Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:41, доклад
Для земельных отношений России до начала XX в. и революции 1917 г. было характерно сословное землевладение, что особенным образом влияло и на регулирование земельных отношений.
До аграрной реформы 1861 г.—одной из наиболее крупных вех в истории земельного права России — крестьяне, как одно из сословий, не обладали практически никакими самостоятельными правами на землю, закрепленными в законодательстве. Помещичьи крестьяне, находясь под властью собственника земли, в вопросах ее использования не имели самостоятельного голоса.
1) Земельное право - С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская
Для земельных отношений России до начала XX в. и революции 1917 г. было характерно сословное землевладение, что особенным образом влияло и на регулирование земельных отношений.
До аграрной реформы 1861 г.—одной из наиболее крупных вех в истории земельного права России — крестьяне, как одно из сословий, не обладали практически никакими самостоятельными правами на землю, закрепленными в законодательстве. Помещичьи крестьяне, находясь под властью собственника земли, в вопросах ее использования не имели самостоятельного голоса.
Начиная с 1861 г. крестьяне или единолично, или в рамках земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на землю по законодательству.
Долгое время после первых реформенных шагов середины XIX в. законодательство о крестьянах, и законодательство о крестьянском землепользовании в том числе, носило достаточно специфических черт, чтобы теоретикам представилась возможность говорить о крестьянском земельном праве, отличном от общих положений.
Положения 19 февраля 1861 г. (Общее положение о крестьянах, Положение о выкупе1 и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установили право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. По этому законодательству земля была крестьянам выделена, но использование земельных участков существенно ограничивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу.
Обязательства эти были настолько долгосрочными, что в теории сложился взгляд на надельное землепользование как на разновидность долгосрочной аренды — оброчного пользования2.
Внутри земельной общины
(в центральных губерниях
Законы от 26 июля 1863 г. и 24 ноября 1866 г3, продолжили реформу тем, что приравняли статус удельных, государственных и помещичьих крестьян, тем самым объединив их в сословие крестьян с единой юрисдикцией.
18 мая 1882 г. учреждается
Крестьянский поземельный
Дальнейшее законодательство до реформы Столыпина особых качественных изменений в права крестьян на землю не внесло.
Законодательство 1863 г. (законы от 18 июня и 14 декабря) ограничивало права надельных крестьян в вопросах передела залога и отчуждения земли с тем, чтобы укрепить и ускорить выплату выкупных платежей1. Это не позволило приравнять крестьян к иным сословиям в вопросах реализации прав на землю еще некоторое время.
2. Завидов Б.Д. Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия (учебно-практический и аналитический комментарий) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
Новая аграрная политика России 1906 - 1910 гг. связана с именем Петра Аркадьевича Столыпина. 19 ноября 1906 г. вышел в свет Указ императора Николая II "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении". Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян.
По реформе 1906 - 1910 годов к началу 1916 года общину покинуло в общей сложности примерно 27% крестьянских семей, увеличив частную (подворную) надельную землю на 14% (около 16 млн. десятин).
Основными тенденциями развития в области земельных отношений в России к началу XX века были значительное сокращение дворянской земельной собственности, некоторое уменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения.
Закон 1910 года предусматривал обязательность перехода к личной собственности на землю в общинах, где за предшествующие 24 года не было общих земельных переделов.
Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закреплении земли в собственность (30% их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств (22%), которым отошло в собственность 13,9 млн. десятин, или 16% всей надельной земли.
Перераспределение земельной
собственности в пользу частного
крестьянского землевладения
Главное содержание реформы составляло разрушение крестьянской общины и насаждение частной собственности на землю. Разрешение продажи и купли земли облегчало отток из деревни в города сельской бедноты и концентрацию земель в руках зажиточных крестьян.
Проводимое в ходе реформы землеустройство было направлено в первую очередь на создание хуторов и отрубов на крестьянской надельной земле. Всего на всех землях к началу 1916 года в 47 губерниях европейской части России было образовано 1000696 хуторов и отрубов.
В результате Столыпинской реформы сложилось следующее распределение сельскохозяйственных земель:
-крестьяне - 215 млн. га;
-царская фамилия, помещики и монастыри - 152 млн. га
Столыпинская аграрная реформа дала резкий толчок развитию не только сельскохозяйственного производства, но и другим отраслям промышленности Российской империи. Так, например, увеличение производства и потребления сельскохозяйственных машин с 39 млн. рублей в 1906 году выросло до 119 млн. рублей в 1912 году. Увеличились поставки строительных материалов в деревню, в частности металла и металлоизделий - со 124 млн. рублей в 1900 году до 249 млн. рублей в 1912 году.
Несомненно, положительным итогом реформы было существенное повышение жизненного уровня крестьянского сословия, что подтверждается ростом вкладов крестьян в сберегательные кассы с 1032 млн. рублей в 1904 году до 1802 млн. рублей в 1912 году. Как писал в 1910 году журнал "Вестник сельского хозяйства", "...деревня уже не та, последние годы прошли не бесследно. Мысль разбужена, вытолкнута на новую дорогу. Население бросается и в кооперацию, и в школу, и в агрономию, и в народные университеты".
3) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, Земельное право / Под ред. проф. С. А. Боголюбова.
ОКТЯ́БРЬСКАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ 1917 в России, вооруженное свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков, провозгласившей установление советской власти, начало ликвидации капитализма и перехода к социализму.
Медлительность и
После 1917 г крестьянский наказ объявил всю землю народным достоянием, отменил частную собственность на землю, запретил сдавать ее в аренду и в залог
Земля передавалась в распоряжение земельных комитетов, которые являлись полномочными органами государственной власти на местах. Таким образом, из всех юридических конструкций осталось место только праву пользования землей. Право трудового землепользования предоставлялось всем гражданам РСФСР для ведения с\х и желающим обрабатывать землю своим трудом. Землепользователь не имел права совершать на своем земельном участке действия или отстраивать сооружения, нарушающие существенные интересы иных землепользователей. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли пользователям запрещались. Трудовому землепользователю предоставлялся тот объем прав, который позволял ему использовать землю в целях ведения с\х. Дальнейшее правовое регулирование прав граждан на землю развивалось в рамках социалистического землепользования, основными принципами которого были: целевой характер права землепользования; устойчивость права землепользования; бесплатность права землепользования. Основным фундаментом, на котором выстраивались отношения по землепользованию и регулирование этих отношений законодательством, было право исключительной государственной собственности на землю. По срокам землепользования это было землепользование бессрочное. Право землепользования предоставлялось законодательством крестьянскому двору - семейно-трудовому объединению лиц, совместно ведущих с\х. Наем рабочей силы не допускался.