Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:36, реферат
Формирование крепостного права уходит во времена становления Киевской Руси. В то время подлежали усиленной охране все частные землевладения. На это указывает текст статьи 34 «Русской Правды» (Краткая редакция). В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.
I История развития земельного права 3
1 Земельный строй в дореволюционной России 3
2 История реформирования земельных отношений 5
II Аграрная реформа 1861 года 6
1 Правовое содержание аграрной реформы 1861 года 6
III Аграрная реформа 1906 года 11
1 Правовое значение Столыпинской реформы 1906 года 11
Список использованной литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт природных ресурсов
Кафедра общей геологии и землеустройства
Землеустройство и кадастры
Реферат
по теме:
«Земельный строй дореволюционной России»
Выполнили:
Макарова К.А
Глумова А.И
студенты гр.2У10
Приняла:
Козина М.В
Томск, 2014
Оглавление
Формирование крепостного права
уходит во времена становления Киевской
Руси. В то время подлежали усиленной охране
все частные землевладения. На это указывает
текст статьи 34 «Русской Правды» (Краткая
редакция). В ней был установлен высокий
штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась
забота древнерусского государства об
обеспечении устойчивости земельного
правопорядка.
В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства
на земские (обычные) и опричные (особые),
включив в последние земли оппозиционной
княжеско-боярской аристократии. В 1580
г. церковным Собором было принято решение,
запрещавшее митрополитам, архиереям
и монастырям покупать вотчины у служилых
людей, принимать земли в заклад и на помин
души, увеличивать каким-либо другим способом
свои земельные владения. Во второй половине
XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных
земель, информация о которых была занесена
в писцовые книги, что способствовало
упорядочению финансовой и налоговой
систем и служилых обязанностей феодалов.
В дальнейшем государство провело повсеместное
описание земель с подразделением их на
окладные единицы («сохи»).
История России на протяжении нескольких веков привлекает к себе трагичностью и насыщенностью. История российского земельного права – это история государственных политических и экономических преобразований, формирования земельного права как отрасли и как дисциплины, это также история развития земельного законодательства. Влияние общественного экономического и интеллектуального развития на формирование земельного права и его институтов было безусловно определяющим.
Государство и гражданское общество определяли свои взгляды на земельный режим и переводили его на язык права в соответствии с тем уровнем знаний, который был присущ конкретному времени. Главной отличительной чертой земельных отношений в России на протяжении большого исторического отрезка времени было то, что частное землевладение определялось по сословному признаку. Эту особенность не тронули преобразования ни XIX, ни начала XX в.Все общество России, как известно, было разделено на определенные сословия. Сословный строй России имел вплоть до начала XX в достаточно сложную структуру и помимо наиболее многочисленных землевладельцев – сословия дворян и крестьян – включал сословие духовенства и городские сословия. Практически каждое из сословий (крестьяне – с 1861 г) обладало определенными правами на землю. Объем прав и обязанностей во многом зависел от принадлежности землевладельца тому или иному сословию. Одновременно право России признавало землю недвижимым имуществом, на которое распространялось общее гражданское законодательство и, естественно, положения о вещных и обязательственных правах. Помимо сословного землевладения российское право выделяло еще несколько "категорий" земель. Это земли казенные, приписанные к государственной казне, удельные земли, принадлежавшие царской фамилии; майоратные земли – тоже разновидность частных земель, но они отличались способом приобретения: майоратные земли переходили в частные руки из казны на основании Высочайшего указа, земли духовенства , городские, земские и земли сельских обществ. Существовали в российском праве конца XIX – начала XX в. и земли юридических лиц или учреждений.
Необходимо сделать вывод о том, что законодательное регулирование земельных отношений в России было сложным и многие институты находились в стадии развития, как, впрочем, и само земельное право. Только к началу XX в. стало складываться учение о земельном праве как о самостоятельной отрасли. Большинство норм, регулирующих права и обязанности землевладельцев, были собраны в Гражданском уложении, составившем содержание тома Х Свода законов Российской империи. Земельные нормы можно было найти и в многочисленном законодательстве о сословиях (наиболее яркий пример – приложение к тому IX Свода законов, содержавшее нормативные акты о крестьянах), а также в законодательстве, принятом для отдельных частей огромной Российской империи.
Со времен создания Российской империи и утверждения сословного строя долгое время земельные отношения в России сохранялись с незначительными изменениями, до тех пор пока общество не испытало в середине XIX в. значительное потрясение – аграрную и следующие за ней судебную и земскую реформы.
Главными историческими вехами,
с которыми связывается развитие
земельного права дореволюционной России,
стали две земельные реформы. В 1861г. крестьяне
были освобождены от крепостной зависимости
и пополнили круг субъектов землепользования.
В соответствии с изданными нормативными
актами был реформирован весь круг отношений,
связанных с жизнью крестьян, включая
имущественные, трудовые, семейные, административные.
Земельные отношения крестьян строились
на принципах установления двух видов
собственности на землю — общественной
собственности сельского общества и частной
собственности крестьян. Однако действовало
правило, в соответствии с которым земли
в общественную и частную собственность
могли быть получены лишь после выплаты
выкупных платежей помещику. Эти платежи
были отменены царским правительством
1 января 1907 г. Распространенная оценка
этого периода истории земельных отношений
складывается не в пользу общинного землевладения.
В научной литературе того времени высказывалось мнение о том, что при общинных земельных порядках отсутствует личный интерес трудиться «напряженно», «со знанием дела», «эффективно», при общинно - поземельных отношениях казна обречена на скудность доходов от земледелия. Наряду с этим существовало и твердое убеждение в том, что община является гарантом государственной устойчивости, основой славянской цивилизации, отличной от европейской. Среди помещиков и правительственных кругов доминировало мнение, что общину, состоящую из людей, приросших к земле, нужно сохранять.
Земельная реформа 1861 г. не затронула в целом земельно-правовые отношения России. Она была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:
1) собственность на землю
2) крестьяне получают усадебную
оседлость и наделы на
3) крестьяне выступают как
4) всемерно должен быть
обеспечен фискальный и
Таким образом, все виды поземельной собственности и поземельных прав, зафиксированные Сводом законов, сохранились без существенных изменений.
Освобождаемые крестьяне, приобретая статус «свободных сельских обывателей», имели земельные права с такими же ограничениями, какие существовали для частновладельческих земель сословно непривилегированных лиц.
Причины земельной реформы в России кратко были выражены в преамбуле Манифеста Александра II: «...Государственное законодательство, деятельно благоустроя высшие и средние сословия,...не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние.
Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственные выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния...». По Манифесту получалось, что причиной проблем в земельных отношениях России явилось ухудшение отношений между людьми. Однако действительным источником противоречий были экономические причины: народное хозяйство России все шире и шире вовлекалось в рыночные отношения, из года в год увеличивался экспорт из России, в первую очередь хлеба, что настойчиво требовало в условиях рыночной конкуренции повышения производительности труда. Труд же крепостного крестьянина отличался низкой производительностью. Россия пребывала в тисках феодально-крепостнической замкнутости и патриархальной обособленности, слишком поздно вступила на путь капиталистического развития. Если в Западной Европе прикрепление крестьян к земле произошло в период раннего средневековья, то в России — лишь в XVII в., т.е. когда на Западе от крепостного права оставались лишь остатки в виде феодальных повинностей. Кроме того, феодальная система России отличалась от стран Европы исключительной тягостностью для крестьянства.
Наконец, отставание России от стран Западной Европы в реформировании производственных отношений в сельском хозяйстве было обусловлено и природными факторами: страны Западной Европы расположены вблизи морей и судоходных рек; в них получили раннее развитие торговля и ремесла; территории этих стран в несколько раз меньше России с ее бездорожьем и отсутствием должной сельскохозяйственной инфраструктуры. Указанные объективные факторы и факторы субъективные (консервативные традиции) сделали безуспешными попытки АлександраI, издавшего в 1803 г. Указ «О свободных хлебопашцах», и Николая I, издавшего в 1842 г. Указ «Об обязанных крестьянах», реформировать крепостнические отношения в отношения свободного найма. Более удачными попытки реформации оказались в западных провинциях России. Так, в Польше крепостное право было отменено в 1807 г., в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях (ныне — страны Балтии) — в 1816—1819 гг.Традиционно считавшийся в истории освободительным от крепостного права 1861 г. на самом деле является лишь годом начала массового освобождения крестьян от крепостной зависимости. Положение от 19 февраля 1861 г. касалось лишь частновладельческих крестьян — наиболее многочисленной, зависимой от помещиков категорий крестьянства; положения этой реформы были распространены на другие категории крестьянства в разное время: на удельных крестьян (находившихся в зависимости от царской фамилии) — Законом от 26 июля 1863 г.; на государственных крестьян (плативших оброк непосредственно казне) — Законом от 18 января 1866 г.
Основным законодательным актом, определяющим способы и пути освобождения крестьянства от крепостной зависимости, явилось «Высочайше утвержденное Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», содержащее 207 статей.
Анализ содержания данных нормативно-правовых актов приводит к выводу, что принципы земельной реформы, избранные Секретным комитетом (образован в январе 1857 г. для подготовки проекта освобождения крестьян) — «осторожность и постепенность» — нашли в них свою реализацию.
Была создана система земельного строя, позволявшая постепенно, по «прусскому типу» аграрной эволюции перерасти крепостническому помещичьему хозяйству в хозяйство рыночного буржуазного типа. Этому способствовали следующие основные законоположения:
1) помещики, сохраняя право собственности
на все принадлежащие им земли,
обязаны были предоставить
2) крестьяне были обязаны нести
в пользу помещика повинности
работой или деньгами за
3) наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за это повинности, должны были отвечать таким условиям:
размер надела не должен быть ниже установленного минимума;
повинности не должны быть противны общему законодательству и положениям о крестьянах, вышедших из зависимости;
работы в качестве повинности за переданный надел должны были определяться в договорах, заключенных на срок не свыше трех лет; перезаключаемый договор также не должен был превышать трехлетнего срока (ст. 6 Общего положения).
При разработке Общего и местных положений, а также Правил о порядке применения этих положений, был разработан правовой механизм оптимального разрешения противоречий и гармонизации интересов собственников с неимущими. Например, если не достигалось добровольного соглашения между помещиком и крестьянином относительно получения надела и отработки повинности, надел крестьян землей и порядок отправления повинностей за него определялся Общим и местным положениями (ст. 6 Общего положения).Реформа собственности на землю осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля-продажа земли) и в порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей усадебной оседлости (земли, предоставленной помещиком в постоянное пользование).
В последнем случае был предусмотрен механизм правительственной помощи, крестьянам: правительство ссужало под приобретаемую землю определенную сумму с рассрочкой уплаты ее крестьянами на определенный срок. В результате помещик при сделке получал стоимость земельного участка сразу, имея возможность вложить средства в ведение новых форм хозяйствования на земле, а крестьянин не разорялся при покупке этого участка.
Таким образом, в результате реформы была создана взамен крепостного права сложная система общинной и семейной круговой поруки; сельская община («мир») отвечала перед государством за каждого домохозяина, а домохозяин отвечал перед общиной за членов своей семьи. В результате крепостное право, будучи отмененным, фактически трансформировалось в другую форму. Вновь образованная система земельных отношений явилась переходной к созданию капиталистической (рыночной) системы сельского хозяйства. Разрабатывая ее, государство исходило из особенностей России, ее огромных территорий, укоренившихся крепостнических традиций, которые опасно было сразу ломать. Предосторожности, соблюденные государственными чиновниками того времени, имели в России своим последствием почти 42 года без значительных потрясений государственного строя, не считая, конечно, убийства царя-освободителя Александра II в 1881 г., т.е. через 20 лет после издания Манифеста об освобождении крестьян. Реформа 1861 г. сохранила исторически сложившиеся две основные формы землевладения: общинное на большей территории России и подворное – преимущественно в западной ее части.