Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 02:33, реферат
При проведении землеустройства необходим учет законов природы и общества, действующих независимо от сознания и воли людей. Это обстоятельство требует формулировки принципов землеустройства – исходных положений, отражающих его самые существенные черты, направленность, содержание и методы. Принципы складываются в процессе практической и научной деятельности, исходя из социально-экономических потребностей общества и природных условий.
Ряду хозяйств были выданы акты на право пользование землей. Таким образом, к началу 1990 г. в стране сложилась определенная система землеустройства, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите и повышению плодородия почв.
Вместе с тем в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие экономики страны, что привело к необходимости земельной реформы и новому этапу землеустройства.
С начала земельной реформы в Российской Федерации и реформирования земельных отношений, т.е. с 1991 г., их землеустроительное обеспечение осуществлялось в соответствии с Республиканской программой проведения земельной реформы на территории РСФСР, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г.
В разделе «Землеустроительное обеспечение земельной реформы» акцент был сделан на составлении схем землеустройства, включающих комплекс топографо-геодезических и почвенно-геоботанических изысканий, проведении межхозяйственного землеустройства, инвентаризации и перераспределения земель с целью создания фонда для наделения ими крестьянских (фермерских) хозяйств. Намечались также разработка и осуществление республиканской и региональных программ защиты земель от деградации, консервация деградированных земель и их восстановление.
На первом этапе земельной реформы (1991-1993 гг.) основное внимание было уделено созданию фонда перераспределения земель, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, передаче земель в ведение сельских (поселковых) администраций, реорганизации колхозов и совхозов (на ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, акционерные общества, сельскохозяйственные кооперативы, сельскохозяйственные товарищества и общества) и приватизации земель.
Основное место в структуре землеустроительных работ заняли мероприятия по перераспределению земель, удовлетворению потребностей граждан и юридических лиц в земельных участках для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
На втором этапе земельной реформы (1994-2000 гг.) землеустройство было направлено в основном на решение текущих задач, связанных с выдачей документов на право собственности на землю, поддержанием земельного оборота, дальнейшей инвентаризацией земель.
Главными результатами земельной реформы были следующие:
- ликвидирована монополия
государственной собственности
на землю, осуществлен переход
к многообразным формам
- основная часть
- земли лесного фонда,
природоохранные и другие
- выполнены значительные
объемы работ по
-созданы объективные
условия для гражданского
За 1991-2000 гг. подготовлены и приняты 32 федеральных закона, 52 указа Президента Российской Федерации, 180 постановлений Правительства РФ и 242 ведомственных нормативных правовых акта по земельным вопросам. На уровне субъектов Российской Федерации принято около 13 тыс. соответствующих нормативных актов.
4. Главные средства производства, непосредственно связанные с сельским, водным и лесным хозяйством
Общественное производство исторически складывалось путем взаимодействия труда человека с землей и другими природными ресурсами.
Наиболее полно полезность земли для общества раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан с ее плодородием и продуктивностью. Человек, вооруженный биологическими, химическими, техническими средствами, возделывает растения, выращивает животных, используя при этом землю и связанные с ней другие природные ресурсы и как предмет труда, и как орудие производства. Особое положение земли в сельскохозяйственном производстве, а также в лесном хозяйстве определяет ее предназначение как главного средства производства в этих отраслях.
Земля, используемая в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях, связанных с получением биологической продукции, занимает особое место в составе средств производства. Ее отличительные особенности отмечал, в частности С.А. Удачин (Землеустроительное проектирование/ под ред. В.Д. Кирюхина. – М., Колос, 1976 С. 10-11). Самыми существенными из них являются:
- Земля как средство
производства используется в
тесном взаимодействии с
- Земля – незаменимое средство.
- Земля характеризуется
постоянством местоположения (неперемещаема),
поэтому ее пространственные
формы и многие свойства
- Земля в отличие от других средств производства в меньшей степени подвержена моральному и физическому износу. Но в тоже время при нерациональном (в том числе чрезмерно интенсивном) использовании земля утрачивает качество «вечного» средства производства и довольно быстро теряет свою производительную способность.
Особенности земли, проявляющиеся при ее использовании в сельском хозяйстве приводят к выделению специальной категории средств производства, неразрывно связанных с землей, к которым относятся:
- производственные постройки – животноводческие фермы, мастерские, склады, электростанции, предприятия по переработке продукции и т.п.;
- водохозяйственные и
мелиоративные сооружения –
- противоэрозионные сооружения;
- транспортные устройства – дороги, мосты и другие дорожные сооружения;
- многолетние насаждения
– сады, виноградники, ягодники, защитные
древесные и кустарниковые
- Другие хозяйственные устройства – ограждения, сети электроснабжения и связи и т.д.
Используются эти средства производства там, где сооружены, вместе с земельными участками, на которых расположены. После того как они созданы, перемещение их невозможно без полной или частичной потери их пригодности к эксплуатации, а недостаточно обоснованное размещение может вызвать большие экономические издержки.
Концентрация средств производства, неразрывно связанных с землей, во многом определяет уровень интенсификации сельского хозяйства. Чем лучше оборудована и оснащена территория в инженерном отношении, тем выше производительность земледельческого труда и меньше потери сельскохозяйственной продукции.
5. Основные направления
перспективного плана
Землеустроительная документация (в первую очередь схемы и проекты землеустройства) служит для обоснования и планирования мероприятий по социальному и экономическому развитию территорий, осуществляемых органами местного самоуправления и администрацией сельскохозяйственных предприятий. Вместе с тем контрольные цифры по развитию территории закладываются заказчиками землеустроительной документацией в схемы и проекты землеустройства.
В настоящее время полномочия органов местного самоуправления по земельным фондам существенно расширились, приобрели остроту задачи планирования использования земель в районе, экономического и социального развития территорий. В компетенцию районных администраций теперь входят практически все вопросы использования земель, затрагивающие интересы проживающего на них населения. К ним относятся:
- владения, использование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, контроль за использованием земель в границах района;
- комплексное социально-
- регулирование планировки,
застройки, благоустройства и озеленения,
использование водных объектов,
месторождений
- охрана окружающей среды и др.
Для планирования мероприятий в этой сфере муниципальные власти могут использовать материалы схем землеустройства.
Схема землеустройства административного района, например, используется для планирования мероприятий по сельскохозяйственному освоению, трансформации и улучшению земель; обоснования выделения земель несельскохозяйственным пользователям; организации землевладений крестьянских хозяйств, кооперативов, землепользований, арендаторов и т.д.; осуществления противоэрозионных и природоохранных мер; корректировки программ развития хозяйств и объединений с учетом качества и местоположения закрепленных за ними земель; обоснования распределения средств, поступающих за счет земельного налога.
Научно-исследовательские учреждения рекомендуют широко использовать принципы научно обоснованного планирования экономического и социального развития реформированным сельскохозяйственным предприятиям и в настоящее время. Прежде всего это разработка бизнес-планов предприятий, а также перспективных, планов развития производства и социального развития, производственно-финансовых и оперативных планов хозяйств и их производственных подразделений.
Бизнес-план сельскохозяйственного предприятия (организации) – это инструмент обоснования предпринимательской коммерческой деятельности, которая невозможна без учета перспектив использования и охраны земельных ресурсов, развития хозяйств, намечаемых в проектах землеустройства.
Перспективные планы составляют на всех предприятиях (включая крестьянские хозяйства); они определяют основные направления их экономического и социального развития на тот или иной период и увязываются с имеющимися средствами. Без этого невозможно рационально организовать работу, правильно распределить ресурсы, максимально производительно использовать рабочее время.
План развития производства, как правило, включает следующие основные разделы:
- специализация и размер хозяйства;
- сочетание отраслей
- развитие вспомогательных
и подсобных производств, комбинирование
сельскохозяйственной
- механизация и электрификация производства;
- организация и оплата труда, баланс трудовых ресурсов и т.д.
В плане социального развития решаются следующие вопросы:
- улучшение условий труда;
- совершенствование системы расселения, жилищных и культурно-бытовых условий;
- повышение квалификации работников предприятий и др.
Разработка плана заканчивается расчетами финансового обеспечения производственной и социальной программ.
На основании заданий плана, уточняемых при внутрихозяйственном землеустройстве с учетом качества земель, территориальных особенностей землевладений или землепользования, а также после определения очередности мероприятий по рациональному использованию земли и ее охране, составляют текущие производственно-финансовые планы хозяйства (товарищества, кооператива, акционерного общества и т.д.). В этих планах реализуются намеченные на перспективу предложения, включая разработку рабочих проектов осуществления отдельных землеустроительных мероприятий (улучшению угодий, строительство орошаемых культурных пастбищ, рекультивация земель и т.д.), которые обеспечиваются соответствующими ресурсами и принимаются к исполнению. Производственно-финансовые планы составляют ежегодно. Кроме того, в хозяйствах разрабатывают более детальные оперативные планы на отдельные периоды работ (посев, уборка и д.р.).
Развитие сельскохозяйственного производства, появление новых форм землевладения и землепользования, организации и оплаты труда, интенсификация нередко требуют освоения новых земель, дополнительных мер по мелиорации, защите почв от эрозии и охране природы, переустройству территории, поскольку решения, принятые при ранее проведенном землеустройстве не всегда соответствует новым направлениям деятельности предприятия.
В последние годы произошли глубокие изменения в экономических отношениях и методах управления народным хозяйством, в том числе в агропромышленном комплексе. Структура производства, объемы продажи продукции, другие производственные и экономические показатели теперь определяются предприятиями самостоятельно, исходя из спроса потребителей, необходимости увеличения доходов работников, прибыли и рентабельности, достижения полной самоокупаемости и самофинансирования. Тем самым резко повышается их ответственность за разработку эффективных планов развития, в том числе по использованию земельных ресурсов.
При внутрихозяйственном землеустройстве в первую очередь необходимо:
- оценить биоклиматический
потенциал земель хозяйства и
его обеспеченность
- составить реальную
Информация о работе Исторический опыт землеустройства в нашей стране и его использование