Земельно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:46, доклад

Краткое описание

Проблеме земельно-правовой ответственности как самостоятельному явлению правовой действительности значительное внимание уделяли в своих работах Г.А.Аксененок, В.В.Петров, С.А.Боголюбов, Б.В.Ерофеев, А.П.Анисимов и др. В белорусской правовой литературе отдельные аспекты затрагивались Н.Г.Станкевич, Н.А.Шингель и др. Вместе с тем взаимосвязанный характер земельных, имущественных и градостроительных отношений, оказывающий непосредственное влияние на характер и содержание мер земельно-правового воздействия на недобросовестных землепользователей, в недостаточной степени исследован в отечественной правовой науке и требует отдельного осмысления.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.docx

— 14.96 Кб (Скачать файл)

ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Проблеме земельно-правовой ответственности как самостоятельному явлению правовой действительности значительное внимание уделяли в  своих работах Г.А.Аксененок, В.В.Петров, С.А.Боголюбов, Б.В.Ерофеев, А.П.Анисимов и др. В белорусской правовой литературе отдельные аспекты затрагивались Н.Г.Станкевич, Н.А.Шингель и др. Вместе с тем взаимосвязанный характер земельных, имущественных и градостроительных отношений, оказывающий непосредственное влияние на характер и содержание мер земельно-правового воздействия на недобросовестных землепользователей, в недостаточной степени исследован в отечественной правовой науке и требует отдельного осмысления. В рамках данной статьи не исследуется правовая природа принудительного изъятия земельного участка по ст. 61 КоЗ в силу специфики правоотношений, возникающих между Республикой Беларусь и иностранным государством либо международной организацией, имеющей в том числе и международно-правовой характер. Рассуждения авторов и выводы, сделанные в заключении, не претендуют на однозначность и бесспорность, носят дискуссионный характер.

Н.И.Краснов впервые в  юридической литературе обратил  внимание на то обстоятельство, что  при охране правового режима земель наряду с другими применяются  земельно-правовые меры, которые не вписываются в рамки гражданско-правовой и иных видов ответственности. Точки  зрения о самостоятельном характере  земельно-правовой ответственности  придерживается большинство представителей науки земельного права: Г.А.Аксененок, В.В.Петров, С.А.Боголюбов, Б.В.Ерофеев, А.П.Анисимов, Н.Г.Станкевич и др. Классическое определение этого понятия было дано О.В.Измайловым, который под земельно-правовой ответственностью понимает применение государством правовых санкций, непосредственно предусмотренных земельным законодательством, к правонарушителю, в результате чего последний претерпевает лишения земельно-правового характера. Положив в основу данное определение, остановимся на анализе основных концептуальных подходов к сущности и содержанию земельно-правовой ответственности, параллельно отграничивая данный институт от других видов юридической ответственности применительно к законодательству Республики Беларусь.

В своих трудах по земельному праву В.В.Петров отмечал, что земельно-правовая ответственность за земельные правонарушения может применяться самостоятельно и как дополнительная мера воздействия  к другим видам правовой ответственности. Земельно-правовая ответственность  применяется только в случаях, прямо  указанных в законе, и выражается в принудительном прекращении права  на землю, т.е. в изъятии земельного участка. Большинство сторонников  самостоятельности земельно-правовой ответственности как вида юридической  ответственности выделяют изъятие  земельного участка как ее характерную  санкцию. Однако в земельном законодательстве термин "изъятие земельного участка" используется в различных аспектах и служит совершенно противоположным  целям. Так, в гл. 6 КоЗ речь идет о "прекращении прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки", в ст. 66 КоЗ - об "изъятии земельных участков", в ст. 60 КоЗ - о "принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда".

Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" (далее - Указ N 667) в качестве возможных вариантов государственного реагирования на невыполнение хотя бы одного из условий отвода земельного участка в установленные сроки (за исключением сроков обращения за государственной регистрацией земельного участка, прав на него) предусматривает возможность принятия решений уполномоченным государственным органом о "прекращении права пользования, пожизненного наследуемого владения", "расторжении договора аренды", реализация которых предполагает в том числе и последующее изъятие земельных участков.

Согласно ч. 2 п. 1 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом N 667, изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в порядке, установленном названным Положением, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе находящихся на них одноквартирных, блокированных жилых домов, строений, сооружений и насаждений при них или многоквартирных жилых домов. Изымая земельные участки для государственных нужд, соответствующие органы государственного управления реализуют свои управленческие функции в сфере использования земель.

Таким образом, изъятие земельного участка может рассматриваться  как управленческая функция органов  государственного управления либо как  форма реагирования государства  на неправомерное поведение субъекта, т.е. речь идет о применении изъятия  как санкции. Для разграничения  изъятия земельного участка как  управленческой функции и как  меры правового воздействия на нарушителей  земельного законодательства, т.е. санкции, с нашей точки зрения, целесообразнее использовать понятия "прекращение  права на земельный участок" и "лишение права на земельный  участок", что будет способствовать совершенствованию понятийно-категориального  аппарата земельного права.


Информация о работе Земельно-правовая ответственность