После принятия Общих начал
землепользования и землеустройства 1928
г. законодательство РСФСР базировалось
на законодательстве Союза ССР, направленном
на упрочение земельно-правового строя,
сложившегося в результате принятия Общих
начал 1928 г. Среди нормативных правовых
актов, направленных на защиту права землепользования
колхозов, важную роль сыграл Примерный
устав сельскохозяйственной артели, утвержденный
СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта
1930 г. В ст. 2 и 3 Устава было записано, что
земли, закрепленные за колхозом, составляют
единый массив, который не должен уменьшаться.
На обеспечение устойчивого землепользования
колхозов было направлено и Постановление
ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании
устойчивого землепользования колхозов».
В период индустриализации,
требовавшей новых земельных территорий
для промышленности и строительства городов,
которые отводились для этих целей в основном
за счет сельскохозяйственных земель,
ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 г. приняли специальное
Положение об изъятии земель для государственных
и общественных надобностей, допускавшее
изъятие участков лишь необходимого размера
и обязывающее предприятия, учреждения
и организации, которым передавались земли,
возместить вызванные изъятием земель
убытки. В тот же период принимаются акты,
посвященные правовому режиму несельскохозяйственных
земель: Положение о землях, предоставленных
транспорту, от 7 февраля 1933 г., Постановление
ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 г. «О составлении
и утверждении проектов планировки и социалистической
реконструкции городов и других населенных
мест».
В послевоенный период активизируется
работа по кодификации земельного законодательства
и издаются нормативные акты, направленные,
как и прежде, на обеспечение рационального
использования и охраны сельскохозяйственных
земель. Что касается первого направления,
то в июле 1946 г. Совет Министров СССР принял
решение возобновить прерванную войной
работу по подготовке проекта Основ землепользования
СССР. К 1948 г. такой проект был разработан
и опубликован для широкого обсуждения.
Однако на рассмотрение законодательных
органов он вынесен не был. Затем началась
работа по подготовке проекта Основ земельного
законодательства Союза ССР и союзных
республик, первый вариант которых был
подготовлен в 1957 г. Для дальнейшей работы
над проектом этого закона в 1960 г. создается
представительная комиссия из практических
работников и ученых. Работа над проектом
Основ земельного законодательства завершается
к концу 1968 г. 13 декабря этого года данный
закон принимается Верховным Советом
СССР и вводится в действие с 1 июля 1969
г. От Общих начал землепользования и землеустройства
1928 г. Основы земельного законодательства
отличались тем, что они содержали больше
земельно-правовых институтов. Что же
касается сути земельно-правового строя,
основанного на праве собственности на
землю исключительно государства, то Основы
целиком и полностью восприняли и укрепили
это основополагающее полоскание.
3. Современная
земельная реформа.
Первые правовые акты
земельной реформы были приняты
еще бывшим Союзом ССР. Верховный
Совет СССР в апреле 1990 г. принял
Основы законодательства о земле.
Однако в те времена шла
острейшая дискуссия: нужно или
не нужно вводить частную собственность
на землю.
Основы законодательства
о земле не ввели право частной
собственности на землю. Но Основы
ввели новшество — пожизненное
наследуемое владение землей. Это
еще не право собственности
на землю, но уже одно правомочие
как собственника: Основы закрепили
передачу земельного участка
по наследству. Основы ввели еще
одно право на землю — право
аренды земли. 22 ноября 1990 г. был принят
Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском)
хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон
РСФСР "О земельной реформе".
В них было впервые в России
закреплено право частной собственности
на землю, причем индивидуальной,
коллективно-долевой и коллективной
совместной. У хозяйств изымалась
часть земли для создания в
каждом районе фонда земли
для наделения фермерских хозяйств.
Был определен порядок выдела
земельной доли и имущественного
пая колхозников и работников
совхозов.
Это было сделано
на основе ст. 12 бывшей Конституции
РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были
внесены изменения и было предусмотрено
право частной собственности
граждан на землю. Но это право
было очень ограниченным, неполным:
собственник земельного участка
не мог отчуждать его ни
в какой форме (продать, подарить
и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был
установлен общий 10-летний мораторий
на распоряжение землей.
Было предусмотрено
создание крестьянских (фермерских)
хозяйств. Они стали создаваться
путем выделения колхозников
и работников совхозов со своей
земельной долей и имущественным
паем.
В 1990—1991 гг. велась разработка
нового Земельного кодекса. 25 апреля
1991 г. он был принят. Это — основной
земельный законодательный акт,
в котором урегулированы, по существу,
все земельные общественные отношения
нового земельного строя.
Но Кодекс не мог
выйти за рамки Конституции, в
которой был установлен 10-летний
мораторий на продажу (передачу)
земельных участков. Свободно разрешалась
только купля-продажа земли государством
у граждан и, наоборот, гражданами у государства.
Серьезнейшей новизной
и революционным завоеванием
ЗК РСФСР явилось установление
судебного разрешения всех земельных
споров. Раньше они рассматривались
только в административном порядке
(до этого суды рассматривали
лишь один спор — о пользовании
земельным участком его собственниками
в городе).
Президент Российской
Федерации решил регулировать
ход реформы своими Указами. 27
декабря 1991 г. Президент Российской
Федерации принял Указ "О неотложных
мерах по осуществлению земельной
реформы'". Указ установил продажу
(передачу в собственность) колхозниками
и работниками совхозов своих
земельных долей:
— при выходе на пенсию (по старости
или инвалидности);
— при переселении в другую
местность;
— при передаче в собственность
по наследованию;
— при внесении вырученных
средств в местную перерабатывающую промышленность.
Колхозники, работники
совхозов получили право продавать
свои участки другим работникам
совхозов или колхозникам либо
лицам, вступающим в члены колхоза
или поступающим на работу
в совхоз.
Таким образом, права
указанных граждан на продажу
земельных участков были расширены
по сравнению с Конституцией
и ЗК РСФСР.
Из названных положений
Указа исходило и постановление
Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 1991 года о реорганизации
колхозов и совхозов, в котором
предписывалось колхозам и совхозам
перерегистрироваться в новые
формы хозяйствования (АО, товарищества,
кооперативы и др.). Это противоречило
Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный
Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.
Законодательными актами
Верховного Совета Российской
Федерации регулировались и регулируются
плата за землю (Закон от 11 октября
1991 г. с дополнениями и изменениями);
залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.)
и ряд других. Признано необходимым
принять закон об ипотеке.
Законодательный орган
— Верховный Совет Российской
Федерации, со своей стороны, принимал
законы, направленные на дальнейшее
расширение права частной собственности
на землю. В Конституцию РФ (ст.
12) были внесены дополнение и
изменение которыми разрешалась
свободная купля-продажа земельных
участков гражданами в четырех
случаях — для ведения:
— личного подсобного хозяйства;
— садоводства;
— дачного строительства;
— индивидуального жилищного
строительства.
Конституция и Закон
не позволяли регулировать земельные
отношения с учетом требований
земельной реформы. Поэтому Президент
Российской Федерации стал регулировать
их в указном порядке.
Указом Президента Российской
Федерации о регулирований земельных
отношений и развитии аграрной реформы
от 27 октября 1993 г. было установлено, что
земля — имущество, недвижимость; все
сделки с землей должны регулироваться
гражданским правом, с учетом земельного
и экологического законодательства. Земельное
законодательство в указанной части должно
соответствовать ГК РФ.
24 декабря 1993 г. Президент
Российской Федерации принял
Указ № 2228 о приведении законодательства
Российской Федерации в соответствие
с Конституцией РФ. Он отменил
часть ЗК РСФСР, ряд статей
Закона о крестьянском (фермерском)
хозяйстве, Закон об аграрной
реформе, 8 статей Закона о зерне.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации "Об основных
положениях Государственной программы
приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации после
1 июля 1994 г." продолжалась приватизация
земель. В основных положениях содержатся
два раздела "4" и "4 10", специально
посвященные приватизации этих земель,
их купле-продаже при приватизации предприятий.
В сферу сделок с землей включились органы
Госкомимущества.
Еще более важное значение имеет
Указ Президента Российской Федерации
"О реализации конституционных прав
граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он
еще более расширяет земельную реформу.
Указом предусмотрены важные меры по закреплению
прав граждан на земельные участки и доли
и на свободное распоряжение ими в самых
различных формах для развития сельскохозяйственного
производства, свободного выхода для организаций
фермерских хозяйств; не ограничиваются
размеры приусадебных участков; предоставлено
право на получение земли специалистам
сельского хозяйства; предусмотрено право
местных органов власти выкупа у крестьян
земельных долей для перепродажи их другим
лицам, желающим вести сельскохозяйственное
производство, и т. д.
Заключение
Для истории нашей страны, ее
внутреннего развития был более свойствен
путь эволюционного движения, хотя она
сотрясалась не раз и такими взрывами,
как разинщина или пугачевщина. Однако
только в XX веке происходят одна за другой
мощные революции, коренным образом преобразующие
облик как нашей страны, так и всего мира.
На протяжении веков и тысячелетий менялись
государства и правовые системы на территории
нашей страны. Под влиянием внутренних
и внешних факторов они возникали и погибали.
Не раз в тяжком положении оказывалась
и Русь. Но после страшных испытаний она
вновь поднималась, отстаивая и свое право
на существование и неся освобождение
другим народам. В наше время страна переживает
опять острый кризис.
К середине 90-х гг. сложилась
многоуровневая система земельного законодательства:
собственно российские законы и президентские
указы, часто противоречащие друг другу,
Основы гражданского законодательства
СССР 1991 г., действовавшие в указанных
пределах, ГК РСФСР 1964 г., продолжавший
действовать в частях, не противоречащих
законам и указам, с одной стороны, и Основам,
с другой, а также все остальные подзаконные
акты. Такое состояние законодательства
осложнило и запутало правоприменительную
деятельность, стало тормозом на пути
дальнейших преобразований и требовало
создания единого кодифицированного акта.
В связи с принятием в 1993 г. Конституции
Российской Федерации, многие положения
Земельного кодекса 1991г. устарели и были
признаны недействующими. Все это обусловило
необходимость разработки нового Земельного
кодекса Российской Федерации.
Список литературы
1. История отечественного государства
и права. Учебник для вузов/ Под ред. О.
И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., 1996г.
2. Земельное право. Учебник
для вузов./ Под ред. С.А. Боголюбова. М.,
2000г.