Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 23:10, реферат
Основная функция регистрации прав заключается в создании единой, надежной и достоверной системы о правах на земельные участки на всей территории республики, необходимой для рационального и эффективного управления земельными ресурсами, увеличения их стоимости, создания рынка недвижимости, привлечения в бюджет республики дополнительных денежных средств.
Надлежащим образом зарегистрированные права охраняются государством. Согласно Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы, закрепленные в ее законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Совету Министров Белорусской
ССР было поручено обеспечить выделение
соответствующих денежных средств
и материально-технических
В принятой 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь — первой Конституции суверенного белорусского государства — закреплялось две формы собственности — государственная и частная. Устанавливалось право государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, положение о равных возможностях свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом, гарантировались со стороны государства равная защита и равные условия для развития всех форм собственности.
Новым этапом в развитии земельной реформы в Республике Беларусь, совершенствовании правовой базы для ее обеспечения, реформировании сельскохозяйственных предприятий стал принятый 7 декабря 1998 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь, в котором был установлен перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусматривающий таких форм, как колхоз, совхоз, межхозяйственное предприятие, агропромышленное объединение. В этой связи необходимо было привести учредительные документы сельхозпредприятий в соответствие с требованиями нового гражданского законодательства.
Вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый Кодекс Республики Беларусь о земле закрепил две формы собственности на землю — государственную и частную. Вместе с тем все земли сельскохозяйственного назначения находятся исключительно в собственности государства. Для сельскохозяйственных организаций было предусмотрено, как и прежде, лишь право постоянного пользования и аренды. В то же время существенно расширились права граждан в области земельных правоотношений, в том числе права частной собственности на землю1. Кодексом существенно увеличены размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Так, в соответствии со статьей 70 размеры земельных участков предоставляемых в пожизненное наследуемое владение или передаваемых по желанию граждан в частную собственность, в сельских населенных пунктах, поселках городского типа составляют до 0,25 га, а дополнительные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства -- до \ га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительстваи обслуживания жилого дома. Кроме того, Кодекс о земле закрепил право наследования земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 58) и в пожизненном наследуемом владении (статья 59), а также предусмотрел сделки по отчуждению земельных участков, включая куплю-продажу, дарение, залог, обмен, аренду (статья 87).
Кодекс о земле 1999 г. закрепил право выхода физических лиц из коллективного хозяйства с паем земли для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Так, в соответствии со статьей 80 членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий (кроме сельскохозяйственных предприятий, на землях которых проводятся долголетние опыты), пожелавшим выйти из их состава (уволиться) и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районного исполнительного и распорядительного органа с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования предоставляются земельные участки, изымаемые из земель указанных предприятий.
Кодекс снял некоторые прежние ограничения и на индивидуальное землепользование. Так, в соответствии со статьей 71 земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение в размере до 100 га сельскохозяйственных земель, или на 50 га больше, чем было установлено Кодексом о земле 1990 г. Кроме того, граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут для производственных целей дополнительно арендовать земельные участки.
Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 1502 утверждена новая Программа возрождения белорусского села, основными целями которой являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов с учетом экологии и рационального использования государственных и иных инвестиций.
Вступивший в силу с 1 января 2009 г. новый Кодекс о земле установил для землепользователей следующие права; государственную и частную собственность , право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, временного пользования и аренды (субаренды). В нем сохраняется вариант получения земельных участков в пожизненное наследуемое владение для граждан Республики Беларусь, четко урегулированы вопросы по вступлению в наследство: установлен предельный срок для оформления документов на земельный участок при его наследовании — не позднее 18 месяцев со дня открытия наследства. Сохраняется право временного и постоянного пользования участком. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются по результатам аукционов. За право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности предоставляемых в аренду без проведения аукциона, взимается плата. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь, если они используются для обслуживания принадлежащих этим лицам на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), либо в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь. В целом, для негосударственных юридических лиц Республики Беларусь право частной собственности на землю становится реальным.
Таким образом, земельные отношения в Республике Беларусь после 1991 г. стали строиться на принципиально новой правовой и идеологической основе. В земельные отношения стали закладываться элементы рыночной экономики.
Правовой основой проводимой после 1991 г. земельной реформы в Республике Беларусь явились Кодексы о земле 1990 г. и 1999 г., законы: от 12 декабря 1990 г. «Об аренде» ; от И декабря 1990 г. «О собственности в Республике Беларусь» ; от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю»; от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» ; от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю» ; от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях»; от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» ; от 11 ноября 2002 г. «О личных подсобных хозяйствах граждан» и ряд других. В них были закреплены адекватные идеям и целям земельной реформы правовой, организационный и экономический механизмы ее осуществления, регламентированы: порядок передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан; аренда земельных участков; порядок передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита и многое другое.
В 1991—2007 гг. были разработаны и
приняты новые нормативные
земель. Вместе с тем приоритет
в земельных отношениях отдается
землям сельскохозяйственного
Таким образом задача земельной реформы состояла в перераспределении земель для создания условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, земельная реформа должна была охватить помимо земельных отношений и отношения собственности, организационно-правовые формы участников земельных отношений, взаимоотношения товаропроизводителей сельхозпродукции с государством, экономические взаимоотношения участников земельных отношений с иными субъектами хозяйствования, а также усовершенствовать систему государственных органов по управлению сельским хозяйством и др. В этой связи Верховный Совет БССР 18 февраля 1991 1 объявил земли Белорусской ССР объектом земельной реформы с момента принятия указанного постановления. На период проведения земельной реформы все вопросы регулирования земельных отношений были переданы Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Члены Совета Республики сегодня на заседании четвертой сессии одобрили новую редакцию Кодекса о земле.
Ожидается, что с принятием законопроекта о внесении изменений и дополнений в Кодекс о земле упростится процедура оформления право удостоверяющих документов на земельные участки, будет обеспечена максимальная защита прав и законных интересов землепользователей. Новые поправки в кодекс дают возможность выделять земельные участки без аукциона для строительства временных индивидуальных гаражей сельским жителям многоквартирных домов.
В кодексе также заложен принцип единства земельного участка и расположенных на нем капитальных строений. То есть лица, наследующие жилой дом, дачу или садовый домик, будут автоматически получать в наследство и участок, на котором расположены строения. Это позволит избежать существующих сегодня конфликтов, когда объект недвижимости передается по наследству одним людям, а участок - другим. Решение многих земельных вопросов должно упроститься и ускориться за счет передачи землеустроительных служб в ведение местных исполкомов.
Использованные источники
Нормативные правовые акты
Литература:
Информация о работе Земельная реформа в РБ. Основные положения земельной реформы 1991 г