Содержание
Введение
1. Начало реформы
2. Первые правовые
акты земельной реформы
3. Земельная
реформа и развитие земельных
отношений в постсоветский период
4. Земельный
кодекс РСФСР 1991 г.
Заключение
Библиографический список
Введение
В 1990 г. в Российской
Федерации началось осуществление
земельной реформы. Следует различать
два этапа: 1-й этап, когда она
развивалась на основе ранее
действовавшей Конституции РСФСР
1978 г., и 2-й этап, когда была
принята на референдуме 12 декабря
1993 г. новая Конституция.
Начало реформы
Реформа осуществляется,
во-первых, на основе специальных
земельно-правовых актов; во-вторых,
на основе развития общего
законодательства: о приватизации;
о собственности; о предприятиях
и предпринимательской деятельности;
о банках; о налоговой системе;
об акционерных обществах; об
антимонопольной деятельности; о
банкротстве; об инвестиционной
деятельности; о залоге. В-третьих,
поскольку земельная реформа
неразрывно взаимосвязана с аграрной
реформой, то земельно-правовые
нормы находят свое место и
в аграрно-правовых актах.
Цели и задачи земельной
реформы были сформулированы в правовых
же актах о земельной реформе.
В соответствии с законодательством
земельная реформа — это коренное
изменение того земельного строя, который
существовал до 1990 г. в бывшем Союзе
ССР и России. Он основывался на
исключительной собственности государства
на землю, возникшей в результате
национализации земли в 1917 г.
Цель и суть земельной
реформы заключались в следующих
основных направлениях:
— переход от национализации
земли к ее денационализации (разгосударствлению);
— приватизация земель;
— децентрализация права
собственности на землю. В результате
возникла множественность форм права
собственности на землю:
— частная (индивидуальная,
общая долевая и общая совместная
— физических и юридических лиц);
— государственная, которая
подразделяется на федеральную собственность
и собственность субъектов Федерации;
— муниципальная;
— иные формы права собственности.
Кроме того, возникли или
развиваются другие формы права
на землю. Это — право пожизненного
наследуемого владения землей; право
пользования; право аренды.
Но земельная реформа
не самоцель. Она должна была привести
и к множественности форм хозяйствования,
и к подъему сельского хозяйства.
На основе данной множественности
форм собственности и других
прав на землю появились и развиваются
различные организационно-правовые
формы сельскохозяйственных и агропромышленных
предприятий:
— государственные;
— кооперативные;
— муниципальные;
— частные — индивидуальные,
юридических и физических лиц, крестьянские
(фермерские) хозяйства, акционерные
общества, товарищества, хозяйственные
общества и др.
Указанные субъекты новых
аграрных отношений одновременно
являются и субъектами новых земельных
отношений.
Конституция Российской Федерации
1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в
России закреплены частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности
на землю. Статья 36 специально посвящена
праву частной собственности
на землю граждан: они вправе самостоятельно
или вместе с другими владеть,
пользоваться и распоряжаться принадлежащими
им земельными участками по своему
усмотрению, не причиняя при этом вреда
другим лицам, и соблюдать требования
экологического законодательства. Право
частной собственности устанавливается
федеральным законом.
Первые правовые акты земельной
реформы
Первые
правовые акты земельной реформы
были приняты еще бывшим СССР.
Верховный Совет СССР в апреле
1990 г. принял Основы законодательства
о земле. Однако в те времена
шла острейшая дискуссия: нужно
или не нужно вводить частную
собственность на землю.
Основы законодательства о земле
не ввели право частной собственности
на землю. Но Основы ввели
новшество — пожизненное наследуемое
владение землей. Это еще не
право собственности на землю,
но уже одно правомочие как
собственника: Основы закрепили
передачу земельного участка
по наследству. Основы ввели еще
одно право на землю — право
аренды земли. 22 ноября 1990 г. был
принят Закон РСФСР "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" и 23 ноября
1990 г. Закон РСФСР "О земельной
реформе". В них было впервые
в России закреплено право
частной собственности на землю,
причем индивидуальной, коллективно-долевой
и коллективной совместной. У
хозяйств изымалась часть земли
для создания в каждом районе
фонда земли для наделения фермерских
хозяйств. Был определен порядок выдела
земельной доли и имущественного пая колхозников
и работников совхозов.
Это
было сделано на основе ст.
12 бывшей Конституции РСФСР 1978
г., в которую в 1990 г. были
внесены изменения и было предусмотрено
право частной собственности
граждан на землю. Но это
право было очень ограниченным,
неполным: собственник земельного
участка не мог отчуждать его
ни в какой форме (продать,
подарить и т.д.) в течение 10
лет, т. е. был установлен
общий 10-летний мораторий на
распоряжение землей.
Было
предусмотрено создание крестьянских
(фермерских) хозяйств. Они стали
создаваться путем выделения
колхозников и работников совхозов
со своей земельной долей и
имущественным паем.
Земельная реформа и развитие
земельных отношений в постсоветский
период
Новый этап развития земельного
законодательства относится к периоду
так называемой перестройки. В 1989 г.
была предпринята попытка кардинального
разрешения земельного вопроса. Перед
II Съездом народных депутатов СССР,
начавшим работу 12 декабря 1989 г., большая
группа депутатов призывала к
всенародной политической забастовке,
если закон о земле не будет
включен в повестку дня и рассмотрен
Съездом. 28 февраля 1990 г. не Съезд, а
Верховный Совет СССР принял. «Основы
законодательства Союза ССР и
союзных республик о земле». Подготовка
проекта Основ велась на фоне ожесточенной
борьбы между сторонниками сохранения
монопольной государственной собственности
на землю и теми, кто призывал
к ее разрушению. В результате этой
борьбы понятие «собственность на землю»
исчезло и в Основы был введен
такой компромиссный титул права
на землю, как пожизненное наследуемое
владение. К «достижениям» Основ
следует отнести также введение
аренды на землю и плату за землепользование.
Этим практически исчерпываются
все новеллы, введенные в Основы,
которые по существу не изменили советский
земельный строй. Частная собственность
на землю введена не была, но появилось
два новых титула прав на землю: право
пожизненного наследуемого владения и
аренда. Тем самым незыблемость исключительной
государственной собственности
на землю в какой–то мере была поколеблена.
Однако Основы были обречены на недолгое
существование, ибо приближался
развал Союза ССР.
Земельная реформа в Российской
Федерации началась в 1990 г. Следует
различать два этапа: 1–й этап, когда
она развивалась на основе ранее
действовавшей Конституции РСФСР
1978 г., и 2–й этап, когда была принята
на референдуме 12 декабря 1993 г. новая
Конституция.
22 ноября 1990 г. был принят
Закон РСФСР "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" и 23 ноября
1990 г. Закон РСФСР "О земельной
реформе", контрреволюционные по
своей сути. В них впервые после
революции было закреплено право
частной собственности на землю.
У хозяйств изымалась часть
земли для создания в каждом
районе фонда земли для наделения
фермерских хозяйств. Был определен
порядок выдела земельной доли
и имущественного пая колхозников
и работников совхозов
Это было сделано на основе
ст. 12 Конституции РСФСР 1978 г., в которую
в 1990 г. были внесены изменения, вводящие
право частной собственности
граждан на землю. Это право было
очень ограниченным, неполным: собственник
земельного участка не мог отчуждать
его ни в какой форме (продать,
подарить и т. д.) в течение 10 лет,
т. е. был установлен общий 10–летний
мораторий на распоряжение землей.
Земельный кодекс РСФСР 1991 г.
В
1990—1991 гг. велась разработка нового
Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г.
он был принят. Это — основной
земельный законодательный акт,
в котором урегулированы все
земельные общественные отношения
нового земельного строя.
Но
Кодекс не мог выйти за рамки
Конституции, в которой был
установлен 10-летний мораторий на
продажу (передачу) земельных участков.
Свободно разрешалась только
купля-продажа земли государством
у граждан и, наоборот, гражданами
у государства.
Серьезнейшей
новизной и революционным завоеванием
ЗК РСФСР явилось установление
судебного разрешения всех земельных
споров. Раньше они рассматривались
только в административном порядке
(до этого суды рассматривали
лишь один спор — о пользовании
земельным участком его собственниками
в городе).
Президент
Российской Федерации решил регулировать
ход реформы своими Указами. 27
декабря 1991 г. Президент Российской
Федерации принял Указ "О неотложных
мерах по осуществлению земельной
реформы'". Указ установил продажу
(передачу в собственность) колхозниками
и работниками совхозов своих
земельных долей:
— при выходе на пенсию (по
старости или инвалидности);
— при переселении в
другую местность;
— при передаче в собственность
по наследованию;
— при внесении вырученных
средств в местную перерабатывающую
промышленность.
Колхозники,
работники совхозов получили
право продавать свои участки
другим работникам совхозов или
колхозникам либо лицам, вступающим
в члены колхоза или поступающим
на работу в совхоз.
Таким
образом, права указанных граждан
на продажу земельных участков
были расширены по сравнению
с Конституцией и ЗК РСФСР.
Из
названных положений Указа исходило
и постановление Правительства
Российской Федерации от 29 декабря
1991 года о реорганизации колхозов
и совхозов, в котором предписывалось
колхозам и совхозам перерегистрироваться
в новые формы хозяйствования
(АО, товарищества, кооперативы и
др.). Это противоречило Конституции
и ЗК РСФСР, но Конституционный
Суд не отреагировал на это.
Реформа продолжилась.
Законодательными
актами Верховного Совета Российской
Федерации регулировались и регулируются
плата за землю (Закон от 11 октября
1991 г. с дополнениями и изменениями);
залог земли (Закон от 29 мая
1992 г.) и ряд других. Признано необходимым
принять закон об ипотеке.
Законодательный
орган — Верховный Совет Российской
Федерации, со своей стороны,
принимал законы, направленные на
дальнейшее расширение права
частной собственности на землю.
В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены
дополнение и изменение, которыми
разрешалась свободная купля-продажа
земельных участков гражданами
в четырех случаях — для
ведения:
— личного подсобного хозяйства;
— садоводства;
— дачного строительства;
— индивидуального жилищного
строительства.
Конституция и Закон не позволяли
регулировать земельные отношения
с учетом требований земельной
реформы. Поэтому Президент Российской
Федерации стал регулировать
их в указном порядке.
Указом Президента Российской
Федерации о регулировании земельных
отношений и развитии аграрной реформы
от 27 октября 1993 г. было установлено, что
земля — имущество, недвижимость;
все сделки с землей должны регулироваться
гражданским правом, с учетом земельного
и экологического законодательства.
Земельное законодательство в указанной
части должно соответствовать ГК
РФ.
21 сентября 1993 г. был издан
Указ Президента РФ № 1400 "О
поэтапной конституционной реформе
в Российской Федерации", которым
была прервана деятельность высших
органов власти Российской Федерации.
В соответствии со ст. 121–6 действовавшей
Конституции, полномочия президента
немедленно прекращались без
какой–либо дополнительной процедуры.
Однако бывший президент с
помощью военной силы узурпировал
власть, законное руководство Российской
Федерации было заключено в
«Матросскую тишину». Результатом
антиконституционного переворота
стало принятие 12 декабря 1993 г.
новой Конституции. Она закрепила
право частной собственности
на землю, отменила все имеющиеся
в прежней Конституции ограничения
по распоряжению находящимися
в собственности земельными участками,
создала условия для дальнейшего
перехода государственных земель
в частные руки.
24 декабря 1993 г. Б. Ельцин,
незаконно продолжавший осуществлять
полномочия Президента РФ, издал
Указ № 2228 «О приведении законодательства
Российской Федерации в соответствие
с Конституцией РФ». Он отменил
часть ЗК РСФСР, ряд статей
Закона о крестьянском (фермерском)
хозяйстве, Закон об аграрной
реформе, 8 статей Закона о зерне.
Это создало пробелы и неопределенность
по многим вопросам регулирования
земельных отношений. В частности,
были признаны недействующими
статьи, определяющие компетенцию
государственных органов по предоставлению
земельных участков в собственность
и пользование; статьи, устанавливающие
порядок предоставления и изъятия
земельных участков, что на практике
порождало пробелы в законодательстве
и правовой беспредел.