Источники земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые источники права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и система источников земельного права. 4
2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений. 7
3. Федеральное земельное законодательство. 9
4. Проблемы развития российского земельного законодательства. 15
Заключение. 18
Решение задач. 19
Список использованной литературы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Источники земельного права.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Вопросам  охраны земель посвящены Федеральные  законы от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». В первом детально сформулированы правила по проведению мероприятий, направленных на улучшение земель, установлены требования по государственной экспертизе документации на строительство мелиоративных систем, их паспортизации, мониторингу и учету мелиорированных земель, определен правовой режим использования земель для проведения мелиоративных мероприятий и порядок финансирования мелиорации. Во втором — установлены меры обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении пользователями хозяйственной деятельности. Они включают установление прав и обязанности пользователей по повышению плодородия почв на предоставленных им землях, обязанности Правительства РФ ежегодно готовить Национальный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного нормирования и мониторинга плодородия земель, сертификации почв, агрохимикатов и пестицидов, а также меры государственного контроля за воспроизводством плодородия земель и их рациональным использованием2.

Значительное число земельных  норм содержится в федеральных законах, регулирующих наряду с земельными также иные разновидности общественных отношений. Первое место среди данной группы законов по объему и значимости правовых норм принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Фактически все его статьи, где речь идет о недвижимом имуществе, распространяются на соответствующие земельные отношения: гл. 9 «Сделки», соответствующие главы, входящие в Раздел II «Право собственности и другие вещные права», гл. 31 и 32 «Мена», «Дарение», гл. 34 «Аренда», гл. 36 «Безвозмездное пользование», гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда». Гражданский кодекс содержит также гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», которая с учетом специфики земель как объекта имущественных прав устанавливает специальные правила владения, пользования и распоряжения землей.

Основные процессуальные требования, предъявляемые к юридическому оформлению права частной собственности  на землю, а также вопросы организации  государственного управления в данной области содержатся в Федеральном законе от 21 июня 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Закон вносит изменения в порядок регистрации прав на земельные участки, предусматривая, в частности, создание Единого государственного реестра прав и передавая в систему Министерства юстиции РФ полномочия по его ведению.

Правовой режим земель, предоставленных  гражданам и их объединениям для  ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, определен в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Земельные нормы сконцентрированы в гл. III Закона. Закон ориентирован на установление государственного контроля за развитием садоводства, огородничества и дачного хозяйства путем использования таких механизмов, как зонирование территории, регистрация и учет желающих получить земельные участки, определение оснований предоставления и отказа в предоставлении земель и др.

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», заменивший принятый в 1992 г. Закон «О залоге», регулирует порядок ипотеки (залога) недвижимого имущества, включая  землю. Глава XI Закона определяет особенности  порядка ипотеки земельных участков, хотя за пределами этих особенностей все иные требования Закона в равной степени распространяются на земли. В данном разделе определяются субъекты и объекты ипотеки, установлены ограничения на совершение сделок ипотеки земель, права и обязанности сторон договора ипотеки.

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами  и агрохимикатами», не регулируя  прямо земельные отношения, может  быть также отнесен к источникам земельного права, так как его положения дополняют нормы о правовом режиме земель, используемых для ведения сельского хозяйства. Данный Закон, в частности, устанавливает механизм реализации требования земельного законодательства об обязанности землепользователей эффективно использовать землю, повышать ее плодородие, не допускать ухудшения экологической обстановки.

Особенности правового режима отдельных  категорий земель определены в Лесном (1997) и Водном (1995) кодексах, Законах  «О недрах» (1995), «О сельскохозяйственной кооперации» (1995), «О государственной границе» (1993), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «О жилищной политике» (1992), «О товариществах собственников жилья» (1996), Градостроительном кодексе.

Указы Президента РФ играют важную самостоятельную  роль в регулировании земельных отношений. Президент РФ, используя свое конституционное право, издает от своего имени указы и распоряжения. Большинство принятых указов Президента РФ посвящены вопросам частной собственности на землю основаны на политике либерализации данного права, расширении и снятии ограничений на реализацию правомочий собственников по распоряжению землями. Одним из последних, наиболее дискутируемых стал Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», которым расширены права собственников земельных долей по распоряжению собственностью, а также урегулированы некоторые вопросы предоставления земель для сельскохозяйственных целей3.

Наиболее многочисленную группу источников земельного права составляют подзаконные нормативные акты, представленные постановлениями Правительства РФ и ведомственными решениями. По своему назначению они развивают и обеспечивают исполнение отдельных положений законов, поэтому не носят комплексного характера, а являются тематически узко специальными.

Небольшое число постановлений  Правительства РФ касается вопросов приватизации земель и реализации отношений  собственности. Среди них — постановления  от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации  колхозов и совхозов» от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и Реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» постановление Совета Министров — Правительства Р.Ф. от 30 мая 1993 г. № 503 «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков».

Более значительна роль постановлений  Правительства РФ в регулировании  исполнения государственными органами функций земельного управления. В  развитие Закона «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» были приняты постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 1 ноября 1997 г. № 1378 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Постановлениями Совета Министров _ Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 (в ред. от 12 марта 1996 г.) «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации», постановлениями Правительства Р.Ф. от 12 июня 1993 г. № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам», от 4 августа 1995 г. № 784 «О внесении дополнений в Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра» определяются содержание и порядок выполнения контрольных и учетных функций государственных органов.

 

 

4. Проблемы развития  российского земельного законодательства.

Изменение земельного строя России провозглашено одной из главных целей, осуществляемых в последние годы социально-экономических преобразований. Использование земель стало платным, появилась частная и муниципальная земельная собственность, принимаются меры к включению земельных участков в гражданский оборот и так далее. Однако, если обратиться к содержанию федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, на основе которых осуществляется земельная реформа и которыми закрепляются ее результаты, то увидим непоследовательность и явное юридическое несовершенство этих актов. Гражданский кодекс Российской Федерации (один из лучших законодательных актов в России) признает земельный участок недвижимым имуществом, но право собственности и иные вещные права на землю определяются в отдельной главе, вступление в силу которой связывается с принятием Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, с одной стороны, земельный участок выводится из-под действия общих положений гражданского законодательства о собственности, а с другой - не допускается применение специальных гражданско-правовых норм о земле, если это не соответствует земельному законодательству.

С учетом того, что федеральные  законы о земле претендуют на установление иного, чем в гражданском законодательстве, порядка решения земельно-имущественных вопросов, применение Гражданского кодекса Российской Федерации в этой части весьма проблематично. Отказ признать землю недвижимостью не формально, а по существу влечет за собой установление вместо налога на недвижимость земельного налога и применение многих других не очень удачных юридических конструкций. Что касается указов Президента Российской Федерации, то они носят не столько регулирующий, сколько программный характер и, естественно, не могут заменить собой законы, хотя, спору нет, значение их для становления рыночной экономики трудно переоценить. По крайней мере можно смело утверждать, что для поддержания нормального правопорядка в земельной сфере их явно недостаточно. Кроме того, в них тоже имеются серьезные юридические изъяны. Такое развитие законодательства о земле вызывает недоумение, поскольку создана конституционная основа для нормального правового регулирования земельных вопросов. Конституция Российской Федерации, с одной стороны, выделяет в российской правовой системе земельное законодательство в качестве самостоятельной отрасли, а с другой-подчеркивает необходимость определения порядка и условий пользования землей в федеральных законах. Неслучайно законодательство о земле предусмотрено в общеправовом классификаторе отраслей российского законодательства, подготовленном Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171. Конституционные нормы касающиеся значения земли, самостоятельности земельного законодательства и основополагающей роли федеральных законов в регулировании земельных вопросов, закрепляются наряду с положениями Конституции Российской Федерации, определяющими основы рыночного оборота земель. Так, установлено многообразие форм земельной собственности, признана частная собственность на землю, определены гарантии реализации прав собственника земельного участка (статьи 9 и 36). Для выполнения указанных положений Конституции Российской Федерации требуется лишь изменить сложившуюся систему правового регулирования земельных вопросов.

 Тем не менее пока этого  не происходит. Действующее федеральное  земельное законодательство до  сих пор не приведено в соответствие  с Конституцией Российской Федерации и продолжает регулировать земельные вопросы на основе положений советского земельного права и его теоретической базы. Тем временем сложившаяся обстановка настоятельно требует выработки новых подходов к регулированию земельных вопросов. Земельное законодательство должно гармонизировать свободную экономическую деятельность и государственное управление, которые в настоящее время во многом несовместимы друг с другом. Без кардинального изменения взглядов на пути разрешения земельно-правовой проблемы окажется невозможным сформировать взаимосвязанную систему земельного законодательства. Федеральное земельное законодательство чрезвычайно усложнено и запутано.

Имеется множество федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, так  или иначе затрагивающих земельные вопросы, но они бессистемны. Многие положения не только земельного законодательства СССР и РСФСР, но и новейшего земельного законодательства Российской Федерации либо фактически утратили силу, либо остро стоит вопрос об их правомерности. По причинам политического или иного характера в ряде случаев вступают в силу федеральные законы, конституционность которых весьма спорна. Совершенно очевидны пробелы в федеральном земельном законодательстве. Указанные недостатки федерального земельного законодательства свидетельствуют о том, что оно не может сейчас выступать полноценным регулятором соответствующих отношений. В последнее время разрешение земельных вопросов напрямую связывается с проблемой принятия Земельного кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, источники земельного права – особая форма выражения  правил поведения, делающая их общеобязательными. Следовательно, чтобы то или иное правило поведения было признано источником права, в конкретном, земельного, оно должно быть облечено в строго определенную, правовую форму закона, указа, постановления, инструкции и т.д.

Поскольку земельные отношения  регулируются не только нормами земельного права, но и других отраслей права, большое  число среди его источников занимают нормы, содержащиеся в смежных отраслях права – гражданском, административном, аграрном и т.д. Большое место среди источников земельного права занимают законы., то есть нормативные акты высшей юридической силы, создающие легальную основу правового регулирования земельных отношений. Многие нормы земельного права содержаться в кодифицированных законодательных актах: Земельном, Водном, Лесном кодексах.

Составной частью источников российского  земельного права являются международно-правовые акты, нормы которых так или иначе регулируют земельные отношения внутри страны. Такие нормы, согласно ст.15 Конституции РФ, являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законодательством, применяются правила международного договора.

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач.

 

Данная норма закона Краснодарского края «об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» противоречит: 
1). ч.2 ст.9 Конституции РФ (земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности),

Информация о работе Источники земельного права