Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа
Цель исследования - описать этническую ситуацию сквозь призму печатных медиа Крыма.
Задачами данной научной работы определены следующие:
1. Определить понятие «этническая ситуация» и указать ее место в тематической презентации печатных СМИ.
2. Описать суть контент-анализа и его составляющие.
3. Провести мониторинг прессы Крыма по проблемам этнической ситуации.
4. Систематизировать материал и составить графики по темам публикаций.
5. Охарактеризовать роль заголовков и определить их влияние на реципиента.
6. Определить специфику подачи материала об энической ситуации на станицах крымских газет.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Контент-анализ и его значимость для изучения коммуникативных отношений………………………………………
Суть метода и сфера применения………………………………..
Методика контент-анализа………………………………………
Количественный и качественный контент-анализ……………..
Глава 2. Этническая ситуация и категории ее описания………….
Глава 3. Специфика подачи этнического материала в печатных медиа Крыма. ………………………………………………………………..
Мониторинг печатных СМИ……………………………………..
Элементы влияния на аудиторию………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И.ВЕРНАДСКОГО
кафедра межъязыковых коммуникаций и журналистики
ЭТНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПРИЕМЫ ЕЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПЕЧАТНЫХ СМИ КРЫМА
Содержание
Актульность. В настоящее время не ставится под сомнение роль средств массовой информации в формировании социальных представлений. Внимание привлекают вопросы, какую роль играют СМИ, в том числе и пресса, в трансляции информации о социальных процессах, для описания которых используются этнические категории, благодаря чему ситуация, описываемая в газете, определяется как "этническая" ситуация. Поскольку в большинстве случаев такие ситуации оцениваются негативно, постольку это способствует формированию ксенофобии и различных видов этнофобий среди населения Автономной Республики Крым. Причем свой вклад в разжигание нетерпимости вносит не только так называемая "желтая" пресса, но и издания, имеющие репутацию "демократической прессы" [5; 22].
Сообщения об "этнических" ситуациях имеют не только прямое идеологические и символическое влияние на читательскую аудиторию, но и принимают участие в производстве и легитимизации дискурса об этих событиях. Такие сообщения соотносят представителей меньшинств и мигрантов других этнических групп чаще всего с социальными проблемами, конфликтами, отклонениями или даже различного рода угрозами. Культурные различия подчеркиваются и часто негативно интерпретируются как источник многочисленных социальных проблем мультикультурного общества.
Новизна исследования. Недостаточность отечественных исследований, рассматривающих возможности и аспекты включения исследовательских практик в сферу коммуникативного воздействия СМИ, ведёт к неэффективному использованию медиа-пространства, ограничивает индивидуальное восприятие реципиентом события, возможность адекватной реакции пассивных участников конфликта (коммуникации), препятствуя социальной интеграции и способствуя социальному неравенству. Мониторинговое исследование любого материала позволяет по-иному взглянуть на регион, выявить те явления, которые консолидируют общество или разъединяют его, определить тенденции жизнедеятельности в различных сферах человеческого пребывания.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В настоящее время перед обществом ставится задача развития человеческих ресурсов, образования и толерантности в течение всей жизни. Это обстоятельство подводит нас к постановке проблемы влияния СМИ на межнациональную ситуацию в поликультурном крымском регионе, которая состоит в определении направлений использования возможностей СМИ как факторов воздействия и возможной манипуляции. Анализ существующих в медиа-пространстве региона межэтнических «болевых тем» и сформировавшихся догм и убеждений так называемых коренных этносов, разработка подходов к активизации составляющей манипулятивного воздействия в контексте реализации концепции непрерывного межнационального взаимодействия и возможных прецедентных явлений. Аналитический обзор сведений о картине мира, особенно представленный в сравнении с другим временным срезом, делает работу актуальной и имеющей несомненное практическое значение.
Цель исследования - описать этническую ситуацию сквозь призму печатных медиа Крыма.
Задачами данной научной работы определены следующие:
1. Определить понятие «этническая ситуация» и указать ее место в тематической презентации печатных СМИ.
2. Описать суть контент-анализа и его составляющие.
3. Провести мониторинг прессы Крыма по проблемам этнической ситуации.
4. Систематизировать материал и составить графики по темам публикаций.
5. Охарактеризовать роль заголовков и определить их влияние на реципиента.
6. Определить специфику подачи материала об энической ситуации на станицах крымских газет.
Методы исследования. В работе использованы разнообразные методы и методики анализа журналистского материала, среди которых следует отметить: контент-анализ, метод статистического подсчета, метод сплошной выборки материала, сравнительно-сопоставительный метод, типологический метод, научное наблюдение, метод тематической дифференциации, методика аналитического прогнозирования, описательный метод и др., достаточно подробно описанные в специальной литературе [ 23 ].
Характеристика исследуемого материала. Материалом для исследования послужили тексты публикаций, изданные в печатных СМИ Крыма. Проанализированы издания "Крымская правда" и "Голос Крыма", «Крымское время», «Крымское Эхо», «Крымские известия», «Полуостров Крым», «Українська світлиця», «Первая крымская», «События» за август - сентябрь 2008 года. Просматривались все номера названных изданий за указанный период времен. В результате сплошной выборки отобраны все публикации, тематика которых соответствовала следующим значимым категориям:
- межэтнический прецедент;
- ретроспективный анализ исторических событий;
- защита национальных интересов;
- оценка развития украинского языка и культуры;
- конфессиональные отношения;
- деятельность национальных организаций;
- развитие национальных культур;
- языковой вопрос;
- межнациональное сотрудничество;
- земельные отношения в межнациональной плоскости;
- дискриминация по национальному признаку.
Всего проанализировано более 250 публикаций, представленных материалами различного жанра, от небольших заметок до аналитических статей. Наиболее насыщенными оказались издания "Крымская правда", "Крымское время" и «Полуостров Крым».
2.Глава 1.
Контент-анализ и его значимость для изучения коммуникативных отношений
Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из исследовательских процедур, используемых в сфере применения идеографических методов.
Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, однако история метода не ограничивается эрой автоматической обработки текста. Так, первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности [19]. Однако всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США [14]. Термин content-analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б.Мэттью, Д.Спиид, А.Тенни, Д.Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж.Кайзер.
Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов. В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализом пропагандистских материалов периода второй мировой войны [16]. В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использование компьютерной техники в исследованиях.
Круг дисциплин, в которых применяется контент-анализ, довольно широк. Помимо социологии и политологии данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии [5; 22]. Оле Холсти приводит следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам: социология, антропология — 27,7 %, теория коммуникации — 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует также отметить применение контент-анализа в области исторических исследований [18] и связей с общественностью [16].
С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения.
2.2. Методика контент-анализа
Необходимым условием применения
методики анализа содержания является
наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует
или может быть воссоздан такой носитель,
допустимо использование методики контент-анализа.
Условно методику проведения
контент-анализа можно разделить на несколько
этапов.
Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников – ведущих печатных изданий Крыма и их сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение – журналистская статья:
- заданный тип источника (пресса, рекламные или пропагандистские материалы)
- один тип сообщений (статьи, заметки, интевью);
- заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
- сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)
- частота появления сообщений определенной тематитики,
- способ распространения сообщений;
- место распространения сообщений;
- время появления сообщений.
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего[19].
Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу статьи часто ограничены по численности и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации [19].
Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть ключевые слова или темы (межэтнический прецедент; ретроспективный анализ исторических событий; защита национальных интересов; оценка развития украинского языка и культуры; конфессиональные отношения; деятельность национальных организаций; развитие национальных культур; языковой вопрос; межнациональное сотрудничество; земельные отношения в межнациональной плоскости; дискриминация по национальному признаку). Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это единица, представляющая собой отдельный блок событий, происходящих или описывающих тот или иной предмет (явление). Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
Информация о работе Этническая ситуация и приемы ее презентации в печатных сми крыма