Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:44, курсовая работа
Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.
Основные черты Земского собора:
в состав этого органа входили представители из различных сословий, за исключением жителей «черных земель»: боярства, духовенства, дворян, городского населения (купцы и зажиточные ремесленники);
Введение стр.3
Земские соборы- высшие органы власти и управления
в XVI- XVII веках стр.5
Порядок формирования, структура Земских соборов
XVI- XVII веках стр.5
Компетенция Земских соборов стр.12
Классификация Земских соборов стр.16
2.Деятельность Земских соборов в XVI- XVII веках стр.20
2.1 Роль Земских соборов в завершении централизации и объединении
государства в XVII веке стр.20
2.2 Деятельность Земских соборов в XVII веке стр.24
2.3 Историческое значение Земских соборов в государственной системе управления стр.33
Заключение стр.36
Список использованной литературы стр.38
Избирательным округом являлся уезд. Исключение составляли Новгородская земля, где к уездам были приравнены пятины, и Москва. Количество депутатов, которые должны были представлять интересы уезда на Земском соборе, не было постоянным и зависело от усмотрения правительства. Избиратели, однако, не были совершенно отстранены от решения этого вопроса. С одной стороны, они всегда могли делегировать на Собор большее число лиц, чем было предусмотрено призывной грамотой, и по своим правомочиям «лишние» выборные не отличались от других участников «Общего совета». С другой стороны, иногда количество представителей вообще определялось избирателями самостоятельно, поскольку центральная власть прямо уполномочивала их отправить в Москву столько выборных, «сколько пригоже». Подобное равнодушное отношение правительства к количественным показателям народного представительства не было случайным. Напротив, оно очевидно вытекало из самой задачи последнего, заключавшейся в том, чтобы донести позицию населения до Верховной власти, дать ему возможность быть услышанным ею. Поэтому определяющим являлось не число лиц, входивших в состав Собора, а степень отражения ими интересов народа. В этой связи и решение на Земском соборе принималось не большинством голосов, а единогласно, что выражало совокупное мнение всей «земли».
Выборы на Собор были сословными: каждая социальная группа, подлежавшая представительству на «Земском совете» (дворяне, посадские люди, крестьяне и т. д.), избирала из своей среды депутатов. При этом в призывных грамотах четко оговаривалось, что избранию подлежат «лучшие люди», «добрые и смышленые люди», которым «Государевы и земския дела за обычай», «с которыми можно бы было говорить», «которые-б умели разсказать обиды и насильства и раззорения и чем Московскому государству полниться» и «устроить бы Московское государство, чтоб все пришли в достоинство» и т. п. Таким образом, единственным требованием, предъявляемым к выборным лицам, являлось наличие у них умственных способностей и нравственных качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ними задач, таких как выражение перед Верховной властью интересов и мыслей тех общественных слоев, к которым они принадлежали, информирование правительства о местных нуждах, активное участие в обсуждении общегосударственных проблем и исполнение принятых на Земском соборе решений. Что касается имущественного положения земских избранников, то оно, по общему правилу, не имело существенного значения.
Избирательный процесс опирался на принцип свободы выборов. Правительство строго следило за тем, чтобы воеводы не препятствовали свободному волеизъявлению избирателей, и при установлении фактов их вмешательства в процедуру выборов наказывало виновных. Сами избиратели также не оставляли без внимания факты нарушения своих политических прав, принимая всевозможные, порой самые активные меры к их отстаиванию.
По окончании выборов
Работа делегатов на Земском
соборе осуществлялась преимущественно
безвозмездно, на «общественных началах».
Избиратели обеспечивали выборных только
«запасом», то есть оплачивали их проезд
и проживание в Москве. Государство
же лишь изредка по просьбам самих
народных избранников «жаловало» их
за несение депутатской
Не существовало никакого закона и никаких традиций о периодичности созыва соборов. Их созывали в зависимости от обстоятельств внутри государства и внешнеполитических условий. В соответствии с источниками в некоторые периоды соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет(8).
1.2 Компетенция Земских соборов Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Известна роль Земских Соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 г. – первый систематизированный Свод законов в российской истории). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления, церковного устроения в годы раскола. Имелось у Соборов и формальное право законодательной инициативы, однако до 1598 г. все Соборы были совещательными, после смерти Царя Феодора Ивановича стали созываться "избирательные" Соборы. 14 февраля 1598 г. Земский Собор избрал Царем Бориса Годунова после пресечении царствовавшей линии Рюриковичей, в 1613 г. – Михаила Романова по преодолении Смутного времени, в 1682 г. (на последнем соборе) был утвержден Царем Петр I совместно со старшим его братом Иоанном V. В первые десятилетия XVII в. Земские Соборы заседали почти непрерывно. Затем Соборы стали созываться реже, в основном в связи с внешнеполитическими событиями. Так, 1 октября 1653 г. Земский Собор принял постановление о воссоединении Малороссии с Россией. Соборы прекратили собирать при Алексее Михайловиче. Вместо Земских Соборов начинают собираться односословные комиссии. Земские соборы в России не имели четкого определения функций, что отличало их от европейских парламентов. Собирались они только в исключительных, кризисных ситуациях и выполняли главным образом совещательную функцию, представляя мнение «земли». В период Смуты соборы, по крайней мере частично, взяли на себя распорядительную функцию. В частности, это созданный в 1611 г. в Нижнем Новгороде и переместившийся весной 1612 г. в Ярославль «совет всея земли». После окончания Смутного времени соборы вновь сохраняют совещательную функцию. Это, тем не менее, не означает, что сословия не влияли на принятие решений. Их воздействие было велико в 1613-1619 гг., при восстановлении страны на завершающем этапе Смутного времени; и в 1648-1649 гг., в ситуации волны городских восстаний, повлекших за собой, кроме всего прочего, создание Соборного Уложения. Четырьмя годами позднее при поддержке сословий правительство решилось объявить о приеме в российское подданство населения Украины. |
|
Если возможности
сословного представительства в XVI-XVII
вв. были очень ограничены, то сферы
его деятельности оказываются более
разнообразными. Один из наиболее важных
вопросов - определение направления
внешней политики и, в частности,
вопросы войны и мира. Так, в 1566
г. Иван Грозный собрал сословия, чтобы
выяснить мнение «земли» о продолжении
Ливонской войны. Значение этого
совещания оттеняется тем, что собор
работал параллельно с русско- Следующий собор, решавший такого рода вопросы, собирался в 1621 г. по поводу нарушения Речью Посполитой Деулинского перемирия 1618 г. В 1637, 1639, 1642 гг. сословные представительства собирались в связи с осложнением отношений России с Крымским ханством и Турцией, после захвата донскими казаками турецкой крепости Азов. На этих соборах решался вопрос о подготовке к войне, в ходе их высказывались рекомендации правительству относительно дальнейших политических действий(10). В 1651 и 1653 гг. соборы решали вопрос о характере взаимоотношений с Польшей в связи с созданием антироссийской коалиции на западных и южных границах и по вопросу о присоединении Украины к России. Не менее важным оказался финансовый вопрос. В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 гг. и позднее земские соборы определяли размеры дополнительных сборов с населения, решали вопрос о принципиальной возможности таких сборов. Соборы 1614-1618 гг. принимали решения о «пятинах» (сборе пятой части доходов) на содержание служилых людей. После этого по стране разъезжались «пятинщики» - чиновники, собиравшие подать, используя текст соборного «приговора» (решения) в качестве документа. Вопросы внутренней политики, в том числе проведения реформ, также решались при участии земских соборов. Первым из них оказался самый первый в истории России «собор примирения», собранный в 1549 г. Внешне он выглядел как взаимное примирение монарха и аристократии, монарха и общества в целом. Фактически этот собор определил внутреннюю политику Ивана Грозного и послужил началу реформ «Избранной Рады». Земский собор 1619 г. решал вопросы, связанные с восстановлением страны после Смуты и определением направления внутренней политики в новой ситуации. Собор 1648 - 1649 гг., вызванный массовыми городскими восстаниями, решал вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян, определил юридический статус поместий и вотчин, укрепил позиции само- державия и новой династии в России, повлиял на решение ряда других вопросов. На следующий год после принятия Соборного Уложения в очередной раз собор был созван для прекращения восстаний в Новгороде и Пскове, подавить которые силой не представлялось возможным, тем более что восставшие сохранили принципиальную лояльность монарху, то есть не отказывались признавать его власть. Последний «земский совет», касавшийся вопросов внутренней политики, был созван в 1681-1682 гг. Он был посвящен проведению очередных преобразований в России. Наиболее важным из результатов было «соборное деяние» об отмене местничества, давшее принципиальную возможность повысить эффективность административного аппарата в России. Наиболее важным вопросом, к решению которого привлекались «выборные» на «советах» был вопрос о выборе царя. «Избирательные» соборы традиционно выделяются в особую категорию. Первый из них прошел в 1584 г., то есть вскоре после смерти Ивана Грозного. Это было связано с неспособностью наследника Федора Иоанновича заниматься государственными делами и отсутствием у него наследников. С пресечением династии роль земских соборов возросла. Борис Годунов, чтобы получить корону, должен был получить согласие сословий, тем более что его приход к власти происходил в ситуации острой политической борьбы. Его соперником выступил Федор Никитич Романов, отец будущего царя. Современники оставили противоречивую информацию о характере и законности избирательного собора. Тем не менее можно говорить о том, что Борис Годунов был действительно выбранным царем. Бесспорным примером избирательного собора служит, конечно, собор 1613 г. Он показателен и в плане точности информации о нем, и в плане наличия реального выбора. Как известно, кроме Михаила Романова, на царскую корону претендовали польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, «воренок» Ивашка (сын Марины Мнишек, жены двух самозванцев), князья Д. Черкасский, Д. Трубецкой, Д. Пожарский (Рюрикович из удельных стародубских князей), И. Голицын и другие. Новая династия на
протяжении нескольких десятилетий
не могла быть уверена в твердости
своих позиций и на первых порах
нуждалась в формальном согласии
сословий. Как следствие этого
в 1645 г., после смерти Михаила Романова,
был созван очередной «избирательный»
собор, утвердивший на троне его
сына Алексея. Весной 1682 г. прошли два
последних в истории России «избирательных»
земских собора. На первом из них, 27
апреля, избрали царем Петра |
1.3.Классификация Земских соборов.
Для уяснения роли земских соборов, их существа, их влияния на историю этого периода — периода сословно-представительской монархии и формирования абсолютной монархии, приведу их классификацию по нескольким признакам. В.О.Ключевский классифицирует соборы по признакам:
С точки зрения общественно-политической значимости Л.В.Черепнин делит соборы на четыре группы:
К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе относится собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «разных чинов», а также ряд соборов времен Михаила Федоровича. К третьей группе относится собор 1565 г., на котором решался вопрос об опричнине и соборы 1611—1613 г.г. о «совете всей земли», о государственном устройстве и политических порядках. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выбора, утверждения на престоле Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также предположительно Федора Ивановича и Алексея Михайловича.
Конечно , в предложенной классификации есть условные моменты. Соборы третьей и четвертой групп, например, близки по своему назначению. Однако установление того, кем и зачем собран собор,— это принципиально важная основа классификации, помогающая пониманию взаимоотношений самодержавия и сословий в сословно-представительной монархии.
Если теперь присмотреться к вопросам, какими занимались соборы, созывавшиеся царской властью, то, прежде всего, надо выделить из них четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансовых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681—1682 гг. Таким образом, история земских соборов тесно связана с общей политической историей страны. Приведенные даты падают на узловые моменты в ее жизни: реформы Грозного, реставрация государственного аппарата после гражданской войны начала XVII в., создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройства страны были посвящены, к примеру, и совещания сословий в 1565 г., когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собором 30 июня 1611 г., в «безгосударное время» (это тоже акты общеисторической значимости).
Своего рода политической летописью являются и избирательные соборы, рисующие не только смену лиц на престоле, но и общественные и государственные изменения, этим вызванные.
Содержанием деятельности некоторых земских соборов была борьба с народными движениями. Правительство направляло соборы на борьбу, ведшуюся с использованием средств идейного воздействия, которые иногда сочетались с применяемыми государством военными и административными мерами. В 1614 г. от имени земского собора посылались грамоты отложившимся от правительства казакам с увещанием прийти в покорность. В 1650 г. представительство земского собора само отправилось в мятежный Псков с уговорами.
Наиболее часто
на соборах рассматривались
Созывались воинские соборы, зачастую они были экстренным сбором, представительство на них было неполным, приглашали тех, кто заинтересован в территории, являющейся причиной войны и тех, кого в короткие сроки можно призвать в расчете на поддержку политики царя.
В число соборов включено и три церковных собора в силу следующих обстоятельств: на этих соборах все же присутствовал земский элемент; решаемые религиозные вопросы в те исторические времена имели и светское «земское значение». Конечно, эта классификация условна, но она помогает уяснить содержание деятельности соборов. Для более глубокого понимания роли соборов целесообразно провести еще одну классификацию:
Процесс
государственной регламентации функций
сословий шел постепенно и получил свое
правовое оформление в середине XVII века.
Соборное Уложение 1649 г. стало важнейшим
законодательным кодексом допетровской
Руси, утвержденным Земским собором. Это
был развернутый правовой документ, разделенный
на 25 глав и содержащий 967 статей. В них
нашло четкое юридическое оформление
положение сословий, причем наиболее важным
вопросам были посвящены особые главы.
К их числу относятся, например, такие,
как «Суд о крестьянах», «О поместных землях»,
«О посадских людях», «Суд о холопах» и
другие. По Уложению крестьяне прикреплялись
к земле, посадские люди — к выполнению
городских повинностей, служилые люди
— к несению военной и других государственных
служб.
В состав
государства постоянно входили новые
территории, которые последовательно
становились объектом хозяйственного
освоения, крестьянской земледельческой
колонизации. Сложившийся тип земледельческого
производства и крестьянского хозяйства
обнаружил свою большую стабильность
во времени и пространстве, последовательно
воспроизводясь каждый раз на вновь осваиваемых
землях. При отсутствии перенаселенности,
земельной тесноты, экономический прогресс
был связан не столько с изменением типа
хозяйствования, сколько с количественным
ростом обрабатываемых земель. Все это
оказывало существенное влияние на процесс
формирования общества и государства
в России. Подходя с этой точки зрения,
можно констатировать влияние географических
условий — протяженности территории,
ее равнинного характера, сочетания леса
и степи — на размещение населения, на
складывавшиеся стратегические ситуации,
на формирование естественных границ
государства. Можно отметить также воздействие
почвенно-климатических условий, наличие
разветвленных речных бассейнов, создававших
удобные водные коммуникации, богатых
лесных массивов и, особенно, запасов пригодных
для земледелия земель. Колонизация новых
земель во многом определяла темпы развития,
смены основных фаз социальных процессов,
их направленность и специфику. В этом
заключалось существенное отличие России
от Запада.
Большие пространства незаселенных земель,
систематический отток населения к окраинам
до известной степени замедляли рост социальной
напряженности, видоизменяли формы ее
проявления. Характерно, что если в Западной
Европе одной из форм снижения социальной
напряженности была сознательная организация
миграций населения (в виде, например,
Крестовых походов, снаряжения морских
экспедиций для открытия и колонизации
новых земель, ссылка недовольных и социально
опасных элементов в колонии), то в России
главной заботой правительства оказывалась
как раз обратная практика всемерного
сдерживания, препятствования оттоку
населения или его бегству на окраины.
В результате здесь формировались особые
условия для законодательного закрепления
специфической организации общества,
которые были связаны с необходимостью
скорейшей мобилизации экономических
и людских ресурсов в экстремальных условиях
хозяйственной разобщенности регионов,
низкого уровня развития товарно-денежных
отношений, рассредоточенности населения,
постоянной борьбы с внешней опасностью.
Расширение территориальных границ государства
к концу XV — началу ХVIвв. поставило вопрос
о качественном изменении системы управления.
В состав единого государства вошли территории,
еще недавно бывшие в составе ряда великих
и удельных княжеств, где существовало
традиционно княжеское управление. Для
того чтобы теснее связать местное управление
с централизованной властью, было введено
наместническое управление. На места направлялись
наместники в города и волости, в сельскую
местность. Наместники и волостели должны
были управлять с помощью своего административного
аппарата, который выполнял и судебные
функции. Эта мера давала правительству
возможность посылать на места надежных
людей, что рассматривалось как служебное
поощрение. Наместники направлялись на
ограниченные сроки, в течение которых
стремились обогатиться насколько возможно.
Это называлось системой кормления. Наместническое
управление оказалось чрезвычайно тягостным
для населения и недостаточно эффективным
для управления.
Правовые нормы ограничивали объем сборов,
которые наместники могли получать с населения.
Они получали «въезжий корм», предусматривались
периодические поборы по большим праздникам,
судебные, торговые и другие поборы. Ограничивалось
также число помощников, которых местный
администратор мог привозить с собой.
Важно, что все сборы наместник взимал
не сам, а через местные власти. Однако
все эти меры оказывались недостаточно
действенными на практике. Во внутреннем
управлении уездов издавна существовала
своя, местная, опиравшаяся на давние традиции,
система самоуправления. Представителями
уездного населения избирались старосты,
сотские, в руках этих выборных местных
администраторов при наместниках осуществлялось
управление налоговыми и полицейскими
функциями уезда.
Информация о работе Деятельность Земских соборов в XVI- XVII веках