Примечательно,
что Михайловский все время имеет
в виду диссертацию Чернышевского,
стараясь даже характером материала
показать, что опирается на нее. Он
оперирует теми же примерами, что
и основоположник демократической
эстетики. Вслед за Чернышевским Михайловский
идет по пути трудового объяснения
эстетических идеалов и рассматривает
категорию прекрасного в диалектическом
единстве объективного и субъективного
факторов. Правда, находясь под влиянием
позитивизма, он склонен абсолютизировать
субъективный момент и порою доходит
до агностицизма. Но защита субъективного
метода в социологии приводит Михайловского
к твердому и настойчивому отстаиванию
тенденциозности в искусстве, способствующей
социологическому исследованию действительности.
«Высшая объективность, какой может достичь
художник, состоит в полном и всестороннем
проникновении жизнью своих образов, а
это не может быть достигнуто фотографическим,
бестенденциозным путем».
Как
и Чернышевский, по которому в общественном
человеческом идеале должна быть представлена
жизнь «по вашим понятиям», «цель
и предмет наших желаний и
нашей любви», Михайловский санкционирует
присутствие субъективного момента
главным образом в сфере идеала.
«...Идеально прекрасное, будучи понятием
относительным, находится в тесной
связи идеалами нравственности, добра,
умственной мощи. Но так как критик
стоит на позициях материалистического
антропологизма (во всяком случае, склоняется
в его пользу), который детерминирует
человеческую психику, то этим самым
он исключает какую-либо «непредвзятость»,
социальную независимость того «мнения»,
с которым художник обращается к
действительности, и выбивает почву
из-под ног теоретиков «чистого
искусства». Михайловский постоянно
подчеркивает, что «чистое от всяких
тенденций искусство невозможно»,
так как устраняться от тенденции
— уже есть тенденциозность. Антропоцентристская
философия Михайловского, ставящая
во главу исследований желания и
интересы человека «со всеми его
скорбями», также противостояла
«чистой» эстетике. Освещение Михайловским
в «Отечественных записках» проблемы
взаимоотношения интеллигенции и народа
принципиально отличалось от «слащаво-маниловского»,
по его выражению, отношения к народу,
к крестьянской массе правонароднической
«Недели». В конце 1875 г. Михайловский вступил
в полемику с публицистом этого журнала
П. П. Червинским, который призывал интеллигенцию
пойти на выучку к «людям деревни», принять
за идеал «все бытовые особенности русской
жизни» как она есть. Голос деревни, изуродованной
крепостным правом, возражал Михайловский
Червинскому в «Записках профана»,
бывает разный — прогрессивный и реакционный,
разумный и невежественный; образованные
друзья народа должны отличать истинные
интересы крестьянской массы от ее заблуждений
и предрассудков и, «признав интересы
народа своей целью», посвятить себя без
остатка борьбе за их осуществление. «Неспорно,
что у мужика есть чему поучиться, но есть
и нам что ему передать. И только из взаимодействия
его и нашего и может возникнуть вожделенный
новый период русской истории... О, если
бы я мог утонуть, расплыться в этой серой,
грубой массе народа, утонуть бесповоротно,
но сохранив тот светоч истины и идеала,
какой мне удалось добыть на счет того
же народа! О, если бы и вы все, читатели,
пришли к такому же решению, особенно у
кого светоч горит ярче моего и вообще
светло и без копоти... Какая бы это вышла
иллюминация и какой великий исторический
праздник она отметила бы собою! Нет равного
ему в истории» (1875, 12, II, 297—298).
Михайловский
настойчиво ратовал за злободневное,
насыщенное современностью искусство.
Полемизируя со статьей Спенсера «Польза
и красота», содержащей тезис о непримиримости
красивого и полезного, который отводил
искусству область минувшего, Михайловский
видел основную задачу литературы в том,
чтобы говорить о «жизни, делах и стремлениях
своего времени». А в литературных заметках
1873 года он формулировал эту мысль с еще
большей определенностью: «Пока литература
не станет голосом общественной совести
в самом широком смысле слова, пока она
не сделает интересы народа центром своих
исследований, ей не помогут никакие таланты,
никакие знания». Под этими строчками
могли бы подписаться и Щедрин, и Некрасов,
все беллетристы и публицисты «Отечественных
записок».
Заключение
.
Заключение представляет
собой тезисный вывод-план основных
разделов реферата.
- Обновленные
«Отечественные записки» подвергли критике
труды тех историков «старой школы», в
которых история государств сводилась
к придворным интригам, военным победам,
и поражениям, а короли, графы и полководцы
изображались «руководителями истории»,
распорядителями, судеб человечества.
Надо оставить в покое героев,— писал
Д. Л. Мордовцев, полемизируя с «Русским
вестником», - а заняться простыми смертными,
и показать, почему эти смертные голодали
или страдали <…>
- Однако основой
своей деятельности сделали крестьянскую
реформу только «Отечественные записки».
- Основным
пунктом социальной программы «Отечественных
записок» были последовательная, защита
экономически» интересов народа и борьба
с крепостническими пережитками.
- Журналом,
наиболее близким «Отечественным запискам»
с отношении к правительственным реформам,
было «Дело». Оно тоже протестовало против
всех и всяческих проявлений «Отмененного»
крепостничества, делая общее для всех
русских просветителей «дело».
- Мужественно
поддерживали сотрудники журнала русское
революционное движение. «Отечественные
записки» выступали против либеральных
заигрываний правительства с обществом,
принципиально отвергали монархическую
форму государственного устройства. Они
признавали неизбежность и закономерность
революционной борьбы, знакомили своих
читателей с общественным движением на
Западе, показывали прогрессивную роль
революций в пробуждении масс, в освобождении
от феодального, церковного и монархического
деспотизма.
- Возникновение
рабочего класса в стране было отмечено
журналом, однако «рабочий вопрос» не
был понят и оценен в «Отечественных записках».
Не сознавая исторической роли пролетариата,
народники возлагали все свои надежды
на русское крестьянство с его патриархальной
общинностью. На страницах «Отечественных
записок» было уделено известное внимание
экономической теории марксизма.
- Выдающееся
значение имела литературно-критическая
деятельность Салтыкова-Щедрина. В статье
«Напрасные опасения», которую современники
рассматривали как программную, Салтыков-Щедрин
выразил свое революционно-демократическое
понимание роли и задач литературы в новых
исторических условиях. Именно в ней «Отечественные
записки» выступили с оценкой литературного
момента и наметили перспективы развития
демократической беллетристики. Статья
Щедрина определила программу беллетристической
школы «Отечественных записок» практически
на весь период их существования, в которую,
разумеется, время и эволюция демократической
идеологии вносили свои коррективы.
- Задача первостепенной
важности, по мнению «Отечественных записок»,
заключается в том, чтобы исследовать
не отдельные личности, «стоящие в положении
исключительном и преисполненном недомолвок»,
а целиком крестьянскую сряду, крестьянскую
массу.
- Программа
изображения народной жизни и героя из
демократической среды определилась в
«Отечественных записках» достаточно
четко.
- Журнал говорит
о необходимости объективного исследования
жизни простолюдинов, без идеализации
и поверхностного окарикатуривания, не
«ташкентствуя» и не «лебезя», не «нагибаясь»
и не «кокетничая».
- Художественная
реализация идей журнала шла под непосредственным
руководством Щедрина и по его программе,
сформулированной в письмах к Энгельгардту:
выяснить, как новое экономическое состояние
«ложится на жизнь народа», как живет народ,
«не имея разумных данных, которые могли
бы питать эту жизнь, давать ей элемент
возможности развития»
.
- Эстетические
принципы «Отечественных записок», при
всем их единстве, отражая социодинамику
массово-коммуникативного искусства,
находились в постоянном движении, эволюционировали
в зависимости от практически-политических
задач, которые возникали перед «Отечественными
записками» на том или ином отрезке их
истории. Это проявилось, в частности,
в художественном решении главнейших
проблем, волновавших беллетристов «Отечественных
записок»: проблемы интеллигенции и положительного
героя (деятеля) и проблемы народа и принципов
изображения народной жизни.
- «Отечественные
записки", — отмечает М.В. Теплинский,
— пропагандировали, достижения революционно-демократической
критики, разъясняли и пропагандировали
смысл классического груда Чернышевского
— его диссертации "Эстетические отношения
искусства к действительности". Основные
темы, поднимаемые в это время на страницах
журнала: значение литературы в общественной
жизни (в особенности в период спада общественного
движения), сознательная тенденциозность
и народность литературы, ее специфика.
- Талантливого
пропагандиста эстетическая теория революционной
демократии нашла в лице Н.К. Михайловского.
Обозревая архив Михайловского, Н.С. Русанов
еще в 1914 году обратил внимание на то, с
каким огромным уважением относились
к нему основатели «Отечественных записок».
- Михайловский
материалистически решал основной вопрос
эстетики — об отношении искусства к действительности.
Он говорил о социально-историческом содержании
понятия красоты, слагающемся «путем комбинирования
тех приятных ощущений, которые получает
на своем веку и на своем месте каждая
индивидуальная и социальная единица».
- Антропоцентристская
философия Михайловского, ставящая во
главу исследований желания и интересы
человека «со всеми его скорбями», также
противостояла «чистой» эстетике. Освещение
Михайловским в «Отечественных записках»
проблемы взаимоотношения интеллигенции
и народа принципиально отличалось от
«слащаво-маниловского», по его выражению,
отношения к народу, к крестьянской массе
правонароднической «Недели».
- Михайловский
видел основную задачу литературы в том,
чтобы говорить о «жизни, делах и стремлениях
своего времени». А в литературных заметках
1873 года он формулировал эту мысль с еще
большей определенностью: «Пока литература
не станет голосом общественной совести
в самом широком смысле слова, пока она
не сделает интересы народа центром своих
исследований, ей не помогут никакие таланты,
никакие знания». Под этими строчками
могли бы подписаться и Щедрин, и Некрасов,
все беллетристы и публицисты «Отечественных
записок».
Мы говорим
о идейно-эстетической позиции настоящего
в журнале, но что можно сказать
о том, какой эстетической программы
собирались следовать «Отечественные
записки» в будущем?
Для
всех ведущих сотрудников «Отечественных
записок» 70-х годов идеалом будущего
социально-экономического строя являлся
социализм. «Что такое социализм? —
говорилось в одной из анонимных
рецензий. — Для передовых мыслителей
науки — это разрешение всех задач
современной экономической жизни работников,
устранение нищеты и рабского состояния
трудящихся масс, уничтожение произвола
буржуа над пролетарием, одним словом
— разрешение всех противоречий, в которых
стоит современная жизнь с выработавшимися
нравственными принципами». Пропагандируемые
в новых «Отечественных записках» идеи
утопического социализма «сливались в
одно неразрывное, неразъединимое целое»
с демократизмом, с практикой освободительного
движения в России. И в публицистической
трактовке, и в художественном воплощении
идеала будущего социалистического общества
ставились реальные, злободневно-конкретные
проблемы пореформенной действительности,
выдвигались острые, революционные по
своей сути задачи: уничтожение феодальной
и капиталистической эксплуатации, установление
общественной собственности на землю
и коллективных форм труда, народного
самоуправления.
Участники
«Отечественных записок», признавая
социализм «настоятельнейшей потребностью
человечества и конечной целью социальной
науки», по-разному представляли практические
пути достижения социалистического идеала.
«Русские общественные идеалы не противоречат
идеалам общечеловеческим... они точно
так же, как и последние, лежат на реальной
почве, — заявлял Салтыков, подводя итоги
первого десятилетия пореформенного развития
России. — Но в чем именно заключается
полнота этих идеалов и выяснится ли она
когда-нибудь настолько, насколько, например,
выяснились идеалы французского общества
— это и поднесь остается загадкой» . На
основании этого, можно сделать вывод
о том, что сотрудники журналов придерживались
революционных идеалов о будущем.
Список
использованной литературы:
- Смирнов В.Б.
«Отечественные записки» и русская литература
70-80 –х годов 19 века. Изд-во Волгу, 1998. Волгоград.
- Емельянов
Н.П. «Отечественные записки» Н.А. Некрасова
и М.Е. Салтыкова-Щедрина (1868-1884). Худ. Лит.,
1986
- Емельянов
Н.П. «Отечественные записки» Н.А. Некрасова
(1868-1877). ЛГУ, 1997
- Смирнов В.Б.Журналистика
и литература. Методологические и историко-литературные
проблемы. Волгоградское научное изд-во,
2005. Волгоград.
- Есин Б.И.
Демократический журнал «Дело». Изд-во
МГУ,1959. Москва.
- Смирнов В.Б.
Некрасов и его время. Калининград.1974
- А.А. Слинько
Н.К. Михайловский и русское общественно-
литературное движение. Воронеж. 1982
- Покусаев
Е.И. Салтыков- щедрин в 60-е годы, Саратов.
1958