- добавление новых сведений,
- изменение существующих сведений
с сохранением истории изменений.
- Процесс подготовки выписок государственного земельного кадастра на основании поданных заявлений.
ПК ЕГРЗ как инструмент автоматизации
позволяет избежать случайных ошибок
при внесении сведений в ГРЗ КР.
Это достигается:
- использованием справочников и классификаторов;
- наличием возможности автоматического внесения характеристик исходного земельного участка в сведения о вновь образованных участках
(например, местоположение, категория земель);
- наличием механизма подтверждения действий, выполняемых в ПК ЕГРЗ;
- наличием возможности предварительного просмотра документов;
- наличием механизма статусов записей.
ПК ЕГРЗ как механизм создания банков
данных, содержащих сведения из документов
государственного земельного кадастра,
обеспечивает:
- внесение, накопление и хранение данных об объектах учета;
- организацию защиты и сохранности данных;
- обработку и подготовку аналитических, статистических и иных производных документов, содержащих обобщенные сведения государственного земельного кадастра.
Не смотря на то, что использование
автоматизированных систем ведения
государственного земельного кадастра
предусмотрено законодательством,
технология ведения государственного
земельного кадастра с использованием
автоматизированных систем на сегодняшний
день находится в стадии разработки.
Порядок предоставления кадастровых
сведений в процессе ведения государственного
кадастрового учета
Сведения государственного земельного
кадастра являются государственным
информационным ресурсом. Кадастр является
источником информационного обмена
сведениями при осуществлении государственной
регистрации недвижимости, специальной
регистрации или учета отдельных
видов недвижимого имущества, природных
ресурсов и иных объектов, подлежащих
регистрации или учету в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Сведения государственного земельного
кадастра носят открытый характер,
за исключением сведений, отнесенных
законодательством Российской Федерации
к категории ограниченного доступа.
Органы, осуществляющие деятельность
по ведению государственного земельного
кадастра, обязаны предоставлять
сведения кадастра заинтересованному
лицу, предъявившему удостоверение
личности и заявление в письменной
форме (юридическому лицу – документы,
подтверждающие государственную регистрацию
данного юридического лица и полномочия
его представителя).
Лицо, заинтересованное в получении
сведений государственного земельного
кадастра, подает в соответствующий
орган письменное заявление с
указанием своих реквизитов, объема
и характера запрашиваемых сведений,
формы предоставления и способа
доставки. К заявлению прикладывается
квитанция об оплате услуг за предоставление
сведений.
Постановление Правительства РФ от
2 декабря 2000 г. № 918 «Об утверждении
правил предоставления сведений государственного
земельного кадастра». Утверждены правила
предоставления сведений государственного
земельного кадастра и установлена
максимальная плата за предоставление
сведений государственного земельного
кадастра об определенном земельном
участке. Конкретные размеры платы
за предоставление сведений государственного
земельного кадастра об определенном
земельном участке, а также за
их копирование (документирование) определяются
территориальными органами Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости
исходя из сложившихся затрат по согласованию
с органами ценообразования в
субъектах Российской Федерации.
Для получения сведений об определенном
земельном участке в заявлении
указывается кадастровый номер
этого участка, а при его отсутствии
приводится описание местоположения (адресный
ориентир) земельного участка.
Сведения об определенном земельном
участке предоставляются в течение
десяти дней с момента подачи заявления
в виде выписок по месту учета
данного земельного участка из государственного
земельного кадастра, а также в предусмотренных
законом случаях в виде копий хранящихся
в кадастровом деле документов за плату
или бесплатно, или мотивированный отказ
в письменной форме. Эти сведения, предоставленные
органом, осуществляющим деятельность
по ведению государственного земельного
кадастра, на законных основаниях гражданам
и юридическим лицам, могут быть использованы
ими для создания производной информации
в целях ее коммерческого распространения
с обязательным указанием источника информации.
Для государственной регистрации
прав выдается кадастровый план объекта
учета с указанием его основных
характеристик и отметкой об учете.
Кадастровый план, предоставляемый
для государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, действует в течение
месяца с момента выдачи, о чем
на выдаваемом документе делается соответствующая
запись.
Бесплатно сведения об определенном
земельном участке предоставляются:
- правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам;
- налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;
- судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
- органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осуществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;
- лицам, имеющим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;
- иным установленным законом лицам.
Указанные выше органы и лица оплачивают
стоимость копирования и доставки
предоставляемых им сведений государственного
земельного кадастра об определенном
земельном участке.
Органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления вправе
бесплатно в установленном порядке
получать обобщающие сведения о землях
в границах соответствующих территорий.
Использование сведений государственного
земельного кадастра способами или
в формах, которые наносят ущерб
или нарушают законные интересы правообладателей
земельных участков, влечет за собой
ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
Основные виды земельно-кадастровой
документации.
При земельном
кадастре ведется специальная земельно-кадастровая
документация, которая включает различную
информацию. Кадастровую информацию
можно разделить на следующие
виды:
- По назначению: статистическая, отчетная, справочная.
- По условиям доступа: открытая, ограниченная, закрытая.
- По месту формирования: внешняя, внутрисистемная.
- По виду представления: бумажная, электронная.
- По степени обработки: первичная, преобразованная.
- По способу отображения: текстовая, графическая.
- Нормативная.
Текстовая документация представляется
в виде книг, карточек, ведомостей, отчетов,
пояснительных записок, в которых
земельно-кадастровые данные отражаются
в натуральных показателях.
В планово-картографических документах
географическое отображение учитываемой
территории дается на бумаге в определенном
масштабе и оформляется в виде
планов, карт, схем, картограмм и других
документов.
В свою очередь земельно-кадастровые
документы в зависимости от содержания
и назначения подразделяются на основные,
вспомогательные, первичные и документы,
являющиеся основанием для ведения
кадастра.
В свою очередь основные земельно-кадастровые документы подразделяются
на учетные и отчетные, Основным учетным
земельно-кадастровым документом районного
и городского уровней управления, то есть
муниципального уровня, является государственный
реестр земель административного района
или города, в котором зарегистрированы
все землепользования и землевладения,
ведется учет количества и качества земель,
содержатся данные по оценке земель. Вторым
по важности документом является районная
карта землепользования, которая дает
наглядное представление о пространственном
положении землепользователей, землевладельцев
и собственников земли. Основным отчетным
документом земельного кадастра является
земельный баланс района. Основные земельно-кадастровые
документы – это, документы, в которых
производится учет всего землепользования
и землевладения и систематическое отражение
происходящих в них изменений. К ним относятся
также государственный акт на право пользования
землей, свидетельство о праве собственности
на землю и землевладение, выдаваемые
всем собственникам земли, землевладельцам,
землепользователям.
К вспомогательным земельно-кадастровым
документам относятся рабочие тетради,
списки землепользователей, землевладельцев
и собственников земли, приложения
к отчетам, пояснительные записки,
очерки, картограммы, диаграммы и
другие документы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя вышесказанное, можно
констатировать, что в настоящее
в российской Федерации происходит
модернизация системы кадастрового
учета земельных участков. Современное
понятие земельного кадастра - как
в России, так и во многих странах
мира, постепенно сближается с понятием
«земельной информационной системы»,
поддерживаемой государством и предназначенной
для учета физических, экономических,
правовых и специальных документированных
сведений о единых объектах недвижимости.
Мировая практика показывает, что
земельно-кадастровые системы являются
неотъемлемой частью управления, без
их создания невозможно формирование
рынка земли и недвижимости, а
также развитие инвестиционного
процесса. Актуальными направлениями
по совершенствованию системы государственного
кадастрового учета земельных участков,
являются:
- продолжение работ по
разработке и принятию нормативно-правовой
базы, в том числе обеспечивающей
введение в действие норм и
правил создания и ведения
государственного кадастра недвижимости,
формирования объектов кадастрового
учета, а также развитие института
налоговой оценки объектов недвижимости;
- реализация переходных
процессов по переносу информационных
ресурсов из ранее созданных
кадастров и реестров в базы
данных государственного кадастра
недвижимости.
- создание инфраструктуры
государственного кадастрового
учета, включая организационное
развитие системы и внедрение
на территории Российской Федерации
автоматизированной информационной
системы государственного кадастра
недвижимости;
- осуществление мероприятий
по совершенствованию структуры
Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости и подведомственных ему
организаций.
Нельзя сказать, что
к настоящему времени завершены
работы по созданию земельного
кадастра (как в техническом, так
и законодательном плане), еще
многое предстоит сделать. Но
сам факт того, что работы постоянно
ведутся, готовятся новые программы,
совершенствуется действующее законодательство,
говорят о том, что российский
законодатель на правильном пути
по построению цивилизованного
рынка недвижимости, закреплению
и гарантированию прав собственности
на недвижимое имущество.
Список использованной
источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской
Федерации.
3. Гражданский кодекс Российской
Федерации..
4. О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество
и сделок с ним: Федеральный
закон РФ от 21.07.1997 № 122.
7. О государственном земельном
кадастре: Федеральный закон РФ
от 02.01.2000 №28.
8. Антонов В. П. Оценка земельных
ресурсов / В.П. Антонов. — Владимир,
1999.
9. Варламов А. А. Государственное
регулирование земельных отношений
/ А.А. Варламов. — М.: Колос, 1999.
10. Земельный кадастр: Учебно-практическое
пособие / А.А. Варламов, С.А. Гальченко
и др. - - М.: ГУЗ, 2001. - - 384 с.
11. Улюкаев В. X. Земельное право и земельный
кадастр / В.Х. Улюкаев, А.А. Варламов, Н.Е.
Петров. — М.: Колос, 1996.