнокомандующего пунктах фронта, посылая оттуда корреспонденции. Давать преуменьшенные или преувеличенные статистические сведения о наших силах и средствах борьбы, а также о силах и средствах борьбы противника, чтобы повторением этих неверных сведений в разных газетах

показать, что эти  сведения получены из официального источника, и ввести тем врага в заблуждение относительно нашей осведомленности.

 

 

 

 

Методы  пропаганды фашистской Германии

Пропагандистская машина фашистской Германии возникла на основе вполне традиционных органов общественного и государственного механизма — отдела пропаганды при руководстве нацистской партии и отдела печати при правительстве страны. После победы на выборах НСДАП 13 марта создано рейхсминистерство народного просвещения и пропаганды, которое возглавил Йозеф Геббельс (1898—1945). 18 марта он обнародовал свою позицию о задачах прессы, где подчеркнул, что она «должна не только информировать, но и инструктировать». Пресса

будет так великолепно  организована, что станет в руках правительства роялем, на котором оно сможет играть, чтобы стать чрезвычайно важным инструментом влияния на массовое сознание. Геббельс контролировал одновременно партийный и правительственный аппарат пропаганды.

Статистика свидетельствует, что если в 1932 году в Германии общее количество газет равнялось 4700, то в 1939 году их было 3500, а в 1944-м их оставалось 9776 .

Таким образом, уже  в первый год пребывания нацистов у власти в Германии возникла печать, унифицированная в концепции, редакционной политике и экономическом состоянии.

Все немецкие газеты издавались под контролем нацистской партии и министерства Геббельса.

 

Радиопропаганда

На службу нацистской пропаганде было поставлено радио. После победы на выборах Й. Геббельс на все ответственные посты в системе радио назначил национал-социалистов. Геббельсу, возглавлявшему Министерство народного просвещения и пропаганды, был передан полный политический и экономический контроль над радиовещанием.

Нацисты активно  использовали радиовещание для пропаганды своих политических целей. Под девизом «Слово фюрера в каждое учреждение, в каждый дом» они начали массовое распространение радиоприемников. Уже к августу 1933 года в производство была запущена первая модель дешевого народного радиоприемника, который не мог принимать передачи из-за рубежа. Он стоил 76 рейхсмарок. Затем стал выпускаться миниприемник, стоивший 35 марок, —

в ту пору самый дешевый радиоприемник в мире.К началу Второй мировой войны радиоприемниками располагали 70 процентов семей.

В 1939 году нацисты вещали по 15 радиостанциям, передачи которых принимали 11 миллионов радиоприемников. Важное внимание уделялось вещанию немецкого радио на зарубежные страны. Если в 1933 году иновещанию на нем отводилось 45 минут, то в 1934-м — уже 21 час 15 минут, в

1937-м — 47 часов.  А через год после начала Второй мировой войны, в 1940-м, по нацистскому радио транслировалось 240 программ на 31 языке общей продолжительностью 87 часов в сутки15.

Для германских программ радиовещания за границу были характерны специальные условия, которые инсценировали своего рода «накладки», дабы исподволь уверить слушателя, что он имеет дело с совершенно бесхитростными, трогательно неуклюжими людьми. Эта намеренная попытка создать в представлении иностранной аудитории атмосферу непринужденной веселости и компанейского духа в студии была предпринята нацистами в надежде вызвать у слушателей, еще

не вовлеченных в конфликт, любовь к немецким программам и дикторам.

 

Приемы и методы немецкой радиопропаганды  периода


Второй  мировой войны (1939—1945)

 


 

 

 



Передачи замаскированных ра-


диостанций, делающих вид, что они не имеют ничего общего с нацистами

 

Официальные сообщения, в


которых выгодные сведения излагались подробно, невыгодные — бегло

 


 

 

 

 

 


Передача официальным радио


фальсифицированных  программ или же со ссылкой на вымышленные  источники, а также основанные на источнике информации, которые тайно контролировались Германией

 

Повторение официальных со-


общений противника вперемежку с известиями, имеющими определенную пропагандистскую цель —

подорвать веру в успех дела противника

 


 

 

 

 

 

 

 


Передача совершенно фальси-


фицированных материалов, т. е.

вымышленных, в чем слушатели не сразу могли разобраться

Информация о работе Элементы информационной войны. XX век